г. Киров |
|
22 августа 2019 г. |
Дело N А31-5687/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.
при участии в судебном заседании представителя истца - Львова К.А., по доверенности от 29.12.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, ИНН 7729314745 ОГРН 1027700430889
на решение Арбитражного суда Костромской области от 15.05.2019 по делу N А31-5687/2018, принятое судом в составе судьи Семенова А.И.
по иску публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" (ИНН 7606053324 ОГРН 1057601091151)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745 ОГРН 1027700430889),
третьи лица: департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области, департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации,
о взыскании задолженности,
установил:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - Компания, истец) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Учреждение, ответчик, заявитель) о взыскании 287 512 руб. 57 коп. задолженности за тепловую энергию, потребленную в ноябре, декабре 2017 года (далее - спорный период), на основании государственного контракта на поставку тепловой энергии в горячей воде от 29.07.2017 N 2146 (далее - Контракт).
Исковые требования Компании основаны на статьях 309, 310, 314, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 15.05.2019 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что по условиям Контракта ответчик обязан оплачивать фактически потребленные объемы тепловой энергии согласно приборам учета и данным, полученным расчетным методом, с учетом нормативных потерь на теплосетях. Оплата предъявляемых объемов сверх указанных значений, не предусмотрена Контрактом. Суд отклонил возражения ответчика, изложенные в отзыве на иск, как основанные на неверном толковании Правил N 1034, при этом не обосновал свой вывод, не придал внимания тому факту, что распределение сверхнормативных потерь регулируется Правилами коммерческого учета только в разделе V, пунктом 128 которого установлен круг субъектов, на которых распространяется это регулирование, а именно: теплоснабжающие организации и теплосетевые организации. В спорных отношениях ответчик является потребителем, на сети потребителей понятие "смежные сети" в законе не распространено. Ответчик принимает тепловую энергию исключительно для собственного потребления, не производит передачу ресурса иным потребителям. Сверхнормативные потери не распределяются на потребителя, не осуществляющего передачу тепловой энергии иным потребителям по своим сетям. Также заявитель указал, что обладает статусом органа военного управления, входящего в структуру МО РФ, являясь ответчиком по данному делу, вправе претендовать на освобождение от уплаты госпошлины в соответствии с пунктом 333.37 НК РФ.
Истец в отзыве отклонил доводы заявителя, просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Подробно позиция изложена письменно.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 28.06.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 29.06.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы. Ответчик и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Ответчик заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Костромской области проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
Компания является теплоснабжающей организацией, осуществляющей выработку и отпуск тепловой энергии и теплоносителя для потребителей на территории города Костромы.
29.07.2017 Компания (поставщик) и Учреждение (заказчик) заключили Контракт, по условиям которого поставщик поставляет тепловую энергию и теплоноситель на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение до границы балансовой принадлежности тепловых сетей (до точек поставки), а заказчик принимает и оплачивает потребленную им тепловую энергию и теплоноситель, соблюдает предусмотренный Контрактом режим их потребления.
В соответствии с пунктом 1.7 Контракта стороны при его исполнении обязались руководствоваться Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115, Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034), Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр (далее - Методика) и другими действующими нормативными актами.
В силу пункта 4.1 Контракта количество тепловой энергии и теплоносителя, поставляемых заказчику, фиксируется в узле учета, расположенном в ТП заказчика (приложение N 5) и соответствующем требованиям Правил N 1034.
Расчетным периодом поставки по Контракту является календарный месяц (пункт 4.2 Контракта).
Количество тепловой энергии и теплоносителя, поставленных заказчику за расчетный период, при условии работы теплосчетчика в штатном режиме, а также за время действия нештатных ситуаций определяется в соответствии с Методикой (пункт 4.3 Контракта).
Согласно пункту 4.4 Контракта при размещении узла учета не на границе балансовой принадлежности расчет количества поданных (полученных) тепловой энергии, теплоносителя производится с учетом потерь в трубопроводах от границы балансовой принадлежности до места установки приборов учета (приложение N 4). Величина потерь тепловой энергии, теплоносителя рассчитывается поставщиком в соответствии с требованиями пункта 10 Методики.
В приложении N 1 к Контракту стороны согласовали акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, согласно которому на балансе Учреждения находятся и подлежат ремонту, обслуживанию и содержанию в исправном состоянии участки тепловых сетей.
В приложении N 4 к Контракту стороны согласовали расчет потерь тепловой энергии в тепловых сетях заказчика.
Во исполнение условий Контракта истец в спорный период поставил ответчику тепловую энергию (в ноябре 2017 года - 1141,430842 Гкал на сумму 1 534 490 руб. 64 коп., в декабре 2017 года - 1149,326329 на сумму 1 549 997 руб. 62 коп.) и выставил ответчику для оплаты соответствующие счета-фактуры от 30.11.2017, от 31.12.2017.
Претензией от 06.01.2018 истец предложил ответчику оплатить образовавшуюся задолженность.
Ответчик поставленный ресурс оплатил частично, задолженность, по расчету истца (с учетом уточненных требований), составила 287 512 руб. 57 коп.
Указанные обстоятельства послужили основанием обращения истца в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 7 статьи 19 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 22 Правил N 1034 в случае, если участки тепловой сети принадлежат на праве собственности или ином законном основании различным лицам или если существуют перемычки между тепловыми сетями, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании различным лицам, на границе балансовой принадлежности должны быть установлены узлы учета.
В соответствии с пунктом 1 Правил N 1034 данные Правила устанавливают порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, в том числе порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем), а также порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя между тепловыми сетями при отсутствии приборов учета на границах смежных тепловых сетей.
Порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя между тепловыми сетями при отсутствии приборов учета на границах смежных тепловых сетей установлен разделом V Правил N 1034, пунктами 77-79 Методики.
В силу пункта 130 Правил N 1034 в случае передачи тепловой энергии, теплоносителя по участку тепловой сети, принадлежащему потребителю, при распределении потерь тепловой энергии, теплоносителя и сверхнормативных потерь тепловой энергии, теплоносителя указанные тепловые сети рассматриваются как смежные тепловые сети.
Пунктом 76 Методики установлено, что для потребителя потери тепловой энергии учитываются в случае передачи тепловой энергии по участку тепловой сети, принадлежащему потребителю.
При определении потерь тепловой энергии сверх расчетных значений указанные тепловые сети рассматриваются как смежные участки тепловой сети.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон Учреждение эксплуатирует следующие тепловые сети:
-сеть от К-15б в квартале 35;
-все тепловые сети на территории училища от К-16а в квартале 35;
-все тепловые сети на территории училища от К-16а в квартале 37;
-тепловые сети в квартале 34, в том числе, от СК-2 до СК-3, ХРСУ (инв. N 3), от СК-3 до СК-10 и от СК-10 до здания по ул. Кузнецкой, 18.
Таким образом, Учреждение, как владелец сети, обязано нести расходы по оплате потерь тепловой энергии, возникающих в принадлежащих ему сетях (при их наличии), в том числе, потерь сверх расчетных значений.
Прибор учета на границе балансовой принадлежности между сетями сторон в спорный период отсутствовал.
В соответствии с пунктом 128 Правил N 1034 распределение потерь тепловой энергии, теплоносителя, а также количества тепловой энергии, теплоносителя, передаваемых между тепловыми сетями теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций при отсутствии приборов учета на границах смежных частей тепловых сетей, производится расчетным путем следующим образом:
а) в отношении тепловой энергии, переданной (принятой) на границе балансовой принадлежности смежных тепловых сетей, расчет основывается на балансе количества тепловой энергии, отпущенной в тепловую сеть и потребленной теплопотребляющими установками потребителей (по всем организациям-собственниками (или) иным законным владельцам смежных тепловых сетей) для всех сечений трубопроводов на границе (границах) балансовой принадлежности смежных участков тепловой сети, с учетом потерь тепловой энергии, связанных с аварийными утечками и технологическими потерями (опрессовка, испытание), потерями через поврежденную теплоизоляцию в смежных тепловых сетях, которые оформлены актами, нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии и потерь, превышающих утвержденные значения (сверхнормативные потери);
б) в отношении теплоносителя, переданного на границе балансовой принадлежности смежных тепловых сетей, расчет основывается на балансе количества теплоносителя, отпущенного в тепловую сеть и потребленного теплопотребляющими установками потребителей, с учетом потерь теплоносителя, связанных с аварийными утечками теплоносителя, оформленных актами, нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, утвержденных в установленном порядке, и потерь, превышающих утвержденные значения (сверхнормативные).
Согласно пункту 129 Правил N 1034 распределение сверхнормативных потерь тепловой энергии, теплоносителя между смежными тепловыми сетями производится в количествах, пропорциональных значениям утвержденных нормативов технологических потерь и потерь тепловой энергии с учетом аварийных утечек теплоносителя через поврежденную теплоизоляцию.
Из смысла пунктов 128, 129 Правил N 1034 следует, что владельцы смежных тепловых сетей в составе потерь оплачивают сверхнормативные потери, к которым относятся потери, не связанные с нормативами технологических потерь при передаче тепловой энергии, и потерями, оформленными актами, в количествах, пропорциональных значениям, утвержденных нормативов технологических потерь и потерь тепловой энергии с учетом аварийных утечек теплоносителя через поврежденную сеть.
Согласно пункту 75 Методики потери тепловой энергии складываются из двух составляющих:
Qиз -потери тепловой энергии через изоляцию трубопроводов на участке тепловой сети, находящейся на балансе потребителей без приборов учета, за расчетный период, Гкал;
Qу -потери тепловой энергии со всеми видами утечки теплоносителя из систем теплопотребления потребителей без приборов учета и участков тепловой сети на их балансе за расчетный период, Гкал.
Порядок расчета потерь тепловой энергии и теплоносителя определен в пунктах 77, 78, 79 Методики.
Из материалов дела следует, что ответчик является владельцем тепловых сетей посредством которых осуществляется теплоснабжение части объектов Учреждения.
Сети сторон спора являются смежными.
Учитывая изложенное, принимая во внимание пункт 130 Правил и пункт 76 Методики, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что именно на ответчике лежит обязанность по поддержанию тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, приему, преобразованию и доставке тепловой энергии, теплоносителя и, как следствие, обязанность по возмещению стоимости потерь тепловой энергии, включая потери, превышающие утвержденные значения.
Расчет произведен истцом на основании Методики и подтвержден первичными материалами (т. 2 л.д. 55).
Контррасчет заявителем не представлен.
Также заявитель, ссылаясь на статью 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, считает, что с него не подлежит взысканию уплаченная истцом госпошлина по иску.
Указанный довод основан на неверном толковании норм права. Освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влечет за собой освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В пункте 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" разъяснено, что законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 15.05.2019 по делу N А31-5687/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-5687/2018
Истец: ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N2"
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области, департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области, Министерство строительства и ЖКХ РФ