г. Тула |
|
19 августа 2019 г. |
Дело N А62-11486/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.08.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.08.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Еремичевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соловьевой К.С., в отсутствие заявителя - закрытого акционерного общества "Сифуд-Сервис" (УНП 190340662), ответчика - Смоленской таможни (г. Смоленск, ОГРН 1026701425849, ИНН 6729005713), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Смоленской таможни на решение Арбитражного суда Смоленской области от 13.05.2019 по делу N А62-11486/2018 (судья Красильникова В.В.),
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Сифуд-Сервис" (далее - ЗАО "Сифуд-Сервис", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным решения Смоленской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 28.09.2018 о запрете транзитного перемещения товара, перевозимого на железнодорожной платформе N 94868932.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 13.05.2019 заявленные требования удовлетворены, решение Смоленской таможни от 28.09.2018 о запрете транзитного перемещения товара, перевозимого на железнодорожной платформе N 94868932, признано недействительным.
Не согласившись с решением суда, Смоленская таможня обжаловала его в апелляционном порядке. Полагает, что Указ Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" и постановление Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 N 778 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" распространяют свое действие на иностранные организации (перевозчиков) в случае осуществления ими транзита товаров, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, по территории Российской Федерации в адрес иностранных получателей в третьих странах.
ЗАО "Сифуд-Сервис" возражало против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда не подлежит отмене в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Сифуд-сервис" является экспедитором скоропортящегося груза (скумбрия свежемороженая), перевозимого на основании СМГС-накладной 2359595 в железнодорожном контейнере N 94868932 по маршруту: г. Клайпеда, Литовская Республика (отправитель ЗАО "Клайпедос Транслит") - г. Караганда, Республика Казахстан (получатель ТОО "Юлкон").
Груз, перевозимый на железнодорожной платформе N 94868932, 23.09.2018 пересек таможенную границу ЕАЭС в пункте пропуска, расположенном на территории Республики Беларусь (пункт таможенного оформления Молодечно).
В отношении груза должностными лицами белорусской таможни и ветеринарной службы принято решение о разрешение движения груза до места назначения. На СМГС-накладной 2359595 проставлены соответствующие штампы.
Груз 27.09.2018 прибыл на станцию Смоленск-Сортировочный с территории Республики Беларусь в контейнере BYMU9115483-45R1 на железнодорожной платформе N 94868932.
В соответствии с железнодорожной накладной N 2359595 в контейнере перемещался товар "скумбрия свежемороженая", страна происхождения Исландия, код ТН ВЭД ЕАЭС 03035410, грузополучатель ТОО "Юлкон", г. Караганда, Республика Казахстан.
Контейнер с указанным выше товаром помещен под таможенную процедуру таможенного транзита Минской региональной таможней РПТО Молодечно (код 11206601) с оформлением транзитной декларации от 23.09.2018 N 11206601/230918/0118654.
Должностными лицами Смоленской таможни 28.09.2018 в ходе проведения проверочных мероприятий, направленных на исполнение Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации", установлен факт ввоза на территорию Российской Федерации товара "скумбрия свежемороженая", страна происхождения Исландия.
В целях идентификации товара в соответствии с поручением на таможенный досмотр N 10113080/270918/001037 должностными лицами Заднепровского таможенного поста Смоленской таможни проведен таможенный досмотр, в ходе которого установлено следующее: в контейнере-рефрижераторе BYMU9115483-45R1 на железнодорожной платформе N 94868932, на поддонах находятся коробки с маркировкой "ISFELAG VESTMANNAEYJA HF, ПРОИЗВЕДЕНО В ИСЛАНДИИ, СКУМБРИЯ 300ГР+, 72300-AG", внутри которых уложена замороженная рыба, предположительно скумбрия. Каждое грузовое место обтянуто упаковочной пленкой. Также указано количество грузовых мест - 1066. Фактический вес брутто составил 25264 кг (АТД N 10113080/280918/001037).
По результатам осмотра груза Смоленской таможней принято решение о запрете движения груза и на СМГС-накладной 2359595 проставлен штамп "Транзит запрещен. Указ Президента РФ от 06.08.2014 N 560".
ЗАО "Сифуд-сервис", полагая, что решение таможенного органа от 28.09.2018 является незаконным, поскольку отсутствуют основания для запрета ввоза товара на территорию Республики Казахстан, а действие Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" не распространяется на вышеуказанные перевозки, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 10 части 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского Экономического Союза (далее - ТК ЕАЭС) запреты и ограничения - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
Частью 1 статьи 142 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенная процедура таможенного транзита - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 143 ТК ЕАЭС условиями помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита для их перевозки (транспортировки) по таможенной территории Союза являются, в том числе соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" (далее - Закон N 281-ФЗ) специальные экономические меры применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан, а также в соответствии с резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.
К специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и (или) возложение обязанности совершения указанных действий и иные ограничения (часть 2 статьи 3 Закона N 281-ФЗ).
Таким образом, Российской Федерации, как государству - члену ЕАЭС, нормами международного договора предоставлено право введения ограничительных (запретных) мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, в одностороннем порядке.
В целях защиты национальных интересов Российской Федерации и в соответствии с Федеральными законами от 30.12.2006 N 281-ФЗ и от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" был принят Указ Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации", пунктом первым которого запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.
Согласно части 3 статьи 4 Закона N 281-ФЗ Правительство Российской Федерации на основании решения Президента Российской Федерации о применении специальных экономических мер устанавливает перечень конкретных действий, на совершение которых вводится запрет и (или) в отношении которых вводится обязанность совершения, и иных ограничений.
Несоблюдение правовых норм национального законодательства - Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560, постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 N 778 "О мерах по реализации Указов Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 и от 24.06.2015 N 320", направленных на защиту экономики и интересов Российской Федерации, не могут вводить ограничения на внешнеэкономическую деятельность для третьих лиц, которые не относятся к государствам, против которых направлены санкции Российской Федерации, а, следовательно, не распространяются на ввоз товаров на территорию Российской Федерации в режиме таможенного транзита.
В преамбуле Указа Президента Российской Федерации N 560 определено, что данный акт издан в соответствии с Законом N 281-ФЗ. Данный Закон направлен на защиту экономики России, а не на введение ограничений для третьих стран даже в том случае, если товары, следующие из одного иностранного государства, в другое, перемещаются по территории Российской Федерации в режиме таможенного транзита.
Указом Президента Российской Федерации от 29.07.2015 N 391 были внесены изменения в Указ N 560, где в пункте 2 указано, что положения настоящего Указа не применяются в отношении товаров, ввезенных физическими лицами для личного пользования либо помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита и перевозимых в третьи страны, при условии подлинности ветеринарных и фитосанитарных сопроводительных документов, соответствия их грузу, а также наличия у государственных контролирующих органов достаточных оснований полагать, что доставка товаров будет завершена в месте, расположенном за пределами территории Российской Федерации, в соответствии с условиями помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.
Во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 56 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации", от 24.06.2015 N 320 "О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации", от 29.06.2016 N 305 "О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации", от 30.06.2017 N 29 "О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" и от 12.07.2018 N 420 "О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" Правительством Российской Федерации вынесено постановление от 07.08.2014 N 778 "О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560, от 24.06.2015 N 320, от 29.06.2016 N 305, от 30.06.2017 N 293 и от 12.07.2018 N 420".
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 N 778 по 31.12.2019 введен запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн, по перечню согласно приложению.
Установлен перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн и которые по 31.12.2019 запрещены к ввозу в Российскую Федерацию.
В соответствии с Перечнем товары из товарной позиции 0303 ТН ВЭД ЕАЭС (рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные (за исключением молоди (спата) устриц, молоди (спата) мидий, молоди белоногой креветки (Litopenaeus vannamei)) запрещены к ввозу в Российскую Федерацию.
Товар "скумбрия свежемороженная" (код ТН ВЭД ЕАЭС 03035410), страна происхождения Исландия, ввезенный обществом на территорию Российской Федерации и помещенный под таможенную процедуру таможенного транзита, попадает под Перечень и запрещен к ввозу в Российскую Федерацию.
Исходя из смысла приведенных выше положений части 1 статьи 4 Закона N 281-ФЗ, а также с учетом того, что Указ Президента Российской Федерации N 560, постановление Правительства Российской Федерации N 778 являются актами национального законодательства Российской Федерации и их действие пространственно и персонально ограничено, введенные указанные нормативными правовыми актами специальные экономические меры могут распространяться лишь на товары, ввоз которых на территорию Российской Федерации является следствием внешнеэкономических операций, подпадающих под юрисдикцию Российской Федерации.
Согласно представленной СМГС-накладной 2359595, разрешению на импорт товара в Республику Казахстан, ветеринарному сертификату N R18493 на экспортируемую на таможенную территорию ЕАЭС пищевую продукцию из рыбы, ракообразных, моллюсков, других объектов промысла и их переработки, выданному страной производителя товара, ветеринарному сертификату N LT 0229144/2043 на продукцию животного происхождения и корма из третьих стран, следующую транзитом в Российскую Федерацию и страны СНГ и перегружаемую в Литовской Республике, в железнодорожном контейнере BYMU9115483-45R1 на железнодорожной платформе 94868932 перемещался товар "скумбрия свежемороженая", страна происхождения - Исландия, код ТН ВЭД ЕАЭС 03035410, грузополучатель ТОО "Юлкон", г. Караганда, Республика Казахстан.
С учетом того, что товар был помещен под таможенную процедуру таможенного транзита, перевозчиком ЗАО "Сифуд-Сервис" товар был ввезен не с целью выпуска его в обращение на территории Российской Федерации, а с целью перемещения через территорию Российской Федерации для дальнейшего ввоза на территорию Республики Казахстан.
Следовательно, по отношению к товарам, являющимся предметом сделок, совершенных между лицами иностранного государства, лицами без гражданства, проживающими на территории иностранного государства, место совершения и исполнения которых находится за пределами Российской Федерации, положения ТК ЕАЭС, направленные на соблюдение указанных ограничений и запретов, применены быть не могут.
Суд первой инстанции на основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств пришел к правомерному выводу о том, что таможне представлены необходимые фитосанитарные документы, подтверждающие происхождение и качество спорного товара, в связи с чем оснований сомневаться в выполнении процедуры таможенного экспорта не имелось.
При таких обстоятельствах суд верно заключил о незаконности оспариваемого решения таможни о запрете транзитного перемещения товара и удовлетворил заявленные требования.
Ссылка Смоленской таможни на пункт 4.3 Протокола восемнадцатого заседания Межправительственной комиссии по сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, состоявшегося в Москве 11 февраля 2016 года, и Перечень железнодорожных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, установленный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 2451-р "Об установлении железнодорожных временных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации", несостоятельна ввиду следующего.
В пункте 4.3 Протокола восемнадцатого заседания Межправительственной комиссии по сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, состоявшегося в Москве 11 февраля 2016 года (далее - Протокол), указано: "Поручить Федеральной таможенной службе и Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан обеспечить совершение таможенных операций в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита в отношении товаров, к которым в Российской Федерации применяются специальные экономические меры в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 года N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации", следующих в Республику Казахстан для внутреннего потребления через российские пункты пропуска (за исключением перевозок грузов, поименованных в Указе Президента Российской Федерации от 1 января 2016 года N 1 "О мерах по обеспечению экономической безопасности и национальных интересов Российской Федерации при осуществлении международных транзитных перевозок грузов с территории Украины на территорию Республики Казахстан через территорию Российской Федерации") и информационное взаимодействие при перемещении таких товаров".
Таким образом, Протоколом устанавливается обязанность таможенных органов Российской Федерации осуществлять таможенные операции, связанные с прибытием товаров на территорию Союза, перемещаемых транзитом на территорию Республики Казахстан; Протокол не ограничивает перемещение товаров, ввоз которых на территорию Союза осуществлен через пункты пропуска государств-членов Союза; Протокол не содержит каких-либо запретов, связанных с перемещением товаров транзитом через территорию Российской Федерации, таможенные операции, связанные с прибытием товаров на территорию Союза, в отношении которых осуществлены уполномоченными органами Республики Беларусь; Протокол подтверждает отсутствие ограничений на перемещение товаров транзитом через Российскую Федерацию.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 13.05.2019 по делу N А62-11486/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-11486/2018
Истец: ЗАО "СИФУД-СЕРВИС"
Ответчик: Смоленская таможня, СМОЛЕНСКАЯ ТАМОЖНЯ ФТС РФ