г. Москва |
|
20 августа 2019 г. |
Дело N А40-22584/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пирожкова Д.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу АО "Федеральная пассажирская компания" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25 мая 2019 года, принятое судьей Ю.В Жбанковой, по делу N А40-22584/19, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по исковому заявлению Акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" (ОГРН 1097746772738) к Акционерному обществу "Вагонреммаш" (ОГР 1087746618970) о взыскании 92 985 руб. 95 коп.,
без вызова сторон.
УСТАНОВИЛ:
АО "ФПК" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к АО "Вагонреммаш" о взыскании 92 985 руб. 95 коп. штрафной неустойки по договору N ФПК-14-99 на капитальный ремонт пассажирских вагонов от 28.03.2014 г.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 мая 2019 года по делу N А40-22584/19 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу решением суда первой инстанции, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба на решение арбитражного суда города Москвы принятое по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между истцом (заказчик) и ответчиком (исполнитель) был заключен договор N ФПК-14-99 на капитальный ремонт пассажирских вагонов от 28.03.2014 г., в соответствии с которым Исполнитель обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по капитальному ремонту пассажирских вагонов в объемах КР-1, КР-2, а также дополнительные работы, а Заказчик - оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных Договором.
Согласно пунктам 3.2.1-3.2.2 Договора Исполнитель обязан принять в ремонт вагон, своевременно и надлежаще выполнить Работы, а также передать результат работ Заказчику в соответствии с условиями Договора.
В соответствии с н.4.1. договора Заказчик подает вагоны в ремонт, а Подрядчик выпускает из ремонта в соответствии с Графиком подачи вагонов в ремонт и выпуска из ремонта на текущий год.
Из п.4.2. Договора следует, что нормативные сроки простоя пассажирского вагона в ремонте, включая сроки выполнения дополнительных работ, исчисляются с момента подписания обеими сторонами акта приемки пассажирского вагона формы ЗРУ-25 Работы.
Работы считаются выполненными и принятыми Заказчиком с момента подписания Сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ в отношении каждого отремонтированного вагона (п.4.5. Договора).
В соответствии с п. 6.4. Договора в случае нарушения Подрядчиком срока выполнения Работ, с учетом нормативного срока простоя вагонов в ремонте, установленного Указанием МПС России "Об установлении норм простоя пассажирских вагонов при техническом обслуживании, деповском и капитальном ремонтах" N В-1465у от 23.12.1997 г. и Графика подачи вагонов в ремонт и выпуска из ремонта на текущий год, согласованного и подписанного сторонами в порядке, предусмотренном пунктом 1.2. Договора, Подрядчик обязан уплатить Заказчику штрафную неустойку в размере 0,1% от стоимости ремонта вагонов, по которым нарушен срок выполнения Работ, за каждый день просрочки, но не более 7% от стоимости Работ по ремонту вагонов, по которым нарушен срок выполнения Работ.
Истец указывает, что работы по ремонту вагонов N 004-12486, N 004-12494 выполнены Подрядчиком с нарушением установленного срока.
Согласованным сторонами графиком подачи и выпуска вагонов в/из ремонта на Воронежский ВРЗ во 2 квартале 2018 г. в отношении вагона N 004-12486 установлена дата подачи вагона в ремонт 21.03.2018 г., срок выпуска вагона из ремонта: 28.04.2018 г.
Однако, в связи с тем, что Заказчиком вагон был подан в ремонт 28.03.2018 г. в соответствии с п.6.2. договора срок выполнения работ 05.05.2018 г.
Вместе с тем, работы по капитальному ремонту вагона N 004-12486 во 2 квартале 2018 года были выполнены АО "Вагонреммаш" (Воронежский ВРЗ) 17.05.2018 г. с просрочкой в 12 дней.
В соответствии с п. 6.2. договора в случае нарушения Заказчиком сроков подачи вагонов в ремонт, предусмотренных Графиком подачи вагонов в ремонт и выпуска из ремонта на текущий год, подписанным в порядке, предусмотренном п. 1.2. договора, срок выпуска вагонов из ремонта переносится на количество дней задержки подачи вагонов к Подрядчику (соответственно просрочке подачи для каждого вагона).
Согласно п.6.2. расчет неустойки истцом произведен с учетом переноса срока выпуска вагона из ремонта на количество дней задержки подачи вагона к Подрядчику.
В связи с указанным штрафная неустойка, исчисленная в соответствии с п. 6.4. Договора, с учетом п.6.2. Договора составляет 66 418 руб. 20 коп.
Согласованным сторонами графиком подачи и выпуска вагонов в/из ремонта на Воронежский ВРЗ во 2 квартале 2018 г. в отношении вагона N 004-12494 установлена дата подачи вагона в ремонт 21.03.2018 г., срок выпуска вагона из ремонта: 28.04.2018 г.
Однако, в связи с тем, что Заказчиком вагон был подан в ремонт 28.03.2018 г. в соответствии с п.6.2. договора срок выполнения работ 05.05.2018 г.
Вместе с тем, работы по капитальному ремонту вагона N 004-12494 во 2 квартале 2018 года были выполнены АО "Вагонреммаш" (Воронежский ВРЗ) 10.05.2018 г. с просрочкой в 5 дней.
Согласно н.6.2. расчет неустойки истцом произведен с учетом переноса срока выпуска вагона из ремонта на количество дней задержки подачи вагона к Подрядчику.
В связи с указанным штрафная неустойка, исчисленная в соответствии с п. 6.4. Договора, с учетом п.6.2. Договора составляет 26 567 руб. 75 коп.
По данному факту в адрес АО "ВРМ" была направлена претензия N ФПКФЮ-13/216 от 07.09.2018 г. Однако до настоящего момента указанные суммы неустойки Ответчиком не выплачены.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании неустойки, суд первой инстанции указал, что при расчете неустойки необходимо учитывать график подачи и выпуска вагонов, поскольку согласно п. 4.2 заключенного между сторонами Договора нормативные сроки простоя пассажирского вагона в ремонте, включая сроки выполнения дополнительных работ, исчисляются с момента подписания обеими сторонами Акта приемки пассажирского вагона формы ЗРУ-25.
Подача вагонов в ремонт осуществляется с учетом нормативного срока простоя вагонов в ремонте, установленного Указанием МПС России "Об установлении норм простоя пассажирских вагонов при техническом обслуживании, деповском и капитальном ремонтах" от 23.12.1997 г. N В-1465у, в соответствии с Графиком подачи вагонов в ремонт и выпуска из ремонта на текущий год, согласованным и подписанным сторонами в порядке, предусмотренном п. 1.2 Договора.
В силу п. 4.4 Договора, подача вагонов для выполнения работ осуществляется на территории АО "Вагонреммаш" с соблюдением требований "Основных условий капитального ремонта и модернизации пассажирских вагонов на ремонтных заводах", утвержденным ОАО "РЖД" от 11.12.2007 за N РД 32 ЦЛ 024-2007 (далее - Основные условия).
Разделом 6.4 Основных условий установлено, что вагоны подаются в ремонт и выпускаются из ремонта согласно годовым, квартальным и пономерным графикам подачи вагонов в ремонт и выпуска из ремонта.
При этом график является обязательным для сторон и составляет неотъемлемую часть Договора (п. 6.4.7 Основных условий), сроки начала и окончания работ согласованы сторонами в Графике, согласно которому спорные вагоны должны были быть переданы в ремонт 21.03.2018 г., выпущен из ремонта - 28.04.2018 г.
Следовательно, срок выполнения Ответчиком работ по ремонту вагона должен прежде всего соответствовать сроку, установленному в Графике подачи вагона в ремонт и выпуска из ремонта, который является неотъемлемой частью Договора, что соответствует ст. 708 ГК РФ, которой установлено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы.
В силу п. 7.1.8 Основных условий, приемка прибывшего в ремонт вагона оформляется Актом приемки по форме ЗРУ-25. Возможность оформления иных форм документов для приемки вагона ни Основными условиями, ни иными нормативными актами не предусмотрена. При этом деятельность организаций железнодорожного транспорта строго регламентирована.
Следовательно, Заказчик передал вагон для выполнения работ позднее срока, согласованного Графиком, без учета производственных мощностей Подрядчика, тем самым нарушив условия Договора и нормы ст. 708, 718 ГК РФ.
В соответствии с п. 4.2 Договора нормативные сроки простоя пассажирского вагона в ремонте исчисляются с момента подписания обеими Сторонами акта формы ЗРУ-25.
К исковому заявлению АО "ФПК" приложен расчет неустойки, согласно которому истец считает нормы простоя вагонов непосредственно с даты подписания акта формы ЗРУ-25.
Как следует из ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Вместе с тем, согласно п. 7.1.12 Основных условий вагоны, прибывшие позднее срока, установленного пономерным графиком, Исполнителем принимаются с оформлением акта, а новый срок постановки вагона в ремонт письменно согласовывается сторонами.
Вагоны N N 004-12486; 004-12494 прибыли позднее срока, указанного в пономерных графиках, однако новых сроков выпуска вагонов из ремонта в письменной форме, как того требует п. 7.1.12 Документа, Сторонами согласовано не было.
Согласование постановки вагона в ремонт требует также п.2.8. Регламента "Передачи пассажирских вагонов собственности АО "ФПК" в ремонт на вагоноремонтные предприятия и возврата к месту приписки", утвержденного распоряжением АО "ФПК" от 3 1 декабря 2014 года N 1576р.
Поскольку истец передал вагоны N N 004-12486; 004-12494 для выполнения ремонтных работ позднее срока, согласованного Графиком, без учета производственных мощностей ответчика, тем самым нарушил условия договора и нормы статей 708, 718 Гражданского кодекса РФ.
Вагоны, по которым АО "ФПК" предъявлена штрафная неустойка, пришли в ремонт с нарушением графика подачи/выпуска вагонов в ремонт/из ремонта: Вагон N 004-12486 прибыл на завод позднее срока, предусмотренного в графике на 7 дней; Вагон N 004-12494 прибыл на завод позднее срока, предусмотренного в графике на 7 дней.
Согласно пункту 3 статьи 405 ГК РФ должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
Пунктом 1 статьи 406 ГК РФ предусмотрен, что кредитор, считается просрочившим, если он не совершил действий, предусмотренных договором, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности с учетом положений ст. 71 АПК РФ, обоснованно пришел к выводу, об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Поскольку сторонами не был согласован срок постановки в ремонт вагонов требование истца о применении ответственности за нарушение сроков ремонта удовлетворению не подлежит.
Все доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены как необоснованные, так как не опровергают выводов суда, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения.
Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено, оснований для изменения или отмены решения Арбитражного суда г. Москвы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271, 272.1 АПК РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 25 мая 2019 года по делу N А40-22584/19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" (ОГРН 1097746772738) в федеральный бюджет госпошлину 3000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Д.В. Пирожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-22584/2019
Истец: АО ФПК в лице Северо-Западного филиала
Ответчик: АО Вагонреммаш