г. Москва |
|
19 августа 2019 г. |
Дело N А40-29018/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой
судей: |
В.А.Свиридова, Е.В.Пронниковой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.М.Пахомовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу САО "ВСК"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.05.2019 по делу N А40-29018/19 (17-221), принятое судьей А.Б. Поляковой
по заявлению САО "ВСК" (121552, г. Москва, ул. Островная, д. 4)
к ФАС России (125993, г. Москва, ул. Садовая Кудринская, д. 11, Д-242, ГСП-3)
о признании незаконным постановления
при участии:
от заявителя: от ответчика: |
Капралов Н.В. по дов. 27.09.2018; Иванова У.В. по дов. 26.12.2018 |
УСТАНОВИЛ:
СТРАХОВОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ВСК" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании постановления ФАС России (далее - административный орган, антимонопольный орган) от 21.01.2019 г N 4-19.5-1619/00-07-18 о привлечении к административной ответственности по ч. 2.3 ст. 19.5 КоАП РФ
Определением суда от 03.04.2019 дело N А40-51282/19-120-444 по заявлению САО "ВСК" об оспаривании представления ФАС России от 18.01.2019 N 09/9138/19 объединено с настоящим делом с присвоением номера дела А40-29018/19.
Решением от 31.05.2019 арбитражный суд отказал в удовлетворении требований Общества.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и удовлетворить заявленные требования, полагая, что решение суда является незаконным и необоснованным. Общество считает, что в его в действиях отсутствует вина в совершении административного правонарушения, так как у Общества отсутствовала возможность рассчитать долю рынка самостоятельно и уменьшить число договоров.
От антимонопольного органа в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он поддержал решение суда в полном объеме, возражал против удовлетворения заявленных требований.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал решение суда, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для ее удовлетворения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ФАС России поступило ходатайство САО "ВСК" (вх. от 26.05.2016 N 75171/16) о даче предварительного согласия на приобретение 100 % долей в уставном капитале ООО "БИН Страхование".
В группу лиц САО "ВСК" на момент подачи в ФАС России ходатайства входили следующие страховые компании: ООО "ВСК-Милосердие" и ООО Страховая компания "ВСК-Линия жизни" (далее - группа ВСК).
В результате совершения заявленной в ходатайстве сделки предполагалось вхождение ООО "БИН Страхование" в группу ВСК (далее - Группа БИН-ВСК).
По результатам рассмотрения ходатайства ФАС России было установлено, что сделка может привести к ограничению конкуренции на рынке обязательного страхования гражданской ответственности владельцев опасных объектов за причинение вреда в результате аварий на опасных объектах на территории Республики Башкортостан, на рынке добровольного страхования грузов на территории Тверской и Липецкой областей, на рынке добровольного страхования гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг на территории Тверской области, на рынке добровольного страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору на территории Калининградской области, на рынке добровольного страхования средств воздушного транспорта на территории Ростовской области, на рынке добровольного страхования гражданской ответственности владельцев средств воздушного транспорта на территории Волгоградской области.
Учитывая изложенное, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 и пунктом 4 части 2 статьи 33 Закона о защите конкуренции Федеральная антимонопольная служба приняла решение об удовлетворении ходатайства САО "ВСК" о приобретении 100% долей в уставном капитале ООО "БИН Страхование" (исх. От 12.07.2016 N АК/47275/16) с одновременной выдачей предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции на соответствующих рынках страховых услуг (исх. от 12.07.2016 N АК/47277/16; далее - Предписание ФАС России).
Согласно пункту 1 раздела II Предписания ФАС России страховым организациям, входящим в Группу БИН-ВСК, не позднее даты окончания 2-х кварталов, следующих за кварталом, в котором совершена заявленная в ходатайстве сделка, необходимо совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, результатом которых будет снижение совокупной доли Группы БИН-ВСК, в частности, на рынке добровольного страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору на территории Калининградской области до 42,43 %.
В соответствии с разделом III Предписания ФАС России САО "ВСК" в течение трех лет с момента выдачи предписания обязано представлять в ФАС России сведения о его исполнении лицами, входящими в Группу БИН-ВСК, по состоянию на 30 июня и 31 декабря соответствующего года не позднее 30 числа месяца следующего за отчетным полугодием.
Согласно представленной САО "ВСК" информации (вх. от 01.08.2016 N 112471/16) запись о переходе 100% долей в уставном капитале ООО "БИН Страхование" к САО "ВСК" внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 26.07.2016.
Согласно отчету об исполнении Предписания ФАС России по состоянию на 31.12.2017, представленному САО "ВСК" 07.03.2018 (письмо САО "ВСК" от 07.03.2018 вх. N 34667/18), совокупная доля Группы БИН - ВСК на соответствующих рынках страховых услуг не превышала долей, установленных Предписанием ФАС России, за исключением рынка добровольного страхования средств воздушного транспорта на территории Ростовской области и рынка добровольного страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору на территории Калининградской области.
Доля Группы БИН-ВСК на рынке добровольного страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору на территории Калининградской области по состоянию на 31.12.2017 составила 72,11%, то есть превысила на 29,68 процентных пункта от установленного Предписанием ФАС России.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 раздела II Предписания ФАС России в течение двух лет с даты окончания 2-х кварталов, следующих за кварталом, в котором совершена сделка, в случае превышения совокупных долей Группы БИН-ВСК, указанных в подпункте 1.1 указанного предписания, необходимо совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, результатом которых будет снижение в следующем отчетном полугодии долей Группы БИН - ВСК до уровня, указанного в подпункте 1.1 предписания ФАС России.
Следовательно, в случае превышения Группой БИН-ВСК по состоянию на 31.12.2017 совокупных долей указанных в подпункте 1.1 Предписания ФАС России, САО "ВСК" необходимо было совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, результатом которых будет снижение совокупных долей Группы БИНВСК до 42,43 % по состоянию на 30.06.2018.
Письмом от 11.09.2018 вх. N 147503/18 САО "ВСК" представило отчет об исполнении Предписания ФАС России по состоянию на 30.06.2018, согласно которому доля САО "ВСК" на рынке добровольного страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору на территории Калининградской области составила 85,14%, что превышает на 42,71 процентных пункта от установленного Предписанием ФАС России.
Таким образом, превышение доли САО "ВСК" на рынке добровольного страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору на территории Калининградской области по состоянию на 31.12.2017 и 30.06.2018 свидетельствует о неисполнении САО "ВСК" пункта 2 раздела II Предписания ФАС России.
В связи с этим ФАС России было вынесено определение от 08.10.2018 N 07/80670/18 о возбуждении дела N 4-19.5-1619/00-07-18 об административном правонарушении и проведении административного расследования (далее - Определение).
Указанным определением ФАС России у САО "ВСК" были запрошены соответствующие документы и сведения, необходимые для принятия решения о наличии либо отсутствии в действиях САО "ВСК" состава административного правонарушения, а именно:
1) обоснование САО "ВСК" превышения доли на рынке добровольного страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору на территории Калининградской области в период с 01.10.2017 по 30.06.2018;
2) перечень лиц, обращавшихся в период с 01.10.2017 по 30.06.2018 в САО "ВСК" с заявлениями, в том числе в электронном виде, о заключении договоров добровольного страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору на территории Калининградской области, с приложением таких заявлений;
3) перечень лиц, которым в период с 01.10.2017 по 30.06.2018 САО "ВСК" было отказано в заключении договоров добровольного страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору на территории Калининградской области, с приложением подтверждающих документов;
4) перечень лиц, в адрес которых в период с 01.10.2017 по 30.06.2018 САО "ВСК" были направлены письма с предложениями о заключении договоров добровольного страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору на территории Калининградской области;
5) сведения о впервые заключенных в период с 01.10.2017 по 30.06.2018 договорах добровольного страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору на территории Калининградской области согласно приложению 1 к Определению;
6) иная переписка, в том числе в электронном виде, по вопросам заключения САО "ВСК" в период с 01.10.2017 по 30.06.2018 договоров добровольного страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору на территории Калининградской области;
7) иные документы и сведения, которые САО "ВСК" считает необходимым представить в связи с возбуждением настоящего дела об административном правонарушении.
Письмом от 23.10.2018 N 00-86-03-25/860 представителем САО "ВСК" по доверенности от 31.01.2018 N 0338-Д Левкиным А.А. представлен в ФАС России отчет об исполнении Определения (далее - Отчет) (вх. ФАС России от 24.10.2018 N 173789/18).
Согласно данному Отчету, информация по пунктам 2, 4 и 6 Определения не может быть представлена в связи с отсутствием у САО "ВСК" запрошенной указанными пунктами Определения информации.
Как указано в пункте 3 Отчета, за период с 01.10.2017 по 30.06.2018 САО "ВСК" не выдавалось письменных отказов в заключении договоров добровольного страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору на территории Калининградской области.
САО "ВСК" также представлена информация о впервые заключенных в период с 01.10.2017 по 30.06.2018 договорах добровольного страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору на территории Калининградской области (пункт 5 Отчета), согласно которой за период с 01.10.2017 по 30.06.2018 САО "ВСК" впервые было заключено 1392 договора по данному виду добровольного страхования на территории Калининградской области (с 01.10.2017 по 31.12.2017 - 626 договоров и с 01.01.2018 по 30.06.2018 - 766 договоров).
Таким образом, рассматриваемые действия САО "ВСК", а именно заключение на протяжении двух отчетных по Предписанию ФАС России периодов (по состоянию на 31.12.2017 и 30.06.2018) новых договоров страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору на территории Калининградской области в отсутствие доказательств отказа САО "ВСК" от заключения указанных договоров страхования свидетельствуют о совершении САО "ВСК" действий, направленных на привлечение большего количества страхователей, и, как следствие, увеличения количества заключенных договоров страхования, суммы собранных страховых премий и, соответственно, доли на рынке добровольного страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору на территории Калининградской области.
С учетом изложенного, превышение САО "ВСК" доли на рынке добровольного страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору на территории Калининградской области (по 5 состоянию на 31.12.2017 - 72,11% и на 30.06.2018 - 85,14%) над долей, установленной Предписанием ФАС России (42,43%), свидетельствует о неисполнении САО "ВСК" пункта 2 раздела II Предписания ФАС России.
Следовательно, не исполнив пункт 2 раздела II Предписания ФАС России, САО "ВСК" нарушило требования, предусмотренные статьей 36 Закона о защите конкуренции.
Административная ответственность за невыполнение в установленный срок выданного, в том числе, при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией предписания федерального антимонопольного органа о совершении предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации действий, направленных на обеспечение конкуренции, предусмотрена частью 2.3 статьи 19.5 КоАП РФ, согласно которой невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам (работам, услугам) или выданного при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации действий, направленных на обеспечение конкуренции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Так как антимонопольным органом установлено, что Обществом не было выполнено в установленный срок законное предписание ФАС России, 31.10.2018 г. административным органом составлен протокол об административном правонарушении N 4-19.5-1619/00-07-18 по ч. 2.3 ст. 19.5 КоАП РФ.
18.01.2019 г. ФАС России вынесено постановление о назначении обществу наказания в виде штрафа в размере 350 000 рублей за административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2.3 ст. 19.5 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд г. Москвы с соответствующим заявлением.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с ч. 2.3 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам (работам, услугам) или выданного при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации действий, направленных на обеспечение конкуренции-влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.
Объективная сторона вменяемого заявителю правонарушения заключается в неисполнении предписания антимонопольного органа.
Так как материалами дела подтверждается невыполнение Обществом в установленный срок законного предписания ФАС России, событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2.3 ст. 19.5 КоАП РФ, в действиях САО "ВСК" имеется.
Вина общества в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2.3 ст. 19.5 КоАП РФ с учетом положения ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ заключается в том, что у САО "ВСК" имелась возможность не заключать договоры добровольного страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору на территории Калининградской области в таком объеме, при котором доля САО "ВСК" на указанном рынке не превысит долю 42,43 %.
В связи с чем, совершив обратные действия САО "ВСК", нарушило условия пункта 2 раздела II Предписания ФАС России и совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2.3 статьи 19.5 КоАП.
Доводы жалобы о том, что Общество не могло посчитать долю рынка и контролировать количество заключаемых договоров, отклоняются апелляционным судом, так как указанные действия, учитывая двусторонний характер договоров, полностью зависят от заявителя.
Объективных обстоятельств, делающих невозможным исполнение установленных законом требований, за неисполнение которых предусмотрена административная ответственность по части 2.3 статьи 19.5 КоАП РФ, также заявителем не названо, соответствующих доказательств не представлено.
Таким образом, состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2.3 ст. 19.5 КоАП РФ в действиях заявителя имеется, доказан материалами дела.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ на дату принятия постановления не истек.
Административное наказание назначено обществу в установленном размере санкции ч. 2.3 ст. 19.5 КоАП РФ.
Таким образом, объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных законом требований, за неисполнение которых предусмотрена административная ответственность по части 2.3 статьи 19.5 КоАП РФ, отсутствуют.
В отношении требования САО "ВСК" о признании незаконным и отмене представления от 18.01.2019 N 09/9138/19 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, суд указывает следующее.
Исходя из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 20.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", судам необходимо выделять в числе представлений, обязательных для рассмотрения лицами, которым они адресованы:
1) представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства;
2) представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (статья 29.13 КоАП РФ).
Предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ.
В связи с установлением причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, ответчиком правомерно внесено оспариваемое представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, оснований для отмены данного представления не имеется.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое представление соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Учитывая изложенное, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что правовые основания для удовлетворения требования заявителя о признании незаконными и отмене оспариваемых постановления и представления отсутствуют.
Судом проверены и оценены все доводы заявителя, но признаны противоречащими материалам дела, так как предписание на момент составления протокола и вынесения постановления не исполнено и доказательств обращения за разъяснением порядка его исполнения, о невозможности его исполнения, не представлено.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 31.05.2019 по делу N А40-29018/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Е.В. Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-29018/2019
Истец: САО ВСК
Ответчик: ФАС России