г. Пермь |
|
19 августа 2019 г. |
Дело N А60-43425/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 августа 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Грибиниченко О.Г.,
судей Гладких Е.О., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Багаевой Л.О.,
при участии:
от заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Центр оптовой торговли "Фестивальный": Копаева Ю.Ю., удостоверение, доверенность от 01.08.2019 Клименко В.Н., паспорт, доверенность от 05.09.2018;
от заинтересованных лиц, Администрации города Нижний Тагил, Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил: не явились,
от третьего лица, общества с ограниченной ответственностью "Интэк": не явились,
от третьего лица, акционерного общества "Нижнетагильская база оптовой торговли": не явились,
от третьего лица, общества с ограниченной ответственностью "Нижнетагильский центр оптовой торговли": не явились,
от третьего лица, общества с ограниченной ответственностью "АРХИТЕКТУРНАЯ СТУДИЯ КВАДРАТ": не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 08 мая 2019 года по делу N А60-43425/2018,
принятое судьей Бушуевой Е.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр оптовой торговли "Фестивальный" (ИНН 5040113673, ОГРН 1125040001173)
к Администрации города Нижний Тагил (ИНН 6623000754, ОГРН 1026601384732), Управлению архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил (ИНН 6668005576, ОГРН 1036601220864)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Интэк", акционерное общество "Нижнетагильская база оптовой торговли", общество с ограниченной
ответственностью "Нижнетагильский центр оптовой торговли", общество с ограниченной ответственностью "АРХИТЕКТУРНАЯ СТУДИЯ КВАДРАТ"
о признании недействительным разрешения на строительство от 02.07.2018 N RU66-305000-240-2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Центр оптовой торговли "Фестивальный" (далее - заявитель, ООО "ЦОТ "Фестивальный") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Администрации города Нижний Тагил, Управлению архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил (далее - заинтересованные лица, Администрация, Управление) о признании недействительным разрешения на строительство от 02.07.2018 N RU66-305000-240-2018.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Интэк", акционерное общество "Нижнетагильская база оптовой торговли", общество с ограниченной ответственностью "Нижнетагильский центр оптовой торговли", общество с ограниченной ответственностью "АРХИТЕКТУРНАЯ СТУДИЯ КВАДРАТ".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08 мая 2019 года по делу N А60-43425/2018 заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным разрешение на строительство от 02.07.2018 N RU66-305000-240-2018, выданное Управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил обществу с ограниченной ответственностью "Интэк", Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Центр оптовой торговли "Фестивальный". В порядке распределения судебных расходов с Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил в пользу общества с ограниченной ответственностью "Центр оптовой торговли "Фестивальный" взыскано 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины и судебные расходы по оплате экспертизы в сумме 56 000 руб. Обществу с ограниченной ответственностью "Центр оптовой торговли "Фестивальный" из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 3000 руб. по платежному поручению от 26.07.2018 N493. В удовлетворении ходатайства общества с ограниченной ответственностью "Центр оптовой торговли "Фестивальный" о вынесении частного определения отказано.
Не согласившись с принятым судом решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе изложены доводы о том, что действовавшая на дату принятия решения редакция Правил землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил от 08.10.2015 N 31 не предусматривала градостроительных регламентов в части предельных размеров земельных участков и предельных размеров параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Со ссылкой на пункт 16 статьи 48 ГрК РФ, согласно которой не допускается требовать согласование проектной документации и иные документы, не предусмотренные настоящим Кодексом, податель жалобы указывает на то, что непредставление заявителем документа, подтверждающего согласование размещения элементов благоустройства с собственниками смежных участков, не является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. Также податель жалобы указывает на то, что предмет спора отсутствует, поскольку срок разрешения на строительство от 02.07.2018 N RU66-305000-240-2018 истек.
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились представители заявителя, которые возражали относительно доводов, приведенных в апелляционной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил выдано ООО "Интэк" разрешение на строительство от 02.07.2018 N RU66-305000-240-2018, которое предоставляет право проведения реконструкции склада по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Фестивальная, д. 3.
Полагая, что разрешение на строительство от 02.07.2018 N RU66-305000-240-2018, является незаконным, нарушает права и законные интересы ООО "ЦОТ "Фестивальный", заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Принимая решение, суд установил совокупность оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65, часть 5 ст. 200 АПК РФ).
Порядок и основания выдачи разрешения на строительство регламентирован ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В силу ч. 4 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" разрешение на строительство - основание для реализации архитектурного проекта, выдаваемое заказчику (застройщику) органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде.
Порядок выдачи разрешения на строительство регламентирован положениями статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В силу ч.7 ст.51 ГрК РФ в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченный орган заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;
6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции;
6.2) решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;
8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта.
В соответствии с ч.11 ст.51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с ч. 13 ст. 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства или описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, земельный участок, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Фестивальная, д. 3, общей площадью 67535 кв. м., кадастровый номер 66:56:0205001:374 (ранее кадастровый номер 66:56:0205001:298) с целевым назначением для эксплуатации складских помещений и сооружений, принадлежит на праве общей долевой собственности ООО "Нижнетагильский центр оптовой торговли" и АО "Нижнетагильская база оптовой торговли", что подтверждается свидетельствами о праве собственности N 66 АД 511456 от 04.10.2010 и N 66 АД 511631 от 04.10.2010.
Указанный земельный участок передан в долгосрочную аренду на срок до 24.05.2048 ООО "ЦОТ "Фестивальный" на основании договора аренды земельного участка от 27.03.2012, который зарегистрирован в установленном порядке Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии 24.04.2012, номер регистрации 66-66-02/069/2012-153.
В составе данного земельного участка (внутри) находится земельный участок, площадью 1320 кв. м с кадастровым номером 66:56:0205001:297, который на праве собственности принадлежит ООО "Интэк" и на котором расположено его недвижимое имущество (склад).
Земельный участок с кадастровым номером 66:56:0205001:297 расположенный по адресу: Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Фестивальная, дом 3, принадлежит на праве собственности ООО "Интэк". На земельном участке расположены складские помещения.
Суд первой инстанции обоснованно принял во внимание то обстоятельство, что вступившим в законную силу решением от 17.01.2012 по делу N А60-17465/2011 признан объект недвижимого имущества - каменное нежилое здание, расположенное на земельных участках с кадастровыми номерами 66: 56:0205001:298, 66:56:0205001:297, расположенных по адресу город Нижний Тагил улица Фестивальная 3, обозначенное на чертеже земельного участка точками с координатами N 18 (Х-24870,39 У -27518,48), N 19 (Х-24873,24 У-27522,05), N 20 8 179_2159091 (Х-24865,38 У-27528,30), N 21 (Х-24862.53 У -27524,72) местной системой координат., объект недвижимого имущества - каменное нежилое здание, расположенное на земельных участках с кадастровыми номерами 66:56:0205001:298, 66:56:0205001:297, расположенных по адресу город Нижний Тагил улица Фестивальная 3, обозначенное на чертеже земельного участка точками с координатами N 10 (Х- 24878.00 У -27519.48) N 9 (Х24863,18 У - 27519,48) N8 (Х- 24877, 87 У- 27550, 50) местной системы координат самовольными постройками.
При этом, как указал суд первой инстанции, в решении от 17.01.2012 по делу N А60-17465/2011 ссылка ответчика на то, что у истца есть право признавать самовольной постройкой только часть объекта недвижимости, расположенной на земельном участке истца, судом отклонена, поскольку гражданским законодательством не предусмотрена возможность признания самовольной только части незаконно возведенной постройки.
В соответствии с п. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением от 17.01.2012 по делу N А60-17465/2011 суд обязал ООО "Интэк" произвести за свой счет снос самовольно возведенных объектов: части объекта недвижимого имущества - каменного нежилого здания расположенного на земельных участках с кадастровыми номерами 66:56:0205001:298, 66:56:0205001:297, расположенные по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, улица Фестивальная 3, обозначенную на чертеже земельного участка точками с координатами N 18 (Х-24870,39 У -27518,48), N 19 (Х-24873,24 У-27522,05), N 20 (Х-24865,38 У-27528,30), N 21 (Х-24862,53 У -27524,72) местной системы координат в части, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 66:56:0205001:298, - части объекта недвижимого имущества - каменного нежилого здания расположенного на земельных участках с кадастровыми номерами 66:56:0205001:298, 66:56:0205001:297, расположенные по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил улица Фестивальная 3, обозначенную на чертеже земельного участка точками с координатами N Ю (Х- 24878,00 У -27519,48) N 9 (Х- 24863,18 У - 27519,48) N8 (X-24877, 87 У- 27550, 50) местной системы координат в части, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 66:56:0205001:298.
Определением суда от 28.05.2014 по делу N А60-17465/2011 суд изменил способ исполнения решения от 17.01.2012 по делу N А60 17465/2011, предоставив ООО "Нижнетагильский центр оптовой торговли" возможность осуществить снос силами сторонней организации с отнесением расходов на должника ООО "Интэк" следующего самовольно возведенного объекта: - части объекта недвижимого имущества - каменного нежилого здания, расположенного на земельных участках с кадастровыми номерами 66:56:0205001:298, 66:56:0205001:297, расположенные по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, улица Фестивальная 3, обозначенную на чертеже земельного участка точками с координатами N 10 (Х-24878,00 У-27519,48) N 9 (Х-24863,18 У-27519,48) N 8 (Х-24877,87 У-27550,50) местной системы координат в части, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 66:56:0205001:298.
ООО "Нижнетагильский центр оптовой торговли" решение суда исполнено, спорный объект демонтирован.
28.01.2016 ООО "Интек" обратилось в Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ).
Приказом Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил от 10.02.2016 N 54-ГП утвержден ГПЗУ N RU 66305000-0000000002422 для реконструкции склада, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Фестивальная. 3.
Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил, утвержденных решением Нижнетагильской городской Думы от 27.12.2012 N 61 (в редакции от 28.06.2018 N 36) земельный участок по адресу: город Нижний Тагил, ул. Фестивальная. 3 относится к территориальной зоне П-3 (зона производственно-коммунальных объектов IV класса опасности).
Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил указывает, что действовавшая на дату принятия решения о выдаче ГПЗУ редакция от 08.10.2015 N 31 вышеназванных правил землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил не предусматривала градостроительных регламентов в части предельных размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил, утвержденным решением Нижнетагильской городской Думы от 27.12.2012 N 61 (в редакции от 21.12.2017 N 58 и от 28.06.2018 N 36) предусмотрены предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства - 5 метров.
22.06.2018 ООО "Интек" обратилось в Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию здания склада, расположенного по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Фестивальная, 3.
Управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил выдано ООО "Интэк" разрешение на строительство от 02.07.2018 N RU66-305000-240-2018, которое предоставляет право проведения реконструкции склада по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Фестивальная, д. 3.
Как установлено судом первой инстанции, нарушение своих прав по настоящему делу ООО "ЦОТ "Фестивальный" связывает в том числе с тем, что ООО "Интэк" не предусмотрен минимально необходимый отступ от своей границы земельного участка до реконструируемого объекта, поскольку земельный участок, принадлежащий ООО "Интэк" находится "внутри" земельного участка, принадлежащего заявителю, предстоящие строительные работы парализуют хозяйственную деятельность заявителя, так как возникнет невозможность проезда грузового транспорта к другим складам на принадлежащем заявителю земельном участке, а также может повлечь для заявителя убытки в виде повреждения холодильного оборудования, расположенного в непосредственной близости к границе реконструируемого объекта.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 38 ГрК РФ предельные размеры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя, в том числе минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.
В силу части 2 статьи 38 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 статьи 38 ГрК РФ размеры и параметры, их сочетания.
При этом дальнейшее правовое регулирование предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, введенное Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" также предусматривает, что наряду с указанными в пунктах 2 - 4 части 1 статьи 38 ГрК РФ предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в градостроительном регламенте могут быть установлены иные предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Между тем, в случае, если в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне не устанавливаются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь, и (или) предусмотренные пунктами 2 - 4 части 1 статьи 38 ГрК РФ предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, непосредственно в градостроительном регламенте применительно к этой территориальной зоне указывается, что такие предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не подлежат установлению.
Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил, утвержденным решением Нижнетагильской городской Думы от 27.12.2012 N 61 (в редакции от 21.12.2017 N 58 и от 28.06.2018 N 36) предусмотрены предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства - 5 метров.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Согласно пункту 12 Положения о составе разделов проектной документации и требования к их содержанию Раздел 2 "Схема планировочной организации земельного участка" должен содержать, в текстовой части в том числе:
а) характеристику земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства;
б) обоснование границ санитарно-защитных зон объектов капитального строительства в пределах границ земельного участка - в случае необходимости определения указанных зон в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) обоснование планировочной организации земельного участка в соответствии с градостроительным и техническим регламентами либо документами об использовании земельного участка (если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или в отношении его не устанавливается градостроительный регламент);
г) технико-экономические показатели земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства;
д) обоснование решений по инженерной подготовке территории, в том числе решений по инженерной защите территории и объектов капитального строительства от последствий опасных геологических процессов, паводковых, поверхностных и грунтовых вод;
е) описание организации рельефа вертикальной планировкой;
ж) описание решений по благоустройству территории;
з) зонирование территории земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, обоснование функционального назначения и принципиальной схемы размещения зон, обоснование размещения зданий и сооружений (основного, вспомогательного, подсобного, складского и обслуживающего назначения) объектов капитального строительства - для объектов производственного назначения;
и) обоснование схем транспортных коммуникаций, обеспечивающих внешние и внутренние (в том числе межцеховые) грузоперевозки, - для объектов производственного назначения;
к) характеристику и технические показатели транспортных коммуникаций (при наличии таких коммуникаций) - для объектов производственного назначения;
л) обоснование схем транспортных коммуникаций, обеспечивающих внешний и внутренний подъезд к объекту капитального строительства, - для объектов непроизводственного назначения.
Текстовая и графическая часть проектной документации должны содержать идентичную информацию и соответствовать градостроительному плану.
Согласно п. 2 ч. 12 ст. 48, подп. "б" п. 3 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса, п. 12 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, обязательной частью проектной документации является схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, которая должна содержать в текстовой части - обоснование схем транспортных коммуникаций, обеспечивающих внешний и внутренний подъезд к объекту капитального строительства, в графической части - обозначение мест размещения существующих и проектируемых объектов капитального строительства, подъездов и проходов к ним.
Из анализа вышеназванных норм права в их системной взаимосвязи следует, что архитектурно-строительное проектирование объектов капитального строительства и их частей должно осуществляться в пределах принадлежащего застройщику земельного участка на основании информации, указанной в составе градостроительного плана земельного участка.
Соблюдение данного требования позволяет обеспечить при проектировании и строительстве объектов капитального строительства не только интересы застройщика, но и законные интересы лиц, обладающих правами на смежные земельные участки.
Как следует из материалов дела, с целью реконструкции здания склада ООО "АС Квадрат" в 2018 году разработана проектная документация, шифр 18-03-12.
Определением суда от 30.11.2018 по настоящему делу назначена судебная экспертиза, проведение экспертизы поручено ООО "СибСтройЭксперт", экспертам Алексеевой Наталье Алексеевне, Мельниковой Вере Васильевне.
В материалы дела поступило экспертное заключение ООО "СибСтройЭксперт" от 28.02.2019.
В экспертном заключении ООО "СибСтройЭксперт" от 28.02.2019 содержатся, в частности, следующие выводы: согласно проекту N 18-03-12 ООО "АС Квадрат" проектируемое размещение "объекта недвижимости" (здания) выполнено в пределах мест допустимого размещения объектов капитального строительства, определенных на чертеже градостроительного плана; размещение зон погрузки-выгрузки, подъезды и стоянки автотранспорта под погрузкой-выгрузкой предусмотрены за пределами земельного участка с кадастровым номером 66:56:0205001:297; возможность пожарного проезда, в т.ч. общего проезда автотранспорта к "объекту недвижимости" не обеспечивается принятыми решениями по выделению временных земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 66:56:0205001:374. Проект N 18-03-12 ООО "АС Квадрат" не соответствует действующим градостроительным нормам и правилам в части размещения автопарковок, выезда автотранспорта, проезда пожарного автотранспорта, зон погрузки-выгрузки, благоустройства и иных сооружений в части их размещения за границами земельного участка с кадастровым номером 66:56:0205001:297 на земельном участке истца по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Фестивальная, д. 3, общей площадью 67535 кв. м., кадастровый номер 66:56:0205001:374.
С учетом изложенного, следует признать верным вывод суда первой инстанции о том, что поскольку на основании оспариваемого в рамках настоящего дела разрешения на строительство ООО "Интэк" осуществляет реконструкцию принадлежащего ему здания, при этом размещение элементов благоустройства, обеспечивающих подъезд к проектируемому зданию, выполнение производственной деятельности и выполнение требований пожарной безопасности проектируемого пристроя склада - место стоянки автотранспорта под погрузкой-выгрузкой, подъезд пожарной техники - предусмотрено за пределами отведенного земельного участка на земельном участке ООО "ЦОТ "Фестивальный" по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Фестивальная, д. 3, общей площадью 67535 кв. м., кадастровый номер 66:56:0205001:374, при этом спорный объект недвижимости решением суда признан самовольной постройкой, разрешение на строительство от 02.07.2018 N RU66-305000-240-2018 является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Истечение срока действия оспариваемого разрешения на строительство на момент рассмотрения настоящего спора правомерно судом первой инстанции не принято во внимание как обстоятельство, препятствующее разрешению спора по существу. Оспариваемый ненормативный акт подлежит проверке на соответствие закону на дату его издания, в целях обеспечения прав и законных интересов лиц, участвующих в деле. В пункте 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.
Поскольку, как установлено судом первой инстанции, оспариваемый акт нарушил права и законные интересы ООО "ЦОТ "Фестивальный" на момент его принятия, заявленные требования обоснованно удовлетворены.
Таким образом, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержит выводы, соответствующие установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, по приведенным в жалобе доводам отмене или изменению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 мая 2019 года по делу N А60-43425/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
О.Г. Грибиниченко |
Судьи |
Е.М.Трефилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-43425/2018
Истец: ООО "ЦЕНТР ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ФЕСТИВАЛЬНЫЙ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНИЙ ТАГИЛ, УПРАВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНИЙ ТАГИЛ
Третье лицо: АО "НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ БАЗА ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ", ООО "АРХИТЕКТУРНАЯ СТУДИЯ КВАДРАТ", ООО "ИНТЭК", ООО "НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ЦЕНТР ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ", ООО "СИБСТРОЙЭКСПЕРТ"