город Ростов-на-Дону |
|
20 августа 2019 г. |
дело N А01-1271/2019 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Сулименко Н.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Майкопе Республики Адыгея
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 08.07.2019 по делу N А01-1271/2019
по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Майкопе Республики Адыгея
к ответчику: автономной некоммерческой организации развития инклюзивной модели абилитации лиц с расстройством аутистического спектра "Инклюзивный центр "Вместе со всеми"
о взыскании штрафа, принятое судьей Аутлевой Р.В.
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Майкопе Республики Адыгея (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с исковым заявлением к автономной некоммерческой организации развития инклюзивной модели абилитации лиц с расстройством аутистического спектра "Инклюзивный центр "Вместе со всеми" (далее - ответчик) о взыскании финансовых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (несвоевременное представление сведений за май 2018 г.) в размере 500 рублей.
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом первой инстанции единолично, без вызова сторон, в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 08.07.2019 по делу N А01-1271/2019 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда от 08.07.2019 по делу N А01-1271/2019, заявитель обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требования.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. По мнению апеллянта, страхователь уклонился от представления предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ полных и достоверных сведений, нарушив сроки представления формы СЗВ-М. С апреля 2016 года все работодатели должны ежемесячно отчитываться в ПФР путем предоставления сведений о каждом работающем у них лице, в пользу которого подлежат начислению страховые взносы. Представлять сведения по форме СЗВ-М необходимо ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом. За не предоставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. При этом дополнительное представление страхователем сведений на работников, в отношении которых не были представлены сведения в срок, является не исправлением ошибок в ранее представленных сведениях на застрахованных лиц, а дополнительным представлением сведений. Страхователь не подлежит привлечению к ответственности в случае, если уточнения представлены им в отношении застрахованных лиц, сведения на которых за данный отчетный период были ранее представлены и приняты территориальным органом ПФР. В случае представления страхователем уточненных сведений на застрахованных лиц, в отношении которых сведения ранее представлены не были и срок их представления истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление сведений на данных лиц в установленный срок.
В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
В пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" разъясняется, что апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без проведения судебного заседания и без вызова сторон.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит обжалованный судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считает выводы суда соответствующими установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ответчик в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) и абзацем 2 статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
По результатам камеральной проверки дополнительно представленных ответчиком 01.11.2018 сведений по форме СЗВ-М (с типом формы "дополняющая"), предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, о застрахованных лицах за май 2018 года в отношении 1 застрахованного лица, который не был отражен в первоначальных сведениях по форме СЗВ-М за указанный период (с типом формы "исходная"), пенсионный фонд пришел к выводу о неполном представлении организацией первоначальных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2018 года в установленный срок.
Заявителем составлен Акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 06.11.2018 N 001S18180001992.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения пенсионным фондом решения от 04.12.2018 N 001S19180002079 о привлечении организации к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в виде финансовых санкций в размере 500 рублей.
25.12.2018 ответчику выставлено требование N 001S01180005213 об уплате штрафа в добровольном порядке в срок до 17.01.2019 в сумме 500 руб.
Ответчик не уплатил штраф в добровольном порядке, что послужило основанием для обращения ГУ УПФР РФ в г. Майкопе по РА в Арбитражный суд Республики Адыгея с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции отказал заявителю в удовлетворении требования, обоснованно приняв во внимание нижеследующее.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь-работодатель ежемесячно представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) по форме "Сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М), утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п.
При реализации указанной нормы под работающими гражданами понимаются лица, указанные в статье 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167, то есть лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, в частности, граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, на выплаты по которым согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
При этом имеются случаи, когда физические лица осуществляют в организациях трудовую деятельность без заключения трудовых договоров (контрактов) или договоров гражданско-правового характера, а также каких-либо выплат в пользу этих лиц организации не производят.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
В отношении лиц, работающих в общественных объединениях, включая политические партии, статьей 17 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" установлено, что законодательство Российской Федерации о труде и законодательство Российской Федерации о социальном страховании распространяется на работников аппаратов общественных объединений, работающих по найму.
Учитывая изложенное, вопрос о необходимости представления общественными объединениями, являющимися страхователями по обязательному пенсионному страхованию, отчетности по форме СЗВ-М зависит от факта наличия или отсутствия трудовых или гражданско-правовых отношений между общественными объединениями и их участниками, основанных на трудовых или гражданско-правовых договорах на выплаты, по которым начисляются и уплачиваются в ПФР страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
В случае отсутствия такого оформления отношений представление отчетности по форме СЗВ-М за таких лиц общественными объединениями не осуществляется (Письмо ПФ РФ от 13.07.2016 N ЛЧ-08-26/9856 "О направлении разъяснений по представлению ежемесячной отчетности").
В соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Возражая против заявленных требований, ответчик указал, что автономная некоммерческая организация развития инклюзивной модели абилитации лиц с расстройством аутистического спектра "Инклюзивный Центр "Вместе со всеми" зарегистрирована как некоммерческая организация в феврале 2017 года, создана группой родителей детей-инвалидов, основной целью которой является создание и развитие системы помощи лицам с расстройством аутистического спектра.
Согласно Уставу организации (пункт 29) высший орган управления и единоличный исполнительный орган организации осуществляют свою деятельность на общественных началах, то есть безвозмездно.
Руководитель организации (генеральный директор) не состоит в трудовых отношениях с ответчиком, не является единственным учредителем (участником) организации, исполняет свои обязанности добровольно без получения выплат и иных вознаграждений. Ответчик ежеквартально в ФНС РФ представляет нулевой единый расчет по страховым взносам, где указывает отсутствие застрахованных лиц. Письмом, направленным в адрес МИФНС N 1 по Республике Адыгея, ответчик сообщил, что в 2018 году финансово-хозяйственная деятельность не осуществлялась, заработная плата не начислялась.
Ввиду отсутствия лиц, с которыми у ответчика заключены трудовые договоры или договоры гражданско-правового характера, на выплаты по которым начисляются и уплачиваются в ПФР страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, отсутствуют основания для применения к ответчику финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
Оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании вышеизложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 08.07.2019 по делу N А01-1271/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.В. Сулименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-1271/2019
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Майкопе Республики Адыгея
Ответчик: АНО "Инклюзивный центр "Вместе со всеми"