г. Москва |
|
19 августа 2019 г. |
Дело N А40-55068/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Юрковой Н.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу
ОАО "РЖД" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.05.2019 по делу N А40-55068/19 по иску АО "ПГК" (ОГРН 1137746982856) к ОАО "РЖД" (ОГРН 1037739877295) о взыскании штрафа в размере 19 040 руб., а также госпошлины в размере 2 000 руб.,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
АО "ПГК" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ОАО "РЖД" о взыскании штрафа в размере 19 040 руб., а также госпошлины в размере 2 000 руб.
Определением от 05.03.2019 исковое заявление принято к производству суда для рассмотрения в порядке упрощенного производства.
Решением от 17.05.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение суда первой инстанции отменить, указывая на несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела, а также неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, в период с 27 сентября по 02 октября 2018 года перевозчиком в нарушение условий Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и условий договора N 2/280 от 14.03.2018 допускалось несоблюдение сроков уборки вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, что подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов, составленных на основании памяток приемосдатчика на уборку вагонов станции Алексиково.
В соответствии с условиями Договора N 2/280 от 14.03.2018 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "НОВОНИКОЙЛ" по станции Алексиково на основании ведомостей подачи и уборки вагонов N N 200397, 200398, 200399, 200409, 200410 в адрес грузополучателя ООО "РОСТА-Терминал" поданы под выгрузку вагоны N N 50286053, 51869444, 74151762, 51995348, 57009839, 57180317, 57693004, 57698854 на подъездной путь ООО "НОВОНИКОЙЛ".
Согласно пункту 11 договора о готовности вагонов к уборке владелец передает уведомление по телефону приемосдатчику станции Алексиково с последующим предоставлением ему письменного уведомления.
На основании пункта 12 договора готовые к уборке вагоны убираются с мест погрузки, выгрузки в сроки, установленные Технологическим процессом работы станции, только при наличии оформленных в установленном порядке перевозочных документов.
На все вагоны, заявленные в уведомлениях о завершении грузовой операции, перевозочные документы оформились грузоотправителем АО "ПГК" первоначально в день прибытия на станцию 20.09.2018, накладная N ЭЭ391025 в установленном порядке в соответствии с договором об ЭОД АО "ПГК". Первоначальная заготовка накладной была испорчена 01.10.2018 из-за неготовности вагонов к отправлению. На момент выгрузки были созданы новые накладные NNЭЭ877430, ЭЭ877596.
В соответствии с п. 3.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, условие о сроках на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и железнодорожных выставочных путей необщего пользования устанавливается с учетом технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования и предусматриваются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов. Такой срок исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема, с последующим письменным подтверждением владельцем, пользователем или контрагентом железнодорожного пути необщего пользования.
В соответствии со ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Согласно ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от обязательств не допускается.
В силу п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В соответствии со статьей 100 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" за задержку уборки вагонов с железнодорожного пути необщего пользования в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивом перевозчика, перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. При этом штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения срока уборки вагонов. Задержка вагонов менее чем на пятнадцать минут в расчет не принимается, задержка вагонов от пятнадцати минут до одного часа принимается за полный час.
АО "ПГК" по данным вагонам выступает грузоотправителем на основании накладных N N ЭЭ877430, ЭЭ877596.
Таким образом, на основании вышеизложенного, за задержку по вине перевозчика приема вагонов с путей необщего пользования, истец начислил штраф ответчику в соответствии со ст. 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации в размере 19 040 руб.
Судом первой инстанции были рассмотрены и правомерно отклонены доводы ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявление.
На вагоны N N 51869444, 74151762, 51995348, 57180317, 57009839, 50286053, 57693004, 57698854, заявленные в уведомлениях о завершении грузовой операции, перевозочные документы оформлены грузоотправителем АО "ПГК" в установленном порядке в соответствии с договором об ЭОД АО "ПГК".
Согласно истории создания накладных по указанным вагонам первая железнодорожная накладная N ЭЭ331025 была создана 20.09.2018 в 19:32, уведомления о завершении грузовой операции поданы 28.09.2018 и 01.10.2018.
В связи с тем, что Ответчиком не убирались указанные вагоны более 1 суток, на станции назначения отпала необходимость в указанных вагонах, поэтому 01.10.2018 были созданы новые заготовки накладных N ЭЭ877430 и N ЭЭ877596, так как вносить изменения в накладную грузоотправитель не имеет возможности. Поскольку вагоны NN 50286053, 57693004, 57698854, 51869444, 74151762, 51995348, 57180317, 57009839, заявленные в уведомлениях о завершении грузовой операции, перевозочные документы оформлены грузоотправителем АО "ПГК" в установленном порядке, Ответчик обязан был убрать вагоны через 2 часа после принятия уведомления о завершении грузовой операции. Однако вагоны N 51869444, 74151762, 51995348, 57180317, 57009839 убирались спустя 3 суток, а вагоны N 50286053, 57693004, 57698854 - спустя 1 сутки, следовательно, сроки приема вагона с железнодорожного пути необщего пользования ОАО "РЖД" были нарушены.
Ссылка ответчика на п.п. 63, 64, 68 Правил не может быть принята во внимание, поскольку согласно пунктам 52, 53 и 54 ПРИКАЗА от 07.12.2016 г. N 374 "Об утверждении правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом" для осуществления перевозки порожнего вагона (группы вагонов) отправитель до предъявления для перевозок железнодорожным транспортом направляет перевозчику запрос-уведомление на перевозку порожнего вагона (далее запрос) не позднее четырех часов до предъявления вагона к перевозке. В запросе отправителем указываются сведения о перевозке порожнего вагона (станции отправления и назначения порожнего вагона, отправитель, владелец (если он не является отправителем) и получатель порожнего вагона, цель перевозки порожнего вагона (под погрузку груза, в ремонт, для временного размещения вагонов, для промывки, пропарки или ветеринарно-санитарной обработки, под перегрузку и другие цели, предусмотренные правилами перевозок железнодорожным транспортом), дата и время предъявления порожнего вагона для перевозки, количество вагонов и вид отправки, другие сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации). В качестве формы запроса используется бланк накладной.
Согласно п. 59 и 63 указанных Правил Перевозчик обязан рассмотреть запрос в течение трех часов с момента получения запроса от отправителя, если вагон находится на станции, железнодорожных путях необщего пользования станции отправления порожнего вагона либо представить отправителю мотивированный отказ.
В программе ЭТРАН сотрудниками АО "ПГК" были созданы заготовки накладных, что подтверждается историями создания накладных, приложенных к возражениям на отзыв на иск.
На основании вышеизложенного и учитывая своевременное составление Истцом заготовок накладных, суд первой инстанции правомерно указал, что спорные вагоны простаивали после выгрузки на путях необщего пользования по вине Ответчика по причинам, не зависящим от Истца. Следовательно, оснований для освобождения перевозчика от ответственности, нет.
Кроме того, ссылка Ответчика на п. 64 Правил не может быть применена в настоящем споре, поскольку указанный пункт применим к запросам - накладным, созданным на бумажном носителе.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд самостоятельно оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Ввиду наличия оснований для возложения на ответчика неблагоприятных последствий в виде возмещения истцу штрафа, суд первой инстанции принял судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в арбитражном процессе, обязано доказать наличие тех обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, 271, 272.1 АПК РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.05.2019 по делу N А40-55068/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа по основаниям, установленным в ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В. Юркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-55068/2019
Истец: АО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"