г. Красноярск |
|
16 августа 2019 г. |
Дело N А74-11388/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "12" августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" августа 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иванцовой О.А.,
судей: Шелега Д.И., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Лизан Т.Е. и Маланчик Д.Г.,
при участии:
от ответчика (общества с ограниченной ответственностью "Сластена"): Олейникова В.В., представителя на основании доверенности от 06.08.2019, паспорта (после перерыва),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сластена"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "01" апреля 2019 года по делу N А74-11388/2018,
принятое судьей Кирилловой Н.П.,
установил:
некоммерческая организация "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (ИНН 1901101327, ОГРН 1131900000704) (далее - истец, НО "Фонд Капремонта") обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Сластена" (ИНН 1901010630, ОГРН 1021900525019) (далее - ответчик, ООО "Сластена") - собственнику нежилого помещения в городе Абакане по улице Итыгина, дом 4, о взыскании 137 448 рублей 76 копеек, в том числе 119 123 рублей 88 копеек долга по уплате обязательных взносов на капитальный ремонт за период с июня 2015 года по декабрь 2018 года и 18 324 рублей 88 копеек пени за период с 31.08.2015 по 15.02.2019.
Определением от 25.03.2019 к участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - общество с ограниченной ответственностью "Спектр" (далее - третье лицо, ООО "Спектр") - управляющая компания многоквартирного жилого дома по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Итыгина, 4.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 01 апреля 2019 года по делу N А74-11388/2018 иск удовлетворен. С ООО "Сластена" в пользу НО "Фонд Капремонта" взыскано 137 448 рублей 76 копеек, в том числе 119 123 рубля 88 копеек долга по взносам на капитальный ремонт за период с июня 2015 года по декабрь 2018 года и 18 324 рубля 88 копеек неустойки, а также расходы по государственной пошлине 4853 рубля. С ООО "Сластена" в доходы федерального бюджета взыскана государственная пошлина 270 рублей.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Сластена" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять новое решение по делу, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылается на следующие обстоятельства:
- поскольку пристроенное здание является самостоятельным объектом недвижимости, не связано с общим имуществом многоквартирного жилого дома, функциональная связь нежилых объектов отсутствует, то расчет платы за жилищно-коммунальные услуги должен производиться исходя из площади принадлежащей ответчику встроенной части помещения, в связи с чем сумма долга по взносам на капитальный ремонт составляет - 22 169 рублей 74 копейки, сумма пеней - 2806 рублей 23 копейки;
- срок для обращения в суд в части требования задолженности за период с декабря 2014 года по июль 2015 года истек;
- согласно предоставленной истцом справки по лицевому счету взнос на капитальный ремонт за период с января 2015 года по декабрь 2015 года, с января 2016 года по апрель 2016 года рассчитан исходя из площади 89,18 кв.м., в то время как в исковом заявлении задолженность за указанные периоды рассчитана на площадь 465,2 кв.м.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на изложенные в ней доводы.
НО "Фонд Капремонта", ООО "Спектр", уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих уполномоченных представителей не направили, отзывы на апелляционную жалобу не представили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей истца и третьего лица.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
НО "Фонд Капремонта" является региональным оператором, созданным Правительством Республики Хакасия во исполнение Закона Республики Хакасия от 28.06.2013 N 55-ЗРХ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Хакасия" для формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Хакасия.
Статьями 4(1) и 5(2) Закона Республики Хакасия от 28.06.2013 N 55-ЗРХ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Хакасия" установлены обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт для собственников помещений в многоквартирном доме, порядок определения способа формирования фонда капитального ремонта решением собственников, порядок и сроки уплаты взносов на капитальный ремонт в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
По данным выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 25.06.2018 нежилое помещение магазин-кондитерская "Сластена", кадастровой номер 19:01:020102:2811, расположенное по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Итыгина, д. 4, пом 18Н, площадью 465,2 кв.м., этаж N 01, подвал, принадлежит на праве собственности ООО "Сластена".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 22.03.2019 многоквартирный жилой дом, кадастровой номер 19:01:020102:1139, расположен по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Итыгина, д. 4, общая площадь 3381,6 кв.м., 10 этажей, в том числе подземных 1; помещение с кадастровым номером 19:01:020102:2811 входит в состав помещений в здании дома.
По данным технического паспорта на помещение 18Н по ул. Итыгина, д. 4, в г. Абакане, оно состоит из помещения столовой площадью 397 кв.м., встроенная часть площадью 110,1 кв.м., крыльца площадью 72,3 кв.м., подвал площадью 81,2 кв.м. По экспликации площадь помещений с подвалом - 465,2 кв.м. Конструктивные элементы - кирпичные стены, фундаменты и плиты перекрытия - железобетон, крыша рулонная, имеется централизованние отопление, водопровод, канализация, горячее водоснабжение, электроосвещение. На плане первого этажа помещения видно, что из пристроенной части нежилого помещения имеется входной проем во встроенную часть, расположенную за стеной жилого дома.
В соответствии с актом осмотра общедомового имущества от 02.10.2018, подписанном истцом и ответчиком, помещение 18Н по адресу: г. Абакан, ул. Итыгина, д. 4, встроено-пристроенное общей площадью 465,2 кв.м.; встроенная часть помещения составляет 110,1 кв.м. Кровля пристроенной части отдельная, отдельно подвал, фундамент и цокольная часть в пристроенном помещении. Стены дома панельные, стены пристройки из кирпича. В пристроенной части помещения свои выпускные колодца в количестве 3 шт., выводы канализации и водоотведения свои с МКД не связаны. Имеется своя электрощитовая с оборудованным отдельным вводом от трансформатора. Встроенная часть помещения имеет общие стены с МКД, материал стен панели ЖБ, подвал общий с МКД, система отопления, канализация, горячее и холодное водоснабжение является общими с МКД, подключение системы горячего водоснабжения запитаны от общего узла управления с МКД, холодное водоснабжение запитано от общего с МКД узла учета. ГСВ и ХВС имеют свои индивидуальные приборы учета. Фундамент встроенного помещения общий с МКД, также цокольная часть и отмостка. Земельный участок под пристроенной частью помещения в собственности ООО "Сластена".
Исполняя обязанности регионального оператора по обеспечению капитального ремонта, истец начислил и предъявил к оплате ответчику ежемесячные взносы на капитальный ремонт за период с июня 2015 года по декабрь 2018 года в размере 119 123 рублей 88 копеек.
Неисполнение ответчиком обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт послужило для истца основанием обращения в суд с иском о взыскании долга и неустойки.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с положением статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно части 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Частями 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В силу статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу многоквартирного дома, принадлежащему собственникам помещений в многоквартирном доме, относятся, в частности, технические этажи, технические подвалы, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, то есть стены, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Как верно установлено судом первой инстанции, выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 25.06.2018, от 22.03.2019 подтверждают государственную регистрацию права собственности ответчика ООО "Сластена" на нежилое помещение пом. 18Н, общей площадью 465,2 кв.м., расположенное по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Итыгина, д. 4, учет указанного помещения в составе помещений многоквартирного жилого дома по этому адресу.
Поскольку в Едином государственном реестре недвижимости помещение 18Н включено в состав помещений МКД, то ответчик, являясь собственником данного помещения, должен нести все предусмотренные жилищным законодательством обязанности собственника помещений в доме, в том числе уплачивать взносы на капитальный ремонт.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что пристроенное здание является самостоятельным объектом недвижимости, не связано с общим имуществом многоквартирного жилого дома, функциональная связь нежилых объектов отсутствует; данная пристроенная часть содержится силами и за счет средств ответчика, доказательств оказания истцом услуг по содержанию и ремонту в отношении пристроенной части помещения в материалах дела не имеется; расчет платы за жилищно-коммунальные услуги должен производиться исходя из площади принадлежащей ответчику встроенной части помещения.
Суд апелляционной инстанции отклоняет указанные доводы в силу следующего.
План нежилого помещения 18 в техническом паспорте свидетельствует о том, что помещения по экспликации N N 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32 общей площадью 110,1 кв.м. располагаются внутри стен многоквартирного жилого дома (встроенная часть), между встроенной и пристроенной частями помещения имеется сообщение через дверной проем.
В соответствии с СП 54.13330 "Свод правил Здания жилые многоквартирные" встроенно-пристроенное помещение - это помещение, располагаемое, в габаритах здания и в объемах, вынесенных за пределы габаритов здания более чем на 1,5 м.
Акт осмотра нежилого помещения от 02.10.2018 подтверждает, что встроенно- пристроенное помещение 18Н имеет признаки самостоятельного строения по таким конструктивным элементам, как стены и крыша. Вместе с тем, оно имеет конструктивное соединение с жилым домом через его встроенную часть, а в свою очередь встроенная часть имеет общие с МЖД стены и подвальные помещения, через встроенные помещения проходят инженерные сети МЖД.
С учетом указанных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии законных оснований для признания принадлежащего ответчику встроенно-пристроенного нежилого помещения отдельным строением, не связанным с многоквартирным жилым домом.
Судом первой инстанции обоснованно не приняты возражения ответчика о том, что его обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт должна быть ограничена площадью встроенного помещения 110,1 кв.м., так как не основаны на нормах Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Республики Хакасия от 28.06.2013 N 55-ЗРХ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Хакасия", постановлениях Правительства Республики Хакасия, устанавливающих размеры взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Республики Хакасия. Указанные нормативные правовые акты не содержат специальных правил начисления взносов на капремонт собственникам встроенно-пристроенных помещений, позволяющих исключать из расчета какие - либо его части, в том числе пристроенные помещения.
В связи с отсутствием решения собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Итыгина, д. 4, о способе формирования фонда капитального ремонта, постановлением администрации г. Абакана от 29.08.2014 N 1700 "Об определении способа формирования фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов в городе Абакане, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или не реализовали выбранный способ" названный дом включен в перечень многоквартирных домов, фонды капитального ремонта общего имущества которых формируются на счёте регионального оператора.
В силу части 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В Республике Хакасия региональная программа утверждена постановлением Правительства Республики Хакасия от 14.03.2014 N 102 "Об утверждении региональной программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Хакасия (2014-2043 годы)" и официально опубликована 18.03.2014 в бюллетене "Вестник Хакасии", следовательно, обязанность по уплате взносов возникла у ответчика с 01.12.2014.
Минимальные размеры обязательного взноса на ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Республике Хакасия установлены постановлением Правительства Республики Хакасия от 07.10.2013 N 533 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Республики Хакасия", согласно которому в 2014 - 2015 годах по г. Абакану минимальный размер взноса установлен в размере 4 рубля 80 копеек за кв.м. в домах без лифтового оборудования, 5 рублей 20 копеек за кв.м в домах оснащенных лифтовым оборудованием.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 07.12.2015 N 646 минимальный размер взноса на капитальный ремонт в 2016 году по г. Абакану установлен в размере 5 рублей 34 копейки за кв.м. в домах без лифтового оборудования, 5 рублей 78 копеек за кв.м в домах оснащенных лифтовым оборудованием.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 07.11.2016 N 547 минимальный размер взноса на капитальный ремонт с января по июль 2017 года по г. Абакану установлен в размере 5 рублей 64 копеек за кв.м. в домах без лифтового оборудования, 6 рублей 10 копеек за кв.м в домах оснащенных лифтовым оборудованием.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 18.08.2017 N 428 минимальный размер взноса на капитальный ремонт с августа 2017 года по настоящее время по г. Абакану установлен в размере 5 рублей 85 копеек за кв.м. в домах без лифтового оборудования, 6 рублей 33 копеек за кв.м в домах оснащенных лифтовым оборудованием.
По расчету истца сумма взносов на капитальный ремонт по нежилому помещению, составила 119 123 рубля 88 копеек (16 933 рубля 28 копеек за период с июня 2015 года по декабрь 2015 года, 32 266 рублей 32 копейки за период с января по декабрь 2016 года, 19 864 рубля 04 копейки за период с января по июль 2017 года, 50 060 рублей 24 копейки за период с августа 2017 года по декабрь 2018 года).
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод ответчика о том, что в справке по лицевому счету взнос на капитальный ремонт за период с января 2015 года по декабрь 2015 года, с января 2016 года по апрель 2016 года рассчитан исходя из площади 89,18 кв.м., как не имеющий правового значения. Материалами дела подтверждается, что площадь спорного помещения составляет 465,2 кв.м.
Исходя из изложенного, расчет истцом размера задолженности за спорный период, проверен, признан апелляционным судом верным, поскольку произведен исходя из площади помещения ответчика и установленного тарифа. Расчет, представленный ответчиком в апелляционной жалобе, подлежит отклонению как необоснованный.
Доводы апелляционной жалобы о том, что срок для обращения в суд в части требования задолженности за период с декабря 2014 года по июль 2015 года истек, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку истцом заявлены требования о взыскании задолженности, с учетом истечения срока исковой давности.
В соответствии с частью 4 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор применяет установленные законодательством меры, включая начисление пеней, установленных частью 14.1 статьи 155 данного Кодекса, в отношении собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в случае несвоевременной и (или) неполной уплаты ими взносов на капитальный ремонт.
Частью 14.1 статьи 151 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Приведенный в исковом заявлении расчет пени соответствует части 14.1 статьи 151 Жилищного кодекса Российской Федерации, фактическим обстоятельствам и является арифметически правильным.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что с ответчика в пользу истца подлежат взысканию долг по оплате обязательных взносов на капитальный ремонт в сумме 119 123 рубля 88 копеек и 18 324 рубля 88 копеек неустойки за просрочку платежей.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, следовательно, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по уплате государственной пошлины, связанные, в том числе с подачей апелляционной жалобы, подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "01" апреля 2019 года по делу N А74-11388/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
Д.И. Шелег |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-11388/2018
Истец: Некоммерческая организация "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов"
Ответчик: ООО "Сластена"
Третье лицо: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Хакасия