г. Хабаровск |
|
19 августа 2019 г. |
Дело N А16-617/2019 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.В. Вертопраховой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Еврейской автономной области
на решение от 24.05.2019
по делу N А16-617/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Еврейской автономной области
принятое судьей Завалиной О.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" (ОГРН 1147907000020, ИНН 7902528169)
о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Еврейской автономной области (ОГРН 1037900043235, ИНН 7901025405) от 08.02.2019 N 2 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" (далее - общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением об отмене постановления Государственной жилищной инспекции Еврейской автономной области (далее- Инспекция, административный орган, ГЖИ) от 08.02.2019 N 2 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 9.16 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 30000 руб.
Дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 24.05.2019 заявленное требование удовлетворено - оспариваемое постановление ГЖИ о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 9.16 КоАП РФ признано незаконным и отменено.
Не согласившись с указанным выше судебным актом, административный орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит признать решение суда незаконным и подлежащим отмене, постановление инспекции законным и подлежащим исполнению в полном объеме.
Заявитель жалобы, указывает на то, что: именно статья 9.16 КоАП РФ предусматривает ответственность исключительно за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ, в свою очередь, предусматривает ответственность за несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, то есть является специальной нормой по отношению к ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ; в действиях (в данном случае, бездействии) ООО "Управляющая компания" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ; из-за бездействия управляющей компании нарушаются права и законные интересы граждан (жителей многоквартирного дома).
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, общество осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 22.04.2015 N 000035, включая дом N 10 по ул. Октябрьской в п. Хинганск Облученского района Еврейской автономной области.
В период с 20 ноября по 10 декабря 2018 года главным государственным инспектором правового отдела административного органа на основании распоряжения начальника Инспекции от 19.11.2018 N 225 в рамках осуществления функций по лицензионному контролю в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка в связи с обращением гражданки (входящий N П-891/18 от 15.10.2018) по факту неприятия обществом мер по вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии, установленного в названном многоквартирном жилом доме; в результате проверки установлено, что дом N 10 по ул. Октябрьской в п. Хинганск Облученского района ЕАО оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии; копии рабочих проектов узлов коммерческого учета тепловой энергии и паспортов на ОДПУ переданы обществу 15.08.2017; согласно акту допуска в эксплуатацию узла учета 23.03.2018 прибор учета введен в эксплуатацию; актом проверки узла учета от 08.08.2018 зафиксировано, что данный прибор отключен от электропитания, не производит измерение параметров теплоносителя, не определяет количество потребленной тепловой энергии с момента ввода его в эксплуатацию, архивные данные тепловычислителя за 2018 год показывают нулевые значения, следовательно, данный прибор неисправен и не может считаться расчетным, в связи с изложенным начисление платы за коммунальную услугу - отопление - производится по нормативу.
Результаты проверки отражены в акте от 18.12.2018 N 225.
По факту данных нарушений общества, в отсутствие представителя общества, уведомленного надлежащим образом о времени и месте его составления (уведомление от 12.12.2018 N 1682/18 получено 20.12.2018) в отношении последнего составлен протокол об административном правонарушении от 26.12.2018 N 106, по части 4 статьи 9.16 КоАП РФ - несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 08.02.2018 заместителем начальника Инспекции, в отсутствие представителя общества, извещенного о времени и месте рассмотрения дела телефонограммой от 06.02.2019, вынесено постановление N 2, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом вменяемого правонарушения являются охраняемые законом отношения в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Объективную сторону правонарушения составляет бездействие, выразившееся в непринятии Обществом мер по вводу общедомового прибора учета в эксплуатацию, контролю параметров теплоносителя (расхода) и восстановлению параметров отопления.
Субъектом рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за содержание многоквартирных домов.
В силу пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ), ответственным за содержание многоквартирного дома, признается лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона N 261-ФЗ лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов; установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
По материалам дела судом установлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: Еврейская автономная область, Облученский район, п. Хинганск, ул. Октябрьская, д. 10, находится в управлении заявителя.
Деятельность по управлению названным многоквартирным домом общество осуществляет на основании лицензии от 22.04.2015 N 000035.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу частей 1, 1.3, 2.3 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами; деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 данного Кодекса случая; при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Подпунктами "и", "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Согласно пункту 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Перечень N 290), к общим работам, выполняемым для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах относится проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание коллективных (общедомовых) приборов учета.
Как следует из материалов дела, установленный в многоквартирном доме по адресу: Еврейская автономная область, Облученский район, п. Хинганск, ул. Октябрьская, д. 10, ОДПУ тепловой энергии на момент проверки не был введен в эксплуатацию, по состоянию на 08.08.2018 прибор был отключен от электропитания, не производил измерение параметров теплоносителя, не определял количество потребленной тепловой энергии с момента ввода его в эксплуатацию, архивные данные тепловычислителя за 2018 год показывали нулевые значения - при этом прибор допущен в эксплуатацию 23.03.2018.
До 01.05.2015 деятельность организаций, осуществляющих управление многоквартирными жилыми домами, оказывающих услуги (выполняющих работы) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных жилых домах, предоставляющих коммунальные услуги пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домах, являлась предметом государственного жилищного надзора, понятие которого приведено в части 1 статьи 20 ЖК РФ.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" изменено содержание части 7 статьи 20 ЖК РФ, которая в редакции, действующей с 01.05.2015, устанавливает, что государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
С указанного периода в отношении лицензиатов и соискателей лицензии органами государственного жилищного надзора реализуется лицензионный контроль.
Согласно части 2 статьи 193 ЖК РФ Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, которое устанавливает порядок лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществляемой управляющей организацией (далее - Положение N 1110), пунктом 3 которого определено, что лицензионными требованиями к лицензиату являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.
Соответственно, как верно указал суд первой инстанции, требования, предусмотренные частью 2.3 статьи 161, частью 2 статьи 162 ЖК РФ, том числе требования Правил N 491 и Перечня N 290, являются лицензионными, их соблюдение представляет собой обязанность управляющих организаций при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 КоАП РФ, влечет применение административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Таким образом, с 01.05.2015 в отношении управляющих организаций, имеющих лицензии, осуществляется лицензионный контроль на предмет соблюдения лицензионных требований, что и имело место в рассматриваемом случае (следует из распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки лицензиата от 19.11.2018 N 225).
Административная ответственность за нарушение управляющими компаниями лицензионных требований предусмотрена в специальной норме (часть 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ), что соответствует изменениям, внесенным в правовое регулирование отношений по управлению многоквартирными домами.
Часть 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ является специальной правовой нормой (применяется только в отношении лицензиатов), а норма статьи 9.16 КоАП РФ является общей нормой и, применяется к иным лицам, ответственным за содержание многоквартирного дома.
В связи с этим, как верно указал суд первой инстанции, квалификация рассматриваемого деяния общества, осуществляющего свою деятельность на основании лицензии, по статье 9.16 КоАП РФ неправомерна, поскольку не соответствует целям лицензионного контроля и степени административной ответственности за нарушение лицензионных требований.
Таким образом, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 211 АПК РФ, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ, представленные в материалах дела доказательства, обоснованно удовлетворил заявленные требования о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Еврейской автономной области от 08.02.2019 N 2 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" к административной ответственности по части 4 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы арбитражным судом апелляционной инстанции отклоняются, как необоснованные, поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены.
С учетом установленных обстоятельств, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Еврейской автономной области от 24 мая 2019 года по делу N А16-617/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-617/2019
Истец: ООО "Управляющая компания"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Еврейской автономной области
Третье лицо: ООО "Управляющая компания"
Хронология рассмотрения дела:
15.11.2019 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5319/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5319/19
19.08.2019 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3718/19
24.05.2019 Решение Арбитражного суда Еврейской автономной области N А16-617/19