город Томск |
|
12 августа 2019 г. |
Дело N А67-10726/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Кривошеиной С.В.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента управления муниципальной собственностью Администрации города Томска (N 07АП-6806/2019) на решение Арбитражного суда Томской области от 04.06.2019 по делу N А67-10726/2018 (судья Чиндина Е.В.) по заявлению открытого акционерного общества Специальное проектно-конструкторское и технологическое бюро "Сибэлектромотор" (623388, Свердловская область, г. Полевской, территория Химлаборатории, литер 13, ИНН 6679035935, ОГРН 1136679010522) к Департаменту управления муниципальной собственностью Администрации города Томска (634050, г. Томск, пер. Плеханова, 4) о признании незаконным решения от 09.08.2018 N 9926 "Об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 70:21:0200018:84.
При участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в кемеровской и Томской областях (650064, г. Кемерово, ул. Ноградская, 5).
В судебном заседании приняли участие:
от открытого акционерного общества Специальное проектно-конструкторское и технологическое бюро "Сибэлектромотор": Синицкая Е.Г. по доверенности от 09.06.2018 (на 5 лет),
от Департамента управления муниципальной собственностью Администрации города Томска: Гетунова Т.Н. по доверенности от 07.02.2019 (на 1 год).
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество Специальное проектно-конструкторское и технологическое бюро "Сибэлектромотор" (далее - общество, заявитель, ОАО "СКБ Сибэлектромотор") обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту управления муниципальной собственностью Администрации города Томска (далее - Департамент) о признании незаконным решения от 09.08.2018 N 9926 "Об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 70:21:0200018:84 и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем направления договора купли-продажи земельного участка.
Решением от 06.06.2019 Арбитражного суда Томской области заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение признано недействительным, суд обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем повторного рассмотрения заявления от 01.08.2018 N 8725.
В апелляционной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит состоявшийся судебный акт отменить в части возложения на Департамент обязанности по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов общества путем повторного рассмотрения заявления от 01.08.2018 N 8725 и принять по делу новый судебный акт об отказе в указанной части в удовлетворении заявления (просительная часть апелляционной жалобы уточнена в суде апелляционной инстанции).
ОАО "СКБ Сибэлектромотор" возражает против доводов апелляционной жалобы согласно отзыву.
Отзыв на апелляционную жалобу от третьего лица к началу судебного заседания не поступил.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, а представитель общества возражал против удовлетворения жалобы.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1 и 5 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Томской области в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей Департамента и общества, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, 01.08.2018 ОАО "СКБ Сибэлектромотор" обратилось в Департамент управления муниципальной собственностью администрации города Томска с заявлением N 15/08 о предоставлении ему на основании статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации в собственность земельный участок, расположенный по адресу: Томская область, г.Томск, пр. Кирова, 58 стр. 31, площадью 2537 кв.м., разрешенное использование: для эксплуатации зданий и сооружений, с кадастровым номером 70:21:0200018:84 с указанием на нахождение на данном земельном участке принадлежащего обществу на праве собственности объекта недвижимого имущества - нежилого здания (здание установки копра), площадью 215,1 кв.м., расположенного по адресу: г.Томск, пр. Кирова, 58/5.
Письмом Департамента от 09.08.2018 N 9926 отказано обществу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
ОАО "СКБ "Сибэлектромотор", считая указанное решение Департамента незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из обоснованности заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения таких требований является наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение им прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 4 статьи 200, части 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 ЗК РФ, пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" орган местного самоуправления осуществляет распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.
В силу пункта 2 статьи 11 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39, пунктом 1.35 статьи 40 Устава Города Томска, принятого решением Думы г. Томска от 04.05.2010 N 1475, Администрация Города Томска осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Города Томска, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено действующим законодательством, через отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации, которые могут быть наделены полномочиями, указанными в пункте 1 статьи 38 настоящего Устава.
Решением Думы Города Томска от 30.10.2007 N 683 "О внесении изменений в решение Думы города Томска от 24.05.2005 N 916 "Об утверждении структуры администрации города Томска" и утверждении положений об органах администрации" утверждено положение "О департаменте управления муниципальной собственностью администрации Города Томска" (далее - Положение о департаменте).
В соответствии с пунктом 1 указанного Положения Департамент является отраслевым органом администрации Города Томска, осуществляющим управленческие функции в сфере управления муниципальной собственностью и землепользования на территории муниципального образования "Город Томск", а также иных вопросов в соответствии с настоящим Положением.
Согласно подпункту 1 пункта 10 Положения о Департаменте предметом деятельности Департамента является владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования "Город Томск", в том числе земельными участками в границах территории муниципального образования "Город Томск".
Таким образом, Департамент является органом, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе по распоряжению земельными участками, расположенными на территории муниципального образования "Город Томск".
Частями 1, 2 статьи 15 ЗК РФ предусмотрено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно части 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ определено, что продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ, осуществляется без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и по результатам указанных рассмотрения и проверки осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, либо принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю, либо принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен в статье 39.16 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии установленной данной нормой условий.
Из материалов дела следует, что основанием для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка послужил вывод Департамента о том, что поскольку какого-либо права на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости с кадастровым номером 70:21:0200018:5465 у лица, зарегистрировавшего право собственности на данный объект на основании декларации об объекте недвижимого имущества, не имелось, а также в связи с отсутствием разрешительных документов на ввод объекта недвижимости площадью 215, 1 кв.м., указанный объект возведен без законных оснований. По мнению Департамента, объект недвижимости с кадастровым номером 70:21:0200018:5465 является самовольной постройкой, поскольку объект зарегистрирован на основании декларации об объекте недвижимости, разрешающих документов на ввод объекта не выдавалось, земельный участок для строительства объекта не предоставлялся.
Однако, как установлено судом из материалов дела, ОАО "СКБ "Сибэлектромотор" на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 25.10.2017 N АА/1-17 приобрело у ООО "Арес Альянс" здание диспетчерской службы управления копром, назначение: нежилое, площадью 215,1 кв.м., количество этажей 1, адрес (местонахождение) объекта: Томская область, г.Томск, пр. Кирова, 58/5, кадастровый номер 70:21:0200018:5465.
Имущество принадлежит продавцу на праве собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от 19.10.2017, запись о государственной регистрации от 17.10.2017 N 70:21:0200018:5465-70/001/2017-2. Здание диспетчерской службы управления копром располагается на земельном участке с кадастровым номером 70:21:0200018:84 (пункт 1.1.2 Договора).
Право собственности зарегистрировано за ОАО "СКБ "Сибэлектромотор", что подтверждается выпиской из ЕГРН от 22.12.2017.
Судом также учтены обстоятельства, установленные при рассмотрении N А67-5295/2018, а именно спорный объект располагался на земельном участке ранее 1995 года. Здания, строения и сооружения нежилого назначения, построенные до 01.01.1995, в силу закона не могут быть признаны самовольными постройками и снесены на этом основании. Поскольку объект с кадастровым номером 70:21:0200018:5464 не подпадает под перечень предусмотренных статьей 109 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года объектов, подлежащих сносу (безвозмездному изъятию) в качестве самовольных построек, Администрация не вправе требовать их сноса в качестве самовольной постройки.
Поскольку объект, размещенный на испрашиваемом участке возведен до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, общество реконструкцию данных объектов не производило, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконном отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 70:21:0200018:84. по основаниям, изложенным в письме от 09.08.2018 N 9926.
В апелляционной жалобе Департамент, ссылаясь на решение по делу А67-5295/2018, указывает, что спорный земельный участок является собственностью Российской Федерации.
Судом первой инстанции учтены обстоятельства, установленные в решении по делу N А67-5295/2018, тем не менее суд не обязывал Департамент заключить договор с заявителем, а обязал рассмотреть заявление, поскольку основания для отказа в предоставлении земельного участка по тем основаниям, которые изложил Департамент в письме от 09.08.2018 N9926, являются незаконными.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение в обжалуемой части является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине в отношении Администрации судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Томской области от 04 июня 2019 года по делу N А67-10726/2018 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента управления муниципальной собственностью Администрации города Томска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-10726/2018
Истец: ОАО "Специальное проектно-конструкторское и технологическое бюро Сибэлектромотор"
Ответчик: "Город Томск" в лице департамента управления муниципальной собственностью администрации города Томска
Третье лицо: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях