г. Москва |
|
21 августа 2019 г. |
Дело N А41-99351/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Немчиновой М.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Назаренко Е.В.,
при участии в заседании:
от ИП Мичугиной А.П.: Панфилова И.А., представитель по доверенности N 50 АБ 0134973 от 14.09.2017; Панфилов Д.С., представитель по доверенности N 50 АБ 0134973 от 14.09.2017;
от Управления земельных отношений Раменского муниципального района: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Администрации Раменского муниципального района Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Министерства имущественных отношений Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления земельных отношений Раменского муниципального района на решение Арбитражного суда Московской области от 11.06.2019, принятое судьей Гриневой А.В. по делу N А41-99351/18 по заявлению Индивидуального предпринимателя Мичугиной Алефтины Петровны к Управлению земельных отношений Раменского муниципального района, Администрации Раменского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,
третье лицо - Министерство имущественных отношений Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Мичугина Алефтина Петровна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению земельных отношений Раменского муниципального района, Администрации Раменского муниципального района Московской области (далее - заинтересованное лицо) со следующими требованиями (с учетом уточнений): признать незаконным отказ Управления земельных отношений Раменского района Московской области, оформленный письмом от 05.09.2018 N 5172 в предоставлении ИП Мичугиной А.П. в аренду без проведения торгов земельный участок, площадью 654 кв. м с кадастровым номером 50:23:0020463:17, расположенный по адресу: Московская обл., Раменский район, с/п Нодохаритоновское, с. Новохаритоново, уч. N 201, и обязать Управление земельных отношений Раменского муниципального района в десятидневный срок с даты вынесения судебного акта направить ИП Мичугиной Л.П. проект договора аренды указанного земельного участка.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Московской области
Решением Арбитражного суда Московской области от 11.06.2019 требования предпринимателя удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление земельных отношений Раменского муниципального района подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
ИП Мичугина Л.П. представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
В судебном заседании представители предпринимателя возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Управления земельных отношений Раменского муниципального района, Администрации Раменского муниципального района Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей ИП Мичугиной Л.П.. арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ИП Мичугина Л.П. 28.06.2018 обратилась в Администрацию города Раменского района Московской области с заявлением о предоставлении ей в аренду без проведения торгов земельного участка площадью 654 кв. м с кадастровым номером 50:23:0020463:17, расположенного по адресу: Московская обл., Раменский район, с/п Новохарнтоновское, с.Новохаритоново, уч. N 201.
Письмом от 05.09.2018 N 5172 в ответ на заявление от 28.06.2018 Управление земельных отношений Раменского муниципального района отказало в предоставлении земельного участка и указало, что согласно заключению Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области 2017 года о расположении испрашиваемого земельного участка в зоне планируемого развитая земель, предназначенных для нужд организации транспорта.
Считая отказ Администрации незаконным, ИП Мичугина Л.П. обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд согласен с решением суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными актов (действий, бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые акты (действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Так, исходя из смысла вышеизложенных норм, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Исходя из смысла названных норм следует, что выбор между выкупом земельного участка или приобретением права аренды основывается только на волеизъявлении собственника объектов недвижимости.
Орган местного самоуправления не вправе препятствовать заявителю в реализации предоставленных законом прав.
Как следует из материалов дела, испрашиваемый предпринимателем земельный участок не является изъятым из оборота по основаниям, предусмотренным ст. 27 Земельного кодекса РФ.
Статьей 39.14 Земельного кодекса РФ определен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Как установлено материалами дела, ИП Мичугина А.П.. является собственником земельного участка, площадью 200 кв.м с кадастровым номером 50:23:0020447:13, приобретенного на основании договора купли-продажи от 07.06.2010 г. и магазина но адресу: Московская обл., Раменский район, е/н Новохаритоновское. с.Новохаритоново, 201.
Заявитель обратилась в Администрацию Раменского района Московской области с заявлением о предоставлении в долгосрочную аренду земельный участок, расположенный смежно по всем границам с принадлежащим на праве собственности земельным участком, т.е. дополнительный земельный участок на основании п. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ (в ред. от 21.07.2014) с предварительным согласованием места размещения объекта.
Письмом от 22.12.2014 N 4865 Комитет по управлению имуществом Раменского муниципального района отказал ИП Мичугиной А.П.. в согласовании акта выбора земельного участка, ссылаясь на то, что Градостроительный совет Московской области на заседании от 28.01.2014 признал выделение земельного участка путем согласования предварительного места размещения объекта нерациональным.
Заявитель обжаловал указанный отказ в Арбитражный суд Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27.05.2015 по делу N A41-12016/15 требования были удовлетворены.
Постановлениями апелляционной инстанции от 04.09.2015 и кассационной инстанции от 10.12.2015 решение суда было оставлено без изменения.
Согласно вышеуказанным судебным актам, отказ в предварительном согласовании места размещения объекта под строительство магазина был признан незаконным и суд принял решение об обязании Администрации Раменского муниципального района принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка для строительства магазина.
Администрацией Раменского района принято постановление от 07.12.2015 N 5130, которым предварительно согласовал место размещения магазина на испрашиваемом земельном участке, утвердил акт о выборе земельного участка под строительство магазина, постановил оформить права на землю в установленном законом порядке и обеспечить разработку проектной документации.
Постановлением от 26.02.2016 N 1021 руководитель Администрации Раменского района внес изменения в ранее принятое постановление об установлении разрешенного вида использования земельного участка для приведения его в соответствие с новым Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утв. 01.09.2014; в настоящее время земельный участок имеет вид разрешенного использования: "магазины".
ИП Мичугина А.П.. 28.06.2018 обратилась в Администрацию города Раменского района Московской области с заявлением о предоставлении ей в аренду без проведения торгов земельного участка площадью 654 кв. м с кадастровым номером 50:23:0020463:17, расположенного по адресу: Московская обл., Раменский район, с/п Новохарнтоновское, с.Новохаритоново, уч. N 201
Письмом от 05.09.2018 N 5172 в ответ на заявление от 28.06.2018 Управление земельных отношений Раменского муниципального района отказало в предоставлении земельного участка и указало, что согласно заключению Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области 2017 года о расположении испрашиваемого земельного участка в зоне планируемого развитая земель, предназначенных для нужд организации транспорта.
Согласно пункту 1 статьи 39.1 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса).
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.20 Земельного кодекса для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
Пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса, осуществляется без проведения торгов.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор аренды земельного (статья 39.1 Земельного кодекса).
Порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и направляет принятое решение заявителю.
В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.
В силу пункта 7 статьи 39.17 Земельного кодекса проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
Статья 39.16 Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Заинтересованным лицом в материалы дела не предоставлено доказательств, препятствующих предоставлению испрашиваемого земельного участка в собственность ИП Мичугиной А.П.
Доводы Управления земельных отношений Раменского муниципального района, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне планируемого развития земель, предназначенных для нужд организации транспорта, отклонены арбитражным апелляционным судом по следующим основаниям.
ГБУ Московской области "Мосавтодор" письмом от 11.10.2018 N исх- 92276/2018 сообщило, что схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области предусмотрено строительство автомобильной дороги МоскваЕгорьевск-Тума-Касимов (МЕТК), а также ее реконструкция, однако действующей государственной программой "Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса Московской области на 2017-2021 годы" в связи с реализацией указанного проекта предусмотрена разработка проекта планировки территории.
Причем проект планировки, предусматривающий изъятие земельных участков, в соответствии с п. 12.4 ст.45 Градостроительного кодекса РФ до его утверждения подлежит согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, а, следовательно, в соответствии с п.13.1 ст.45 Градостроительного кодекса РФ решение об утверждении проектов планировки и межевания территории до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области в Письме от 02.04.2019 N 21-ТГ-9372. сообщило, что в соответствии со Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 N 230/8, земельные участки: принадлежащий Мичугиной А.П. с кадастровым номером 50:23:0020463:13 площадью 200 кв.м, а также испрашиваемый заявителем - с кадастровым номером 50:23:0020463:17 площадью 654 кв.м, категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "магазины" не расположены в зонах, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации автомобильных дорог регионального и федерального значения, а также в зонах предназначенных для строительства рельсового скоростного пассажирского автотранспорта.
Согласно Письму Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области от 15.04.2019 N 28ТГ-2621/37 земельный участок с кадастровым номером 50:23:0020463:17, площадью 654 кв.м, категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "магазины" расположен на расстоянии около 16 м от оси автомобильной дороги регионального назначения МоскваЕгорьевск-Тума-Касимов, и в соответствии со Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области (СТП ТО МО), расположен вне границ зон планируемого размещения линейных объектов транспортных инфраструктур; у земельного участка с кадастровым номером 50:23:0020463:17 отсутствуют градостроительные ограничения.
Таким образом, испрашиваемый земельный участок не является ограниченным в обороте, в связи с чем у Управления земельных отношений Раменского муниципального района не имелось оснований для отказа в предоставлении ИП Мичугиной А.П. в аренду без проведения торгов земельного участка, площадью 654 кв. м с кадастровым номером 50:23:0020463:17.
В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
С учетом вышеизложенного, требование заявителя о признании незаконным отказа Управления земельных отношений Администрации Раменского района Московской области предоставить в собственность земельного участка правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться: указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов ИП Мичугиной Л.П. суд первой инстанции возложил на Управление земельных отношений Раменского муниципального района обязанность в десятидневный срок с даты вынесения судебного акта направить ИП Мичугиной Л.П. проект договора аренды указанного земельного участка.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления земельных отношений Раменского муниципального района и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11.06.2019 по делу N А41-99351/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-99351/2018
Истец: ИП Мичугина Алефтина Петровна
Ответчик: Администрация Раменского м.р. МО Россия, 140100, МО, г. Раменское, пл. Комсомольская, 2
Третье лицо: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ РАМЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА, Администрация Раменского м.р. МО, Управление земельных отношений Раменского муниципального района