г. Хабаровск |
|
19 августа 2019 г. |
А73-4986/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черкасовым А.К.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Северный округ": Долженко Ю.Е. представитель по доверенности от 27.12.2018;
от комитета регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северный округ"
на решение от 07.06.2019
по делу N А73-4986/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Зверевой А. В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Северный округ"
к комитету регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края
о признании незаконным предписания.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Северный округ" (ОГРН1072722013220, ИНН 2725067430) обратилось в Арбитражный суд о признании недействительным предписания комитета регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края (далее - комитет) от 20.02.2019 N П2019-02-0059 об устранении нарушений.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 07.06.2019 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 07.06.2019 по делу N А73-4986/2019 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с постановлением правительства Хабаровского края от 29.04.2019 N 174-пр комитет переименован в главное управление регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Управление (комитет) в судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечило. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом по правилам статьи 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителя участвующего в деле лица, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на собственников жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, возложена обязанность до 01.07.2012 обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона об энергосбережении в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Из части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ следует, что в случае невыполнения собственниками указанных выше требований оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, осуществляющими услуги по передаче этих ресурсов, за счет лица, не исполнившего в установленный срок обязанности по установке общедомового прибора учета. Организации выставляют счета на оплату расходов на установку общедомового прибора учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. При этом граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей по установке обшедомового прибора учета, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение 5 лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила N 491) в соответствии с пунктом 6 которых коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
Согласно пункту 28 Правил N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
В силу пункта 38(1) Правил N 491, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 01.01.2013 не обеспечили оснащение дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором настоящего пункта, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
На основании распоряжения от 24.01.2019 N 190-р комитетом регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края в рамках осуществления лицензионного контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Северный округ".
В контролирующий орган обратились граждане, проживающие в многоквартирном доме N 1 в квартале Пограничный в г.Хабаровске (далее - МКД), о неправомерном предъявлении к оплате расходов, связанных с установкой общедомового прибора учета тепловой энергии (далее - ОДНУ), а также о неправомерном осуществлении перерасчета платы за услуги по содержанию и ремонту жилья в октябре 2018 года.
МКД оборудован ОДПУ, который установлен АО "ДГК" 12.10.2015 и введен в эксплуатацию 20.12.2016, что подтверждается решением Арбитражного суда Хабаровского края от 07.08.2018 по делу N А73-7340/2018. С общества в пользу АО "ДГК" взысканы расходы, понесенные в связи с установкой ОДПУ в МКД, за период с 13.10.2016 по 30.04.2018 и проценты за пользование чужими денежными средствами.
Обществом в платежных документах за ноябрь 2018 года в графе "Перерасчеты" потребителям МКД предъявлена к оплате сумма расходов за установку ОДПУ за 2 года, указано, что с 2019 года сумма доначислений будет соответствовать 1/5 понесенных расходов в течение 3-х лет. В платежных документах за декабрь 2018 года и январь 2019 года потребителям МКД не предъявлена плата за установку ОДПУ.
Сведений о том, что собственники помещений в МКД приняли решение оплатить расходы по установке ОДПУ единовременно или с меньшим периодом рассрочки не представлено.
По результатам проверки составлен акт от 20.02.2019 N П2019-02-0059, обществу выдано предписание от 20.02.2019 N П2019-02-0059 об устранении до 01.04.2019 выявленных нарушений.
Обществом нарушены лицензионные требования, установленные частью 1 статьи 161, частью 2 статьи 162, пунктом 7 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, подпунктами "д", "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416.
Отклоняются доводы жалобы об исчислении периодичности внесения платежей в счет возмещения расходов на установку общедомовых приборов учета в годах. Часть 12 статьи 15 Закона N 261-ФЗ указывает на обязанность оплаты равными долями в течении 5 лет с даты его установки, но при этом не устанавливает периодичность внесения данных платежей один раз в год. Исходя из подпункта "к" пункта 11 Правил N 491, части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации суд первой инстанции пришел к верному выводу о ежемесячной оплате.
Нарушений процедуры проведения проверки, повлекших безусловное основание для признания оспариваемого предписания недействительным, судом в ходе рассмотрения дела не установлено.
Отсутствие в предписании указания на способ устранения выявленного нарушения лицензионных требований не свидетельствует о его недействительности.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 07.06.2019 по делу N А73-4986/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания "Северный округ" излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 06.05.2019 N 781 в сумме 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-4986/2019
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "СЕВЕРНЫЙ ОКРУГ"
Ответчик: КОМИТЕТ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ