г. Владимир |
|
19 августа 2019 г. |
Дело N А39-1516/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Белышковой М.Б.,
без вызова сторон рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания "Октябрьский" (ОГРН 1141326001552, ИНН 1326228193) на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 16.05.2019 по делу N А39-1516/2019, принятое в порядке упрощенного производства судьей Александровым С.В. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания "Октябрьский" (ОГРН 1141326001552, ИНН 1326228193) о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии городского округа Саранск от 15.01.2019 N 1006.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
По договорам управления многоквартирным домом общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания "Октябрьский" (далее - ООО "ЖЭК "Октябрьский", Общество, заявитель) осуществляет управление многоквартирными домами, д. 42/2, д.46а, 42 ул. Севастопольская города Саранска (далее - МКД).
Администрацией городского округа Саранск (далее - администрация) 10.01.2019 при проведении проверки установлено, что кровли зданий указанных МКД не очищены от снега и ледяных наростов, на них образовались крупные снежные навесы и ледяные наросты (сосульки) крупных размеров до 1,5 м.;
снежные навесы и ледяные наросты нависают непосредственно над пешеходными зонами, создавая реальную опасность для пешеходов.
По выявленному нарушению должностными лицами администрации составлен акт от 10.01.2019, произведена фотосъемка.
В отношении ООО "ЖЭК "Октябрьский" по факту совершения правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 9 Закона Республики Мордовия от 15.06.2015 N 38-3 "Об административной ответственности на территории Республики Мордовия" (далее - Закон N 38-З) 11.01.2019 уполномоченным должностным лицом администрации составлен протокол об административном правонарушении N 2345.
В протоколе указано на нарушение Обществом пункта 4.21 Правил благоустройства территории городского округа Саранск, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Саранск от 12.06.2012 N 114 (далее - Правила благоустройства).
Постановлением Административной комиссии городского округа Саранск (далее - Комиссия, административный орган) от 15.01.2019 N 1006, Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 35 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "ЖЭК "Октябрьский" обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании его незаконным и отмене.
На основании части 1 статьи 227, части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассмотрел дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 16.05.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
При этом, руководствуясь частью 6 статьи 210 АПК РФ, частью 1 статьи 1.6, частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), частью 5 статьи 9 Закона N 38-3, Правилами благоустройства, положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), учитывая разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суд первой инстанции пришел к выводу о наличии состава вмененного административного правонарушения в деянии Общества, правомерном привлечении его к административной ответственности, отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.
ООО "ЖЭК "Октябрьский" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Общество настаивает на том, что должные лица администрации не вправе осуществлять контроль за соблюдением управляющей компанией лицензионных требований. По мнению заявителя, такой контроль вправе осуществлять только органы государственного жилищного надзора.
ООО "ЖЭК "Октябрьский" также указывает, что статья 9 Закона N 38-З устанавливает административную ответственность за нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления, в число которых городской округ г.Саранск не входит.
Подробно доводы Общества приведены в апелляционной жалобе.
Комиссия в отзыве на апелляционную жалобу с доводами Общества не согласилась, указала на законность обжалуемого судебного акта и отсутствие оснований для ее удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 АПК РФ без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, Первый арбитражный апелляционный не установил правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
На основании части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 5 статьи 9 Закона N 38-3 предусмотрена административная ответственность за несвоевременную очистку кровель, козырьков зданий (помещений) от снега и ледяных наростов.
Согласно пункту 4.21 Правил благоустройства с целью предотвращения падения снега и ледяных наростов очистка крыш зданий и сооружений от снега и удаление ледяных наростов с карнизов, крыш и водосточных труб и иных участков производится систематически и своевременно собственниками (пользователями) зданий, строений, сооружений, если договорами не предусмотрено иное, организациями, обслуживающими жилой и нежилой фонд, с обязательным применением мер предосторожности во избежание несчастных случаев с пешеходами, при этом не допускается повреждение воздушных линий, инженерных коммуникаций, фонарей уличного освещения, светофорных объектов, зеленых насаждений, рекламных конструкций и иных объектов.
Нарушение Правил благоустройства территории городского округа Саранск влечет ответственность в соответствии с частью 5 статьи 9 N 38-З.
Материалами дела подтверждено, ООО "ЖЭК "Октябрьский", как управляющая компания допустила нарушение требований Правил благоустройства, что фактически заявителем не оспаривается.
Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность исполнения заявителем требований законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него своевременные меры по предотвращению правонарушения, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах в действиях Общества имеется состав вмененного административного правонарушения.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении и нарушений прав лица, привлекаемого к административной ответственности, судом не установлено.
Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии у Комиссии права на рассмотрение дела об административном правонарушении, допущенном управляющей компанией, имеющей соответствующую лицензию, основано на ошибочном толковании норм законодательства.
Объективной стороной вменяемого заявителю правонарушения является несоблюдение требований Правил благоустройства, а не лицензионных требований, проверка соблюдения которых управляющей организацией осуществляется органами государственного жилищного надзора в соответствии положениями Федерального закона N 294-ФЗ.
Проведенная 10.01.2019 проверка осуществлялась должностными лицами администрации в рамках предоставленных им полномочий по осуществлению контроля за соблюдением Правил благоустройства территории городского округа Саранск.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона N 38-3 административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных вышеуказанным Законом, за исключением дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 3.1, 4, 11, 12, 13, 14, 15, 16 и 17 Закона.
Довод заявителя о том, что Правила благоустройства носят исключительно рекомендательный характер основан на ошибочном толковании норм Закона N 38-З.
Довод Общества о том, что городской округ г.Саранск не входит в число органов местного самоуправления, которым предоставлено право на утверждение Правил благоустройства, к предмету доказывания по настоящему делу, определенному частью 6 статьи 210 АПК РФ, не относится.
Таким образом, Общество правомерно привлечено к административной ответственности за совершенное правонарушение.
Оснований для квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного и возможности освобождения нарушителя от административной ответственности на основании статьи 2.9. КоАП РФ судом первой инстанции не установлено и в апелляционной жалобе не приведено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба ООО "ЖЭК "Октябрьский" удовлетворению не подлежит.
Уплата государственной пошлины при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности законом не предусмотрена.
Государственная пошлина в сумме 3000 рублей, уплаченная по платежному поручению от 27.05.2019 N 432, подлежит возвращению Обществ из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 16.05.2019 по делу N А39-1516/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания "Октябрьский" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания "Октябрьский" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 (три тысячи) рублей, уплаченную по платежному поручению от 27.05.2019 N 432.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-1516/2019
Истец: ООО "Жилищно-эксплуатационная компания "Октябрьский"
Ответчик: административная комиссия городского округа Саранск