г. Саратов |
|
21 августа 2019 г. |
Дело N А12-6785/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Антоновой О.И.,
судей Борисовой Т.С., Волковой Т.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шебалковой К.В.
при участии:
от акционерного общества "Первая грузовая компания" - Трофименко Анна Викторовна, действующая на основании доверенности от 09.02.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 июня 2019 года по делу N А12-6785/2019
по заявлению акционерного общества "Первая грузовая компания" (ОГРН 1137746982856, ИНН 7725806898)
к обществу с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" (ОГРН 1023402969699, ИНН 3444066707)
о взыскании штрафа,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Первая грузовая компания" (далее - АО "Первая грузовая компания", истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" (далее - ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт") о взыскании штрафа за сверхнормативный простой вагонов в размере 395 200 руб., а также расходов по оплате государственной пошлины в размере 10 904 руб.
Решением суда от 11.06.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Акционерное общество "Первая Грузовая Компания" является законным владельцем железнодорожных вагонов N N 51107589, 50701358, 56904287, 50689793, которые в груженом состоянии (груз - топливо дизельное, код груза 214062) 09.07.2018 были направлены на ст. Трусово Прив ж.д. по железнодорожной накладной NЭЧ765826 в адрес грузополучателя ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" (далее - ответчик, ООО "ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт").
Согласно справкам о вагоне из автоматизированной базы данных полувагонов (АБД ПВ) все вагоны, поименованные в транспортных железнодорожной накладной N ЭЧ765826 - ЭТРАН-цистерны.
Вагоны прибыли на станцию выгрузки согласно железнодорожной накладной 09.07.2018 в 04 час. 46 мин. на подъездной путь общего пользования, начало нахождения вагонов на путях общего пользования - 09.07.2018 07 час. 00 мин., фактически уборка вагонов с подъездного пути и подача под выгрузку на подъездной путь грузополучателя произведена 19.07.2018 в 14 час. 00 мин., что подтверждается актами общей формы N 2/105 от 09.07.2018 и N 2/124 от 19.07.2018, то есть грузополучатель своевременно не принял мер к организации выгрузки груза из вагонов, принадлежащих истцу.
Полагая, что ООО "ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт", как грузополучатель несет ответственность за самовольное занятие вагонов и за их задержку под выгрузкой грузов перед их владельцем, истец начислил штраф за задержку вагонов под выгрузкой в размере 395 200 руб. и в претензии потребовал от ответчика в течение тридцати дней с момента получения претензии оплатить указанный штраф.
Ответчик требования истца добровольно не исполнил, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим требованием.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожный транспорт в Российской Федерации (далее - железнодорожный транспорт) состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.
Так же согласно статье указанного Закона оператор железнодорожного подвижного состава - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие вагоны, контейнеры на праве собственности или ином праве, участвующие на основе договора с перевозчиком в осуществлении перевозочного процесса с использованием указанных вагонов, контейнеров.
Пунктом 14 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденной Президиумом Верховного суда 20.12.2017 установлено, что владелец вагона, являющийся оператором подвижного состава, вправе взыскать штраф, предусмотренный частью 6 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта, за задержку принадлежащего ему вагона под погрузкой или выгрузкой, так как права компаний, являющихся оператором подвижного состава, при использовании принадлежащих им вагонов не должны отличаться от прав перевозчика.
В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) грузополучатель по прибытии груза на железнодорожную станцию назначения обязуется принять его и выгрузить с соблюдением технологического срока оборота вагона в 36 часов с момента подачи вагона под выгрузку в соответствии со ст. 62 Устава.
Вместе с тем, грузополучатель (ответчик) своевременно не принял мер к организации выгрузки груза из вагонов N N 51107589, 50701358, 56904287, 50689793, принадлежащих истцу.
В рассматриваемом случае факт задержки вагонов подтвержден документально. Право собственности на вагоны подтверждено справками о вагонах из АБД ПВ.
Собственник вагона, с учетом положений статьи 99 Устава, вправе предъявить штраф за использование вагонов без его согласия и в данном случае на истца подлежат распространению положения ст. 62 Устава.
В соответствии с частью 6 статьи 62 Устава за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 данного Устава.
В соответствии с положениями статей 99, 100 за самовольное использование чужого подвижного состава (вагонов, контейнеров) установлена имущественная ответственность.
Согласно части 2 статьи 99 Устава за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 указанного Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.
Статьей 100 Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации за каждый час простоя каждого вагона предусмотрен штраф в размере 0,2 минимального размера оплаты труда (МРОТ).
Как правомерно указал суд первой инстанции, ООО "ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт", как грузополучатель, несет ответственность за самовольное занятие вагонов и за их задержку под выгрузкой грузов в местах общего пользования перед владельцем, а сверхнормативная продолжительность нахождения вагонов на станции выгрузки свидетельствует о фактическом их использовании.
Как в суде первой инстанции, так и в рамках апелляционного обжалования, ответчик указывал, что не считает себя надлежащим ответчиком по делу, также между ним истцом какие-либо договорные отношения отсутствуют.
Между тем, указанный довод отклонен судом первой инстанции как необоснованный, поскольку само по себе отсутствие договорных отношений не является основанием для освобождения ответчика от уплаты истцу штрафа и обязательным условием для его начисления.
Согласно расчету истца размер штрафа за самовольное использование вагонов N N 51107589, 50701358, 56904287, 50689793 в соответствии с Уставом составляет 395 200 рублей.
Представленный расчет проверен судом и признается верным.
В соответствии с правилами статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Поскольку факт задержки вагонов подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, постольку требования истца о взыскании штрафа за задержку вагонов под выгрузкой в размере правомерно удовлетворено судом в заявленном размере.
Учитывая вышеизложенное, правовые основания для отмены судебного акта отсутствуют. Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, приведенные в отзыве на иск, им дана надлежащая правовая оценка.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 июня 2019 года по делу N А12-6785/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.И. Антонова |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-6785/2019
Истец: АО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ООО "ЛУКОЙЛ-НИЖНЕВОЛЖСКНЕФТЕПРОДУКТ", ООО "ЛУКОЙЛ-ЮГНЕФТЕПРОДУКТ"