19 августа 2019 г. |
А43-48113/2018 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Гущиной А.М., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Нижегородской таможни и Приволжского таможенного управления на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.06.2019 по делу N А43-48113/2018, принятое судьей Волчанской И.С., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие Нефтехим" (ИНН 2309152771, ОГРН 1162375047966) о признании недействительными решений Нижегородской таможни от 17.10.2018 N 04-01-26/212604 и Приволжского таможенного управления от 29.11.2018 N 06-03-14/39.
В судебном заседании приняли участие представители Нижегородской таможни - Воронина Е.А. по доверенности от 19.02.2019 N 034 (т. 2 л.д. 58); Приволжского таможенного управления - Дерябина Л.В. по доверенности от 29.08.2018 N 06-01-15/12046 (т. 2 л.д.56), Груничева М.В. по доверенности от 09.01.2019 N 06-01-16/00060, Подсеваткина О.В. по доверенности от 28.03.2019 N 06-01-16/04947 (т. 3 л.д.32); общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие Нефтехим" - Свиридова С.А. по доверенности от 09.01.2019 N 01-2019 (т. 1 л.д. 42).
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Публичное акционерное общество "Научно-производственное предприятие Нефтехим" (далее - ПАО "НПП Нефтехим") в 2016 году произвело на Дзержинском таможенном посту Нижегородской таможни (далее- Таможня) декларирование ввезенного по таможенным декларациям (ДТ) товара с указанием кода 2818 20 000 0 по ТН ВЭД ЕАЭС со ставкой ввозной таможенной пошлины 0%.
По результатам проведенной таможенной экспертизы таможенный орган принял решения от 02.09.2016 и от 06.09.2016 об изменении классификации товара с на код 3824 90 970 8 по ТН ВЭД ЕАЭС, в связи с чем Обществом были внесены корректировки в представленные ДТ.
Также Обществом, в связи с внесением в ДТ корректировок, были уплачены таможенные платежи в общей сумме 2 534 785 руб. 56 коп. за счет внесенных авансовых платежей в том числе в сумме 945 083 руб. 01 коп. по платежному поручению от 22.07.2016 N 5012, в сумме 445 767 руб. 25 коп. по платежному поручению от 02.09.2016 N 5641, в сумме 2 388 276 руб. 96 коп. по платежному поручению от 06.09.2016 N 5681.
25.10.2016 ПАО "НПП Нефтехим" реорганизовано в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие Нефтехим" (далее - ООО "НПП Нефтехим", Общество, декларант).
Решения Таможни об изменении классификации товаров были обжалованы ООО "НПП Нефтехим" в судебном порядке. В ходе рассмотрения дела в суде Таможня обжалуемые решения отменила, в связи с чем, Общество отказалось от заявления и производство по делу N А43-32933/2016 было прекращено.
Однако, отменив оспариваемые решения, Таможня приняла решения от 07.04.2017, в соответствии с которыми ввезенному Обществом товару присвоила классификационный код 6815 99 000 9 по ТН ВЭД ЕАЭС, и направила ООО "НПП Нефтехим" требования об оплате дополнительных таможенных платежей, НДС и пени от 10.04.2017 N 432, 433, 434.
На основании полученных требований указанные суммы таможенных пошлин, НДС и пени в общем размере 7 530 794 руб. 78 коп. оплачены Обществом 20.04.2017 платежными поручениями от 19.04.2017 N 1722, 1723, 1724, 1725.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 22.01.2018 по делу N А43-32266/2017 указанные решения признаны недействительными.
С учетом данных обстоятельств ООО "НПП Нефтехим" направило в адрес Таможни заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей и пени в сумме 10 065 580 руб. 34 коп., а также процентов, начисленных на излишне взысканные таможенные пошлины со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Таможня письмом от 17.10.2018 N 04-0126/21260 сообщила, что сумма излишне уплаченных Обществом таможенных платежей квалифицирована в качестве излишне уплаченных авансовых платежей и зачтена в счет авансовых платежей в ресурс единого лицевого счета (ЕЛС) 10.10.2018 в связи с чем, Обществу было рекомендовано обратиться в Приволжское таможенное управление (далее - Управление), заявление Общества возвращено в указанной части без рассмотрения.
В отношении требования о выплате процентов Таможня указала, что оснований для их начисления не имеется, поскольку соответствующее заявление Общества о возврате излишне уплаченных таможенных сборов зарегистрировано 11.10.2018 и установленный пунктом 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ) срок возврата излишне уплаченных таможенных платежей не истек.
Не согласившись с указанным ответом Таможни ООО "НПП Нефтехим" обратилось в Управление с жалобой.
По результатам обращения Общества Управлением вынесено решение от 29.11.2018 N 06-03-14/39 в котором указано, что поскольку оно состоит на налоговом учете в г.Краснодаре, его заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей подлежит рассмотрению Южным таможенным управлением, осуществляющим администрирование лицевых счетов заявителя, соответственно решение Таможни от 17.10.2018 N 04-01-26/21260 в части оставления требования Общества о возврате излишне уплаченных таможенных платежей без рассмотрения признано правомерным. Указанное решение Таможни об отказе в выплате процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей признано Управлением неправомерным и отменено ввиду отсутствия у Таможни полномочий по рассмотрению подобных требований, обусловленных отсутствием полномочий по рассмотрению основного требования о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Фактически, излишне уплаченные таможенные платежи, НДС и пени в общем размере 10 065 580 руб. 34 коп. были возвращены Обществу 10.10.2018 Южным таможенным управлением.
Однако, поскольку выплата процентов, начисленных на суммы излишне взысканных таможенных платежей и пени так и не была произведена, ООО "НПП Нефтехим" обратилось в суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Таможни от 17.10.2018 N 04-01-26/212604 об отказе в выплате процентов на сумму излишне взысканных таможенных платежей; об обязании Таможни выплатить проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин в сумме 1 424 931 руб. 74 коп.; о признании незаконным решения Управления от 29.11.2018 N 06-03-14/39, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы Общества; об обязании Управления дать указание Таможне выплатить проценты.
Руководствуясь статьями 198, 200 АПК РФ, положениями Федерального закона N 311-ФЗ, Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", суд первой инстанции решением от 11.06.2019 заявленные требования удовлетворил, установив совокупность условий для признания оспариваемых решений таможенных органов недействительными.
Не согласившись с принятым судебным актом, Таможня и Управление (далее совместно - заявители) обратились в арбитражный суд с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права.
По мнению заявителей, возложение на Нижегородскую таможню обязанности выплатить проценты на сумму излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов без установленного судом факта нарушения Таможней срока возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, противоречит положениям части 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ.
Таможня и Управление считают, что суммы таможенных пошлин, требуемых Обществом к возврату, необоснованно квалифицированы судом как излишне взысканные, поскольку они самостоятельно уплачены Обществом.
Кроме того, заявители считают необоснованным возложение на Нижегородскую таможню обязанности по возврату процентов на сумму излишне уплаченных таможенных платежей, поскольку администрирование лицевого счета ООО "НПП Нефтехим" осуществляет Южное таможенное управление.
Подробно доводы заявителей приведены в апелляционных жалобах и поддержаны представителями в судебном заседании.
ООО "НПП "Нефтехим" в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании отклонили доводы заявителей и просили оставить решение суда без изменения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, отзыве, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
В силу частей 1, 3 статьи 121 Федерального закона N 311-ФЗ авансовыми платежами признаются денежные средства, внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров. Денежные средства, уплаченные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей либо денежного залога до тех пор, пока указанное лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей либо обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Обязанность плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов авансовых платежей, а также списания денежных средств со счета плательщика в банке, в том числе при уплате таможенных пошлин, налогов через электронные терминалы, банкоматы, если размер указанных денежных средств составляет не менее суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов (пункты 1,4 части 1 статьи 117 Федерального закона N 311-ФЗ ).
Согласно части 1 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Частью 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ также предусмотрено начисление процентов на суммы излишне взысканных денежных средств. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Частью 9 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ предусмотрено, что при возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных платежей в соответствии со статьей 148 настоящего Федерального закона.
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных ввозных таможенных пошлин по желанию плательщика (его правопреемника) может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате ввозных таможенных пошлин (часть 10 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ).
В пунктах 27, 28, 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с возвратом таможенных платежей, судам следует исходить из того, что таможенные пошлины, налоги считаются взысканными, если их перечисление в бюджет произведено в связи с принятием соответствующего решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей. Следовательно, добровольное внесение изменений в декларацию на товары и перечисление таможенных платежей в соответствии с внесенными во исполнение решения таможенного органа изменениями со стороны декларанта не является препятствием для последующего возврата таких платежей, как излишне взысканных.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 70 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) к таможенным платежам относится в том числе НДС, взимаемый при ввозе товаров, возврат которого производится по правилам статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ вне зависимости от состояния расчетов по НДС, учитываемых налоговыми органами. Поскольку возврат налога таможенным органом является основанием корректировки (восстановления) предоставленного ранее налогового вычета применительно к пункту 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации, о факте возврата таможенный орган вправе уведомить соответствующую налоговую инспекцию.
Выплата предусмотренных частью 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ процентов направлена на компенсацию потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у частного субъекта.
В связи с этим в случае излишнего взыскания таможенных платежей установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Федерального закона N 311-ФЗ, до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа.
Если квалификация таможенных платежей как поступивших в бюджет излишне обусловлена внесением по инициативе плательщика соответствующих изменений в указанные в декларации сведения о товарах после их выпуска, предусмотренные частью 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ проценты начисляются не ранее дня, следующего за днем истечения срока рассмотрения заявления о возврате таможенных платежей.
Таким образом, вышеназванные нормы предусматривают взыскание процентов как за сам факт излишнего взыскания таможенных платежей, налогов, пени (в данном случае начисление процентов рассматривается в качестве компенсационной меры, направленной на возмещение хозяйствующему субъекту потерь, причиненных незаконным изъятием у него денежных средств), так и за нарушение срока рассмотрения соответствующего заявления о возврате (в данном случае начисление процентов рассматривается в качестве меры ответственности, за несвоевременное совершение действий по возврату сумм излишне уплаченных и взысканных таможенных платежей).
В рассматриваемом случае, факт незаконного взыскания таможенных платежей и пени как за счет уплаченных Обществом авансов, так и на основании требований об уплате таможенных платежей подтвержден материалами дела, что позволило суду первой инстанции обоснованно квалифицировать их как излишне взысканных.
Поэтому суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ООО "НПП Нефтехим" вправе претендовать не только на возврат незаконно взысканных таможенных платежей и начисленных на них пени, но и на выплату ему процентов, начисленных на сумму излишне взысканных денежных средств (таможенных платежей и пени), со дня их незаконного взыскания и уплаты на основании незаконного решения Таможни (с даты списания денежных средств со счета плательщика) и по день их фактического возврата.
В рассматриваемом случае, заявление о возврате незаконно взысканных таможенных платежей было подано Обществом в Нижегородскую таможню - то есть в тот таможенный орган, в котором производилось декларирование товаров и взыскание таможенных платежей, что полностью соответствует требованиям части 1 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод Управления и Таможни о том, что выплату Обществу процентов в размере 1 426 095 руб. 50 коп. должно производить Южное таможенное управление, как орган, осуществляющий в соответствии с Приказом ФТС России от 24.08.2018 N 1329 "Об апробации администрирования единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов, открытых на уровне ФТС России, с применением комплекса программных средств "Лицевые счета - ЕЛС" (далее - Приказ ФТС N 1329) администрирование данных денежных средств.
Указанный приказ не может изменять порядок возврата денежных средств, установленный Федеральным законом N 311-ФЗ.
Кроме того, в момент зачисления Нижегородской таможней излишне взысканных денежных средств на лицевой счет Общества, его администрирование осуществляло Южное таможенное управление.
С учетом изложенного, у Нижегородской таможни и Управления отсутствовали основания для вынесения оспариваемых решений со ссылкой на отсутствие полномочий по возврату излишне уплаченных таможенных платежей.
Как обоснованно указал суд, самостоятельное отнесение Таможней излишне взысканных таможенных платежей к категории авансовых и зачисление их в ресурс ЕЛС 10.10.2018 не отменяют квалификации спорных платежей как незаконно взысканных, равно как не отменяют установленный частью 1 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ порядок обращения плательщика с соответствующим заявлением об их возврате.
В рассматриваемом случае, процедура осуществления возврата незаконно взысканных платежей носит не правовой, а технический характер, поэтому таможенные органы, представляющие собой единую централизованную систему органов государственной власти, правомочны в рамках ведомственного взаимодействия решить вопрос о выплате Обществу процентов за излишне взысканные суммы таможенных пошлин.
Указанные проценты подлежат уплате Таможней со дня незаконного взыскания таможенных платежей и пени (списания их со счета) и по день их фактического возврата (поступления на счет).
В рассматриваемом случае таможенные платежи и пени уплачены Обществом 22.07.2016, 02.09.2016, 06.09.2016, 20.04.2017, соответственно проценты подлежат начислению с указанных дат.
У Нижегородской таможни и Управления отсутствовали правовые основания для вынесения оспариваемых Обществом решений.
Установив совокупность двух условий, при наличии которых оспариваемые ненормативные правовые акты таможенных органов подлежат признанию недействительными, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования.
Доводам заявителей судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка с учетом требований статьи 71 АПК РФ.
Оснований для удовлетворения апелляционных жалоб по приведенным в них доводам не имеется.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таможенные органы от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб освобождены.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.06.2019 по делу N А43-48113/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы Нижегородской таможни и Приволжского таможенного управления - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-48113/2018
Истец: ООО "Научно-производственное предприятие Нефтехим"
Ответчик: Нижегородская таможня
Третье лицо: Нижегородская таможня, ПРИВОЛЖСКОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Хронология рассмотрения дела:
11.09.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6847/19
26.12.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6794/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6794/19
19.08.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6847/19
11.06.2019 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-48113/18
01.04.2019 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-8284/19