г. Киров |
|
22 августа 2019 г. |
Дело N А29-3758/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Минаевой Е.В., Черных Л.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.05.2019 по делу N А29-3758/2019, принятое судом в составе судьи Паниотова С.С.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительная производственная компания "Карьер" (ОГРН 1091101006545; ИНН 1101075572)
к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
о признании незаконным отказа,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Строительная производственная компания "Карьер" (далее - заявитель, ООО СПК "Карьер", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным отказа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - ответчик, Минприроды РК, Министерство) во включении в Перечень участков недр местного значения на территории Республики Коми (далее - Перечень участков недр местного значения) истребуемого участка недр "Шошка", формализованного в письме от 26.02.2019 N 01-06/685, а также об обязании ответчика включить в Перечень участков недр местного значения обозначенный участок согласно представленной схеме координат участка недр, направленной письмом от 15.01.2019 N 2.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 25.05.2019 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Минприроды РК с принятым судом первой инстанции решением не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. В апелляционной жалобе ответчик настаивает на законности и обоснованности оспариваемого отказа во включении участка недр "Шошка" в Перечень участков недр местного значения, обусловленного отсутствием согласования выделения земельного участка со стороны органа местного самоуправления.
Более подробно, со ссылками на положения действующего законодательства и конкретные обстоятельства дела, позиция Минприроды РК приведена в апелляционной жалобе.
ООО СПК "Карьер" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 16.01.2019 ООО СПК "Карьер" обратилось в Минприроды РК с заявлением о включении земельного участка "Шошка" в Перечень участков недр местного значения (л.д.12-13).
В письме от 08.02.2019 N 108, направленном ГУ РК "Сыктывкарское лесничество" в адрес Министерства указано, что участок "Шошка" расположен на территории МО МР "Сыктывдинский" в кварталах 180, 189 Краснозатонского участкового лесничества, где лесохозяйственным регламентом лесничества разрешено использование лесов при проведении геологоразведочных работ и разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых. В связи с этим ГУ РК "Сыктывкарское лесничество" согласовало проведение геологоразведочных работ и разработки месторождений в пределах участка "Шошка" (л.д.14).
Письмом от 26.02.2019 N 01-06/685 Минприроды РК отказало Обществу во включении обозначенного участка в Перечень участков недр местного значения (л.д.11). Причины отказа Министерством не приведены.
Полагая, что указанный отказ не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО СПК "Карьер" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с соответствующим заявлением (л.д.6-8).
Придя к выводу о наличии совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, признав оспариваемый отказ Министерства незаконным и возложив на него обязанность включить в Перечень участков недр местного значения участок "Шошка" согласно представленной схеме координат участка недр, направленной письмом от 15.01.2019 N 2. При этом арбитражный суд исходил из необоснованности и немотивированности оспариваемого решения об отказе, отсутствия правовых и фактических оснований для его принятия.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
При этом в силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Согласно статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1).
Отношения, возникающие в области использования и охраны недр, урегулированы положениями Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1, Закон о недрах).
Согласно статье 1 названного Закона законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 1). Отношения, связанные с использованием и охраной земель, водных объектов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2).
Установление порядка пользования участками недр местного значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях (пункт 9 части 1 статьи 4 Закона о недрах).
В соответствии с пунктом 6 статьи 10.1 Закона о недрах основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении такого права.
Положениями статьи 23 Закона о недрах установлены основные требования по рациональному использованию и охране недр, к числу которых отнесено соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование.
В силу статьи 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе, соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами (пункт 1).
Порядок предоставления участков недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, для разведки и добычи полезных ископаемых, для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 18 Закона о недрах).
В соответствии с Законом о недрах, Законом Республики Коми от 20.02.2012 N 3-РЗ "О некоторых вопросах в области пользования участками недр местного значения на территории Республики Коми", постановлением Правительства Республики Коми от 03.04.2012 N 120 "О Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми" Приказом Минприроды РК от 06.10.2015 N 425 утверждено Положение о пользовании участками недр местного значения на территории Республики Коми, которым, среди прочего, регламентирован порядок предоставления в пользование участков недр местного значения (подпункт 1 пункта 1, раздел 3 Положения N 425).
Названным Положением установлены, среди прочего, порядок пользования участками недр местного значения; порядок предоставления в пользование участков недр местного значения; порядок пользования недрами в целях добычи общераспространенных полезных ископаемых для собственных производственных и технологических нужд пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта (пункт 1).
Согласно пунктам 27, 28 Положения N 425 в Перечень участков недр местного значения (далее - Перечень) включаются участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые и предлагаемые для: геологического изучения с целью поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых; разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых. Перечень формируется Минприроды Республики Коми на основании поступивших письменных заявлений субъектов предпринимательства (далее - заявителей) о включении в Перечень участков недр местного значения в целях, указанных в пункте 27 настоящего Положения, а также с учетом предложений заинтересованных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
В пункте 29 Положения N 425 приведен список сведений, которые должно содержать заявление о включении в Перечень предлагаемого участка недр местного значения.
При формировании Перечня учитывается местоположение предлагаемого для включения в Перечень участка недр местного значения по отношению к участкам недр федерального и местного значения, предоставленных в пользование и (или) включенных в утвержденные ранее Перечни, в том числе в зависимости от вида пользования и вида общераспространенного полезного ископаемого, а также осуществляются предварительные согласования с Комитетом лесов Республики Коми и (или) органами местного самоуправления по отводу земельных участков (подпункт "а" пункта 30 Положения N 425).
Пунктом 31 Положения N 425 предусмотрено, что предлагаемые заявителями для включения в Перечень участки недр местного значения не подлежат включению в Перечень в следующих случаях: участок недр местного значения полностью или частично предоставлен в пользование для геологического изучения с целью поисков и оценки или геологического изучения, разведки и добычи заявленного вида общераспространенного полезного ископаемого; участок недр местного значения полностью или частично включен в утвержденный ранее Перечень участков недр местного значения, предлагаемых для предоставления в пользование; участок недр местного значения полностью или частично расположен над или под месторождением твердых полезных ископаемых, не относящимся к общераспространенным полезным ископаемым, а также над или под проявлением твердых полезных ископаемых, учтенным в государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых; участок недр местного значения полностью или частично расположен в границах участка недр, включенного в федеральный фонд резервных участков недр, или участка недр федерального значения, находящегося в нераспределенном фонде; участок недр местного значения, предлагаемый для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, полностью или частично расположен в границах водоохранной зоны водного объекта; участок недр местного значения полностью или частично расположен на особо охраняемой природной территории федерального, республиканского или местного значения.
Согласно пунктам 32, 33 Положения N 425 подготовка проекта Перечня осуществляется в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр. Подготовленный проект Перечня рассматривается на Комиссии по недропользованию Минприроды Республики Коми и, в случае положительного решения указанной комиссии, направляется на согласование в территориальный орган Федерального агентства по недропользованию (Роснедра).
Пунктом 34 Положения N 425 определены основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе во включении заявленного участка недр местного значения в проект Перечня. В силу данной нормы к таковым отнесены следующие случаи: заявление подано с нарушением требований, указанных в пункте 29 настоящего Положения (подпункт "а"); наступление оснований, указанных в пункте 31 настоящего раздела, при которых предлагаемый участок недр местного значения не подлежит включению в Перечень (подпункт "б"); получен отказ в согласовании по включению участка недр в Перечень и (или) в согласовании проекта Перечня от уполномоченных органов, указанных в пунктах 30 и 33 настоящего Положения (подпункт "в").
Иных оснований для принятия решения об отказе во включении заявленного участка недр местного значения в проект Перечня нормы Положения N 425 не содержат.
Как усматривается из материалов дела, отказывая Обществу во включении участка недр "Шошка" в Перечень участков недр местного значения, Министерством в письме от 26.02.2019 N 01-06/685 не приведено ни фактического, ни нормативно-правового обоснования указанного решения.
В ходе рассмотрения настоящего дела Министерство пояснило, что причиной отказа во включении спорного участка недр в Перечень участков недр местного значения явилось отсутствие соответствующего согласования со стороны органа местного самоуправления.
Между тем, исходя из буквального толкования подпункта "а" пункта 30 Положения N 425 во взаимосвязи с иными положениями указанного нормативного акта, получение согласования от органов местного самоуправления в данном случае не требовалось, поскольку запрашиваемый участок находится исключительно на землях лесного фонда, находящегося в федеральной собственности и согласование по которому осуществляется Минприроды РК. Получение согласования от органов местного самоуправления требуется при нахождении испрашиваемых участков в границах земель соответствующих городских и сельских поселений. На это указывает и избранная при формулировании указанного пункта конструкция предложения с использованием соединительных союзов "и (или)".
В рассматриваемом случае для включения упомянутого участка недр в Перечень участков недр местного значения необходимо получение согласования от Комитета лесов Республики Коми, функции которого в настоящее время исполняет Минприроды РК. При этом такое согласование, как следует из материалов дела, получено (л.д.14).
Под критерии, определенные пунктом 31 Положения N 425, при которых участки недр местного значения не подлежат включению в перечень участков недр местного значения, спорный участок не подпадает.
Доказательств подачи Обществом заявления о включении участка "Шошка" в Перечень участков недр местного значения с нарушением требований, предусмотренных пунктом 29 Положения N 425, материалы настоящего дела не содержат.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии у Министерства РК законных оснований для отказа в включении спорного участка в Перечень участков недр местного значения.
Достаточных и надлежащих доказательств обратного в нарушение требований части 5 статьи 200 АПК РФ ответчиком не представлено.
В этой связи решение об отказе Министерства во включении в Перечень участков недр местного значения истребуемого Обществом участка недр "Шошка", формализованное в письме от 26.02.2019 N 01-06/685, не соответствует положениям действующего законодательства и, как следствие, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Повторно исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ во взаимной связи с положениями действующего законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеется предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных ООО СПК "Карьер" требований и признания оспариваемого отказа незаконным, о чем правомерно указано судом первой инстанции в обжалуемом решении.
Ввиду отсутствия соответствующих препятствий, суд первой инстанции обоснованно в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя обязал ответчика включить в Перечень участков недр местного значения участок "Шошка" согласно представленной схеме координат участка недр, направленной письмом от 15.01.2019 N 2.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела, при действующем нормативно-правовом регулировании спорных правоотношений, не усматривается.
Довод заявителя жалобы о том, что для решения вопроса о включении спорного участка недр в Перечень участков недр местного значения в данном случае необходимо обязательное получение соответствующего согласования с органами местного самоуправления, подлежит отклонению, поскольку, принимая во внимание вышеизложенное, основан на ошибочном толковании норм материального права применительно к фактическим обстоятельствам дела.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционных жалоб, однако они не опровергают выводов суда, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.05.2019 по делу N А29-3758/2019 следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы ответчиков - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.05.2019 по делу N А29-3758/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Е.В. Минаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-3758/2019
Истец: ООО Строительная Производственная Компания "Карьер"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми