г. Самара |
|
19 августа 2019 г. |
Дело N А55-35067/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 августа 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А.,
судей Засыпкиной Т.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филлиповской С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу департамента градостроительства городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 31 мая 2019 года по делу N А55-35067/2018 (судья Матюхина Т.М.), принятое по заявлению Департамента градостроительства городского округа Самара, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г.Самары, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Самары, Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области, г.Самара, об оспаривании действий, выразившихся во внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности ООО "Архитектурно планировочное бюро", об обязании аннулировать запись,
с участием в судебном заседании:
от Департамента градостроительства городского округа Самара - представителя Кочергиной Л.В. (доверенность от 18.04.2019),
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары - представителя Алейниковой С.В. (доверенность от 30.07.2019),
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары - представителя Ермолаевой О.В. (доверенность от 16.10.2018),
от Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области - представителя Тарасова В.В. (доверенность от 27.08.2018),
УСТАНОВИЛ:
Департамент градостроительства городского округа Самара (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об оспаривании действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г.Самары (далее - Инспекция, регистрирующий орган), выразившихся во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи от 19.12.2017 за государственным регистрационным номером 6176313894993 о прекращении деятельности юридического лица - ООО "Архитектурно планировочное бюро", в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п.2 ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", об обязании аннулировать запись о прекращении деятельности юридического лица - ООО "Архитектурно планировочное бюро".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Самары (далее - ИФНС России по Советскому району г.Самары), Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - УФНС России по Самарской области).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31.05.2019 по делу N А55-35067/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Департамент в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению Департамента, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
Инспекция и УФНС России по Самарской области в отзывах апелляционную жалобу отклонили.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представители Инспекции, УФНС России по Самарской области и ИФНС России по Советскому району г.Самары просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзывах на нее, заслушав представителей лиц в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Архитектурно планировочное бюро" зарегистрировано в качестве юридического лица 04.05.2006 (ИНН 6318153994, ОГРН 1066318029040); единственным участником и руководителем общества являлся Нуриев Р.М.
25.08.2017 регистрирующий орган принял решение N 9707 о предстоящем исключении ООО "Архитектурно планировочное бюро" из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица. 30.08.2017 данное решение опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" N 34(648).
19.12.2017 регистрирующий орган исключил ООО "Архитектурно планировочное бюро" из ЕГРЮЛ путем внесения в реестр соответствующей записи (ГРН 6176313894993).
Изложенное послужило основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований Департамент сослался на то, что ООО "Архитектурно планировочное бюро" имеет задолженность по арендной плате в сумме 1046259 руб. 68 коп., в связи с чем, Департамент обратился в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением о взыскании задолженности.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 28.09.2018 производство по делу N А55-19705/2018 прекращено, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что ответчик (ООО "Архитектурно планировочное бюро") прекратил свою деятельность, на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
С учетом положений части 3 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявление Департамента.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регулирует Закон N 129-ФЗ.
В соответствии с п.1 ст.21.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном данным законом.
Пунктом 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ установлено, что при наличии одновременно всех указанных в п.1 ст.21.1 данного закона признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (решение о предстоящем исключении).
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (п.3 ст.21.1 Закона N 129-ФЗ).
Согласно п.4 ст.21.1 Закона N 129-ФЗ заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в п.6 ст.9 данного закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается.
Пунктом 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что если в течение срока, предусмотренного п.4 ст.21.1 Закона N 129-ФЗ, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
В соответствии с п.6 ст.22 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо считается прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (п.8 ст.22 Закона N 129-ФЗ).
Как видно из материалов дела, ООО "Архитектурно планировочное бюро" состояло на налоговом учете в ИФНС России по Советскому району г.Самары.
ИФНС России по Советскому району г.Самары сформировала и направила в регистрирующий орган справки по форме 5804-О (Справка о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности) и 5804-С (Справка об отсутствии движения средств по счетам или отсутствии открытых) в отношении ООО "Архитектурно планировочное бюро".
С учетом полученных от ИФНС России по Советскому району г.Самары сведений регистрирующий орган вынес решение от 25.08.2017 N 9707 о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица - ООО "Архитектурно планировочное бюро" и 25.08.2017 внес в ЕГРЮЛ соответствующую запись (ГРН 6176313249744).
Сообщение о принятом решении о предстоящем исключении ООО "Архитектурно планировочное бюро" из ЕГРЮЛ опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" от 30.08.2017 N 34 (648).
В трехмесячный срок, установленный п.4 ст.21.1 Закона N 129-ФЗ, заявлений от ООО "Архитектурно планировочное бюро" или иных заинтересованных лиц (в том числе, Департамента) в регистрирующий орган не поступило. Доказательств обратного суду не представлено.
В деле отсутствуют доказательства об осуществлении указанным обществом деятельности, в период, предшествующий исключению.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что регистрирующий орган правомерно внес в ЕГРЮЛ запись от 19.12.2017 за ГРН 6176313894993 об исключении ООО "Архитектурно планировочное бюро" из реестра как юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность.
Согласно п.1 ст.6 Закона N 129-ФЗ содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановление от 06.12.2011 N 26-П, Определения от 26.04.2016 N 807-О, от 26.05.2016 N 1033-О и др.), правовое регулирование процедуры исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота. Положения ст.21.1 Закона N 129-ФЗ применяются с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ; к таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы, а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из реестра.
Разумный и осмотрительный участник гражданского оборота не лишен возможности контроля за решениями, принимаемыми регистрирующим органом в отношении своего контрагента по сделке как недействующего юридического лица, а также возможности своевременно направить в регистрирующий орган заявление о том, что его права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Неблагоприятные последствия бездействия кредитора при отслеживании информации о контрагенте не могут быть возложены на регистрирующий орган, не допустивший при принятии решения на основании ст.21.1 Закона N 129-ФЗ каких-либо нарушений.
Таким образом, учитывая открытость сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а также то обстоятельство, что Департамент не воспользовался правом, предоставленным ему п.4 ст.21.1 Законом N 129-ФЗ на подачу заявления в регистрирующий орган, исключение ООО "Архитектурно планировочное бюро" из ЕГРЮЛ не может быть признано неправомерным.
Департаментом также не представлено доказательств, свидетельствующих о том что при восстановлении в ЕГРЮЛ статуса ООО "Архитектурно планировочное бюро" как действующего юридического лица, у заявителя появится реальная возможность для взыскания задолженности.
Департамент не лишен возможности на основании п.5.2 ст.64 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ, обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. Если у исключенного из ЕГРЮЛ лица отсутствует имущество, то восстановление записи о нем в ЕГРЮЛ возможности реального взыскания денежных средств не создаст.
С учетом изложенного, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований Департамента.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы арбитражным судом апелляционной инстанции отклоняются, так как они не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции перечисленных выше норм права, и по существу, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом первой инстанции обстоятельств.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм права и согласуются с позицией, изложенной в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2019 по делу N А55-34728/2018.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 31 мая 2019 года по делу N А55-35067/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.А. Лихоманенко |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-35067/2018
Истец: Департамент градостроительства городского округа Самара
Ответчик: Инспекция федеральной налоговой службы по Красноглинскому району города Самары
Третье лицо: ИФНС по Советскому р-ну г.Самары, ООО "Архетектурно планировочное бюро", ООО "Архетектурно планировояное бюро", УФНС по Самарской области