г. Пермь |
|
21 августа 2019 г. |
Дело N А60-8808/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 августа 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова В.В.,
судей Дюкина В.Ю., Зелениной Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Балдиной А.С.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 мая 2019 года, принятое судьей Парамоновой В.В.,
по делу N А60-8808/2019
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "КомплектТехМаркет" (ИНН 6670095030, ОГРН 1056603705146)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ИНН 6670262066, ОГРН 1096670022107)
о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельных участков,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "КомплектТехМаркет" (далее - ООО "КомплектТехМаркет", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - ТУ Росимущества в Свердловской области, Территориальное управление, заинтересованное лицо), оформленного письмом от 21.11.2018 N АР-14297/09, в предоставлении обществу в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 66:41:0507068:49, площадью 308888 кв.м. и земельного участка с кадастровым номером 66:41:0507068:56, площадью 165539 кв.м., расположенных по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования; обязании ТУ Росимущества в Свердловской области в течение двух недель с момента вступления в законную силу решения подготовить, подписать и направить обществу проекты договоров купли-продажи указанных земельных участков в трех экземплярах.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.05.2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Территориальное управление обжаловало решение суда первой инстанции в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заинтересованное лицо, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, отказав заявителю в удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование жалобы ее заявитель указывает, что земельные участки с кадастровыми номерами 66:41:0507068:56 и 66:41:0507068:49 образованы из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:1114; срок действия решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0507068:56 и 66:41:0507068:49 истек; в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:1114 обществом не представлены документы, подтверждающие наличие права постоянного (бессрочного) пользования данным участком. Территориальное управление ссылается на то, что оно не уполномочено самостоятельно (без поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом) принимать решения о распоряжении земельными участками, площадь которых более 10 га. Отмечает, что площадь земельного участка с кадастровым номером 66:41:0507068:56 равна 165 539 кв.м (16,55 га), площадь земельного участка с кадастровым номером 66:41:0507068:49 равна 308 888 кв.м (30,89 га). По мнению заинтересованного лица, принятое им решение является законным, права заявителя не нарушены.
Общество "КомплектТехМаркет" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразило несогласие с приведенными в ней доводами; просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся в заседание суда апелляционной инстанции, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом. В силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество "КомплектТехМаркет" письмами от 25.10.2018 N 2148 и от 25.10.2018 N 2149 обратилось в Территориальное управление с заявлениями о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 66:41:0507068:49, площадью 308888 кв.м, и земельного участка с кадастровым номером 66:41:0507068:56, площадью 165539 кв.м, расположенные по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования.
В письме от 21.11.2018 N АР-14297/09 Территориальное управление отказало заявителю в предоставлении в собственность за плату испрашиваемых земельных участков, указав на то, что срок действия решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в Распоряжениях ТУ Росимущества в Свердловской области от 18.08.2016 N 530-р и 531-р истек.
Еще одним основанием для отказа явилось то, что испрашиваемые земельные участки образованы из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:1114, при том, что доказательств наличия у заявителя права постоянного (бессрочного) пользования ООО "КомплектТехМаркет" на указанный земельный участок не представлено.
Посчитав данное решение Территориального управления незаконным и нарушающим его права и законные интересы, ООО "КомплектТехМаркет" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассмотрев спор, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оборот земельных участков в силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно подпункту 2 части 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
Подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса.
Как установлено судом, ООО "КомплектТехМаркет" на праве постоянного (бессрочного) пользования был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:0066 площадью 38040000 кв.м., расположенного в южной части кадастрового района Екатеринбургский, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 66 АБ 898705 от 10.11.2005.
В силу пункта 2 статьи 11.8 ЗК РФ у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного пользования на образуемые земельные участки.
Вступившим в законную силу решением суда N А60-1896/2016 от 21.03.2016 судом признан недействительным отказ ТУ Росимущества в Свердловской области в предварительном согласовании предоставления обществу с ограниченной ответственностью "КомплектТехМаркет" (в собственность за плату испрашиваемых земельных участков площадью 165 525 кв.м и 309 139 кв.м.
В частности, при рассмотрении указанного дела судом было установлено, что за обществом "КомплектТехМаркет" зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:0066, испрашиваемые земельные участки образованы из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0507068:22, в свою очередь, образованного из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:0066, что соответствует пункту 2 статьи 11.8 ЗК РФ.
Кроме того, в указанном судебном акте отмечено, что испрашиваемые земельные участки расположены в квартале 11 урочища ОПХ "Свердловское", на лесные участки которого было зарегистрировано право собственности Российской Федерации в составе земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:1114. При этом согласно материалам лесоустройства и информации Департамента лесного хозяйства Свердловской области квартал 11 урочища ОПХ "Свердловское" исключен из состава земель лесного фонда на основании решения Екатеринбургской городской Думы от 26.10.2010 N 66/30 "О внесении изменений в решение Екатеринбургской городской Думы от 06.07.2004 N 60/1 "Об утверждении Генерального плана развития городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" на период до 2025 года". Таким образом, в настоящее время земельные участки, расположенные в названном квартале, относятся к землям населенных пунктов.
При рассмотрении дела N А60-1896/2016 судом уже был отклонен довод заинтересованного лица о том, что из представленных обществом документов не представлялось возможным установить, что испрашиваемые земельные участка имеют отношение к участку с кадастровым номером 66:41:0000000:0066, находящемуся в постоянном (бессрочном) пользовании у заявителя.
Судом было указано, что из приложенной к заявлению схемы следует, что испрашиваемые земельные участки расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 66:41:0507068:22. Информация о том, что данный земельный участок был образован в результате разделения земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:0066, содержалась в письме ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Свердловской области от 22.10.2010 N 4817, копия которого приложена обществом к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Факт наложения испрашиваемых земельных участков на квартал 11 ОПХ "Свердловское" ГУ СО "Верх-Исетского лесничества" подтвержден решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-36930/12.
В силу части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Поскольку заявителю земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:0066 принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования, а земельные участки с кадастровыми номерами 66:41:0507068:49 и 66:41:0507068:56 образованы из него, у последнего существует право на приобретение участков в собственность без проведения торгов в порядке, предусмотренном нормами Земельного кодекса Российской Федерации.
Предварительное предоставление земельных участков заявителю в собственность за плату было согласовано ТУ Росимущества в Свердловской области на основании Распоряжений от 18.08.2016 N 530- р N 531 - р (во исполнение решения Арбитражного суда Свердловской области от 21.03.2016 по делу N А60-1896/2016).
При таких обстоятельствах, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, приняв во внимание обстоятельства, установленные в рамках дела N А60-1896/2016, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого решения заинтересованного лица и нарушении им прав заявителя.
Доводы апелляционной жалобы об истечения срока действия решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в Распоряжениях ТУ Росимущества в Свердловской области от 18.08.2016 N 530-р и N 531-р являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно им отклонены.
Как справедливо отметил суд первой инстанции, истечение срока действия решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков не является безусловным основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.
Нормами Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрены последствия истечения срока действия решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков. Истечение названного срока само по себе не лишает заявителя права при наличии к тому оснований требовать совершения уполномоченным органом действий, необходимых для предоставления земельного участка в собственность.
С учетом установленных по делу обстоятельств, оценив доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Принимая во внимание недоказанность ТУ Росимущества в Свердловской области оснований для отказа в выкупе земельных участков, суд в порядке пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ обоснованно обязал Территориальное управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем направления в адрес общества проектов договоров купли-продажи земельных участков.
При рассмотрении дела судом установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в решении, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению в силу их несостоятельности.
Доводы заявителя жалобы об отсутствии у него полномочий по принятию решений о предоставлении спорных земельных участков, площадь которых превышает 10 га, подлежит отклонению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение), в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
В силу пункта 4 Положения Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Полномочия территориальных органов определены в Типовом положении о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденном Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374.
Согласно пунктам 4, 4.1.1 Типового положения территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением. Территориальный орган самостоятельно осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа.
Таким образом, Территориальное управление является органом, обладающим полномочиями на совершение действий, направленных на предоставление земельных участков на основании заявления управомоченного лица.
Из материалов дела следует, что оспариваемое обществом решение об отказе в предоставления земельных участков принято ТУ Росимущества в Свердловской области.
Как обосновано указано судом первой инстанции, направление документов о приобретении в собственность земельных участков, площадь которых составляет более 10 га, заинтересованным лицом в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является внутриведомственным вопросом и не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренным статьей 39.16 ЗК РФ.
Доводы заявителя жалобы сводятся по существу к несогласию с правильной оценкой судом первой инстанции верно установленных фактических обстоятельств дела, что не является основанием для отмены либо изменения судебного акта.
При таких условиях, основания для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренные частью 1 статьи 270 АПК РФ, отсутствуют.
Основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренные частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлены.
При таких обстоятельствах, решение арбитражного суда следует оставить без изменения, апелляционная жалоба Территориального управления удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 мая 2019 года по делу N А60-8808/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.В. Семенов |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-8808/2019
Истец: ООО "КОМПЛЕКТТЕХМАРКЕТ"
Ответчик: в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в СО, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ