г. Москва |
|
07 августа 2019 г. |
Дело N А40-317761/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Поповой Г.Н.,
судей: Гармаева Б.П., Веклича Б.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Козиным О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "СЗППК"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.05.2019 г. по делу N А40-317761/18, принятое судьей Козловским В.Э.,
по иску АО "СЗППК"
к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: Мягков С.Г. по доверенности от 27.12.2018 N 97Д.
от ответчика 1: Фомина В.Е. по доверенности от 06.06.2019 N 01-10-08/67.
от ответчика 2: не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" (далее по тексту- АО "СЗППК") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о взыскании потерь в доходах, возникших вследствие оказания услуг по перевозке граждан-получателей социальной услуги в сумме 442 637 476 рублей 99 копеек.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.05.2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
АО "СЗППК" не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Министерством финансов Российской Федерации возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение законным и обоснованным, ссылаясь на позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель Министерства труда и социальной защиты России, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
Заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, исходя из следующего:
Из материалов дела следует, истец что является коммерческой организацией, осуществляющей организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Республики Карелия, Новгородской, Псковской, Мурманской, Вологодской и Тверской областей в соответствии с договорами на организацию транспортного обслуживания населения.
В период с 01.01.2015 г. по 31.12.2015 г. АО "С3ППК" осуществляло организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по указанным территориям.
Между АО "ЗППК" и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации был заключен государственный контракт от 26.06.2015 г. N 15-К-12-111 на оказание услуги по перевозке граждан- получателей социальной услуги железнодорожным транспортом в пригородном сообщении (далее государственный контракт).
Цена государственного контракта была рассчитана заказчиком в соответствии с формулой, предусмотренной в пункте 24(1) Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 г. N 864, и установлена в размере 701569083 рубля 01 коп., с учетом дополнительного соглашения от 17.12.2015г.N 3.
В п. 5.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 г. N 328, и подпунктом "а" пункта 16 государственного контракта, перевозчик обеспечивает перевозку граждан получателей социальной услуги без взимания с них платы за проезд в период действия государственного контракта без ограничения числа поездок и маршрута следования.
Фактически за период с января по декабрь 2015 года АО "СЗГППК" обеспечило перевозку 11316620 граждан-получателей социальной услуги на сумму 1 144 206 560 рублей.
Потери в доходах АО "СЗППК" представляют собой не полученную с граждан-получателей социальной услуги плату за проезд, рассчитанные исходя из количества оформленных безденежных проездных билетов и их фактической стоимости по утвержденным субъектом Российской Федерации тарифам.
Заказчик произвел оплату на сумму 701 569 083 рубля 01 копейки.
Истцом заявлены убытки от не возмещенных потерь в доходах АО "СЗППК" за 2015 год, который составил 442 637 476 рублей 99 копеек., из расчета: 1 144 206 560 руб. - 701 569 083 руб. 01 коп.
АО "СЗППК" в адрес Минтруда России и в адрес Министерства финансов Российской Федерации направлена претензия от 29.10.2018 г. N 5447, по итогам рассмотрения которой, получен отказ, что подтверждается письмами Минтруда России от 08.11.2018г.N12-3/10/В-8773, и Минфина России от 08.11.2018г.N 12-05-10/80713г.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999г.N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" ( далее по тексту- Федеральный закон N 178-ФЗ), в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В силу норм ст. 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ, лица, относящиеся к указанным в статье 6.2 данного Федерального закона категориям граждан, имеют право на получение набора социальных услуг, в который включен бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте.
В силу ст. 4 Федерального закона N 178-ФЗ, полномочиями по разработке и реализация федеральных программ оказания гражданам на территории Российской Федерации государственной социальной помощи путем предоставления субсидий на оплату оказываемых гражданам социальных услуг обладает Российская Федерация.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 г. N 864, утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг "О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и установлении платы за предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненным к ним категориям граждан"(далее по тексту- Правила N 864).
В соответствии с п.п. 4,12 Правил N 864, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по бесплатному проезду на железнодорожном транспорте пригородного сообщения; средства на предоставление гражданам проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения направляются на оплату этой услуги организациям, осуществляющим перевозку граждан на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении, по перечню согласно приложению N 1, заключившим с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 2 статьи 55 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", государственные контракты в соответствии с примерной формой согласно приложению N 2.
Однако истец, в Перечень организаций, осуществляющих перевозку граждан на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении в 2012 году (приложение N 1 к Правилам) не включен; при этом, оплата перевозчику по фактическим расходам в отсутствие заключенного государственного контракта нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации не предусмотрена.
В силу решения Правительства Российской Федерации к числу обязательных условий получения средств на предоставление гражданам проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения относит наличие типового контракта (договора).
В связи с реорганизацией Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации полномочия, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 г. N 864 перешли Министерству труда и социального развития Российской Федерации
В исполнение федеральной программы по предоставлению государственной социальной помощи Министерством труда и социального развития Российской Федерации с АО "СЗППК" был заключен Государственный контракт на оказание услуги по перевозке граждан-получателей социальной услуги.
Стороны в договоре согласовали (подпункт 1 пункта 10 государственного контракта), что истец осуществляет перевозку граждан - получателей социальной услуги (категории которых перечислены в приложении N 1 к государственному контракту) без взимания с них платы за проезд в период действия государственного контракта без ограничения числа поездок и маршрута следования.
Оплата перевозчику по фактическим расходам государственным контрактом не предусмотрена; оплата осуществлялась по ежемесячным счетам в соответствии с условиями Государственного контракта.
Учитывая вышеизложенное, обязательства перед истцом были полностью выполнены в объеме, предусмотренном государственным контрактом и в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями.
Количество поездок каждого гражданина, маршруты следования граждан и дальность их поездок, а также, фактическая стоимость их проезда не подлежат какому-либо учету и не учитываются, в том числе, при расчетах по государственному контракту.
Исходя из нормативных положений Постановления N 864, Правил и условий подписанного сторонами государственного контракта, его цена являлась фиксированной, оплата по фактической стоимости оказанных услуг не предусмотрена.
Следовательно, требования заявлены истцом за рамками договорных правоотношений.
Кроме того, расходы перевозчик несет не в рамках государственного контракта, а в силу закона. Заключение государственного контракта и его исполнение является одним из элементов в системе действий, направленных на установление и реализацию механизма возмещения потерь в доходах, участником которых являются перевозчик и Российская Федерация.
С учетом вышеизложенного, правомерен вывод суда, что истцом не представлены надлежащие доказательства наличия у него убытков, в том числе, и во взыскиваемом размере.
Доводы заявителя апелляционной жалобы были предметом исследования судом первой инстанции. Которым им была дана надлежащая оценка и с которой согласился апелляционный суд.
В Российской Федерации действует Федеральный закон от 17.07.1999г.N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в котором указан перечень лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе, в виде бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте.
Порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации, а именно постановлением от 29.12.2004 г. N 864 "О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг", в котором утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг(далее - Правила N 864).
На основании решения Правительства Российской Федерации к числу обязательных условий получения средств на предоставление гражданам проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения относится наличие типового контракта(договора)
В соответствии с указанными Правилами финансового обеспечения расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.
Исковые требования направлены истцом по сути на изменение неустановленным способом Федерального закона о бюджете.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 864 "О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг", не предусмотрена оплата перевозчику по фактическим расходам.
В связи с чем, заявленные истцом расходы вне рамок государственного контракта, который был оплачен, ответчиком.
Данная позиция отражена в судебной практике, в том числе по делам : N N А40-251680/15, А40-6873/17, А40-251353/17.
Арбитражный суд согласно п. 1 ст. 71 АПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Заявитель апелляционной жалобы не доказал наличия оснований для отмены решения по настоящему делу
Принимая во внимание вышеизложенное, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения.
Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе распределены апелляционным судом в порядке норм ст.110 АПК РФ и отнесены на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28.05.2019 по делу N А40-317761/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу АО "СЗППК" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.Н. Попова |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-317761/2018
Истец: АО СЗППК
Ответчик: Министерство труда и социальной защиты РФ, Министерство финансов РФ