г. Киров |
|
21 августа 2019 г. |
Дело N А82-15199/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.,
без участия в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района", ИНН 7604215146, ОГРН 1117604019268
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 04.03.2019 по делу N А82-15199/2018, принятое судом в составе судьи Кашириной Н.В.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Ярославль" (ИНН 7603060690 ОГРН 1157603000015)
к акционерному обществу "Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района" (ИНН 7604215146 ОГРН 1117604019268),
третье лицо: департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области,
о взыскании задолженности и пени,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Ярославль" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском о взыскании с акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района" (далее - Компания, ответчик, заявитель) 384 372 руб. 56 коп. задолженности за тепловую энергию и горячую воду, поставленную в апреле, мае 2018 года (далее - Спорный период), 9 505 руб. 92 коп. пени за период с 10.05.2018 по 04.07.2018 с их дальнейшим начислением по день фактической оплаты долга.
Исковые требования Общества основаны на статьях 307, 309, 486, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец отказался от иска в части взыскания 9 505 руб. 92 коп. неустойки.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее - Департамент, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 04.03.2019 иск удовлетворен, производство по делу в части взыскания 9 505 руб. 92 коп. неустойки прекращено.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что объем коммунального ресурса определен истцом расчетным методом, который ни Правилами N 124, ни иными нормативными правовыми актами не предусмотрен. При наличии в МКД коллективных (общедомовых) приборов учета горячей воды, весь объем соответствующего коммунального ресурса, в том числе поставленного для промывки инженерных систем, оплачен ответчиком исходя из показаний таких приборов учета. Доказательств того, что ПУ при проведении промывки инженерных систем отключались, в материалы дела не представлено. В случае поставки коммунального ресурса в МКД с централизованным горячим водоснабжением, не оборудованными ОДПУ, по мнению заявителя, объем ресурса должен определяться исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД на основании пп. "в" п. 21 Правил N 124. Пункт 29 Правил N 306 дополнен положениями о включении в нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях СОИ в МКД по каждому виду коммунальных ресурсов объема коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан. Новая редакция Правил N 306 действует с 26.12.2016. Судом оставлен без внимания тот факт, что постановлением Правительства Ярославской области от 31.05.2017 N 431-п нормативы потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды, установленные постановлением Правительства Ярославской области от 31.10.2016 N 1135-п. утверждены в новой редакции, вступающей в силу с 01.06.2017. Таким образом, нормативы потребления коммунальных услуг, действующие в спорный период, были установлены после внесения указанных выше изменений в пункт 29 Правил N 306. Также заявитель, ссылаясь на письмо Департамента, указал, что действующие в спорный период нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД рассчитаны с учетом расходов коммунальных ресурсов на промывку внутридомовых инженерных систем. Также заявитель не согласен с выводом суда о том, что в связи с отсутствием в домах горячего водоснабжения, расходы на промывку инженерных систем не могут быть включены в норматив по содержанию общего имущества многоквартирного дома (МКД, где отсутствует централизованное горячее водоснабжение), указав, что объем тепловой энергии, использованной при содержании общего имущества МКД, включен в норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в помещениях такого дома. Стоимость же теплоносителя, израсходованного на промывку системы отопления, в данном случае должна быть включена в установленную для истца стоимость единицы тепловой энергии. Фактически, дополнительное включение в плату за содержание жилого помещения расходов управляющей организации на промывку инженерных систем многоквартирного дома невозможно, поскольку повлечет за собой двойную оплату потребителями таких услуг, так как соответствующие расходы уже оплачиваются потребителями в составе нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях СОИ.
Истец в отзыве доводы заявителя отклонил, просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Подробно позиция истца изложена письменно.
В дополнениях к отзыву истец указал, что пояснения третьего лица не содержат доводов и доказательств, подтверждающих включение в состав величины норматива расходов на промывку систем теплоснабжения. Применяемые нормативы потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства ЯО от 31.10.2016 N 1135-П, до вступления в силу редакции пункта 29 Правил N 306, на которую ссылается ответчик (вступила в силу с 01.01.2017, постановление Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498). Изменения, внесенные постановлением Правительства ЯО от 31.05.2017 N 431-п, не затронули величину нормативов потребления по горячему водоснабжению. Расход ресурсов на промывку не может быть нормирован и включен в норматив потребления, так как невозможно заранее предвидеть и запланировать ни количество проводимых промывок систем (поскольку они проводятся, в том числе, после ремонтов), ни объем расходуемых на промывку ресурсов (так как объем не ограничен, промывка проводится до полного осветления воды). Формула 26 Приложения N 1 к Правилам N 306, на основании которой подлежит определению норматив потребления горячей воды на общедомовые нужды, не учитывает ни объем, ни протяженность внутренних систем теплоснабжения, ни количество проводимых промывок.
Департамент в письменных пояснениях указал, что расход холодной (горячей) воды на общедомовые нужды в размере 90 л на 1 человека в месяц определен федеральным законодательством. На конечную величину норматива влияние оказывают такие переменные, как численность жителей, проживающих в МКД, и общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества МКД. В спорный период на территории Ярославской области действовали нормативы потребления холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в МКД, которые утверждены постановлением Правительства Ярославской области от 31.10.2016 N 1135-п (в редакции постановления Правительства ЯО от 31.05.2017 N 431-п). Данные нормативы были рассчитаны в соответствии с Правилами N 306 и с учетом коммунальных ресурсов на промывку внутридомовых инженерных систем.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 18.04.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 19.04.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
Общество направило Компании соглашение об отпуске тепловой энергии и теплоносителя для промывки систем теплопотребления от 16.04.2018 N 43/2018.
Соглашение истцу не возвращено.
При этом ответчик потребляет тепловую энергию и теплоноситель на нужды промывки систем теплопотребления объектов жилого фонда, находящегося в его управлении.
В спорный период истец поставил ответчику тепловую энергию и теплоноситель для промывки систем теплопотребления.
Сторонами подписаны акты о промывке систем теплоснабжения в жилых домах, находящихся в управлении ответчика.
Акты содержат данные об объеме энергоресурсов, израсходованных при промывке, подписаны ответчиком без возражений и разногласий.
Объем энергоресурсов, затраченных для промывки систем, определялся представителями сторон непосредственно в момент проведения промывки, по данным о времени промывки, объеме дренажа и фактической температуре теплоносителя.
Стоимость ресурса за апрель 2018 года составила 239 864 руб. 11 коп., в мае - 144 508 руб. 45 коп.
Истец выставил ответчику для оплаты соответствующие универсальные передаточные документы.
В соответствии с Приказом департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 18.12.2015 N 480-тэ для истца установлен тариф на тепловую энергию на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 в размере 1 884,81 руб. за 1 Гкал без учета НДС.
Стоимость химически очищенной воды определяется калькуляцией поставщика (приложение N 2 к соглашению N 43/2018 от 16.04.2018).
Претензией от 20.06.2018 истец предложил ответчику оплатить образовавшуюся задолженность.
Претензия оставлена ответчиком без исполнения, что послужило основанием для обращения истца в суд.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Компания, как управляющая организация, обязана организовать промывку системы отопления, которая необходима для надлежащего функционирования внутридомовой системы отопления с целью оказания коммунальной услуги надлежащего качества.
В структуру платы за жилое помещение (статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации) для нанимателя жилого помещения и для собственника помещения в многоквартирном доме входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя, в том числе плату за услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Факт промывки систем отопления, соответственно, поставка истцом ресурса для промывки систем отопления в спорных домах подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается.
Довод заявителя о том, что истцом не представлено доказательств отключения приборов учета на период промывки инженерных систем, отклоняется судом апелляционной инстанции.
В пункте 9.2.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, а также в пункте 5.2.10 Правил N 170 предусмотрено, что промывка систем проводится ежегодно после окончания отопительного периода, а также после монтажа, капитального ремонта, текущего ремонта с заменой труб (в открытых системах до ввода в эксплуатацию системы должны быть также подвергнуты дезинфекции). Системы промываются водой в количествах, превышающих расчетный расход теплоносителя в 3-5 раз, ежегодно после отопительного периода, при этом достигается полное осветление воды.
Из представленного истцом журнала учета тепловой энергии теплоносителя в водяной системе теплопотребления за спорный период следует, что объемы потребления энергоресурсов в даты проведения промывок систем теплоснабжения жилых домов, не превышают средние суточные расходы за прочие дни расчетного периода.
В случае, если бы расходомеры приборов учета не были бы сняты на время проведения промывки, в распечатках отразился бы резкий рост потребления теплоносителя в дату проведения промывки ("скачок потребления").
Из пояснений истца, не опровергнутых ответчиком, следует, что при проведении промывки снимаются только расходомеры, с заменой на "катушки". Питание прибора учета и вычислитель на период проведения промывки не отключаются.
В отношении домов, в которых отсутствует централизованное горячее водоснабжение, заявитель, оспаривая вывод суда, утверждает, что объем тепловой энергии, использованной при содержании общего имущества, включен в норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в помещениях такого дома. Стоимость теплоносителя должна быть включена в установленную для истца стоимость единицы тепловой энергии.
Суд апелляционной инстанции признает указанный довод обоснованным в силу следующего.
Постановлением Правительства от 03.04.2013 N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Перечень). Пунктом 19 Перечня установлено, что к работам, необходимым для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме относятся работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах: испытания на прочность и плотность (гидравлические испытания) узлов ввода и систем отопления, промывка и регулировка систем отопления; проведение пробных пусконаладочных работ (пробные топки); удаление воздуха из системы отопления; промывка централизованных систем теплоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений.
В соответствии с пунктом 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), эти Правила определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, в том числе, с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В приложении N 4 к Правилам N 170 указано, что в перечень работ по содержанию дома входят, в том числе промывка и опрессовка системы центрального отопления.
В письменных пояснениях Департамент сообщил, что расход холодной (горячей) воды на общедомовые нужды в размере 90 л на 1 человека в месяц определен федеральным законодательством. На конечную величину норматива влияние оказывают такие переменные, как численность жителей, проживающих в МКД, и общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества МКД. В спорный период на территории Ярославской области действовали нормативы потребления холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в МКД, которые утверждены постановлением Правительства Ярославской области от 31.10.2016 N 1135-п (в редакции постановления Правительства ЯО от 31.05.2017 N 431-п). Данные нормативы были рассчитаны в соответствии с Правилами N 306 и с учетом коммунальных ресурсов на промывку внутридомовых инженерных систем.
Расчет был произведен на основании данных, предоставленных органами местного самоуправления, по 7 320 МКД (51% от общего количества МКД на территории Ярославской области).
При таких обстоятельствах в домах, где есть горячее водоснабжение, нормативы были рассчитаны с учетом коммунальных ресурсов на промывку внутридомовых инженерных систем, следовательно, оснований для взыскания платы за промывку и удовлетворения иска в данной части не имеется.
При этом, как обоснованно указал суд первой инстанции, в домах, в которых отсутствует горячее водоснабжение, расходы на промывку не могут быть включены в норматив по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Из расчета истца следует, что дома, в которых отсутствует горячее водоснабжение, расположены по следующим адресам: ул. Колышкина, 62, к.3, к.4; ул. Дачная, д 19, 21; Дачный переулок, д. 12, 14; 4-й Заречный переулок, 3; ул. Смолякова, 32; ул. Столярная, д.3,5; ул. Спартаковская, д. 25, 31, 32.
Расходы на промывку по указанным домам составили 20 851 руб. 65 коп. и подлежат взысканию с ответчика.
На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене в части с принятием нового судебного акта.
Расходы, связанные с уплатой государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе, возлагаются на стороны соответственно результатам судебного рассмотрения дела.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района" удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 04.03.2019 по делу N А82-15199/2018 отменить в части, принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Ярославль" удовлетворить частично.
Взыскать с акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Ярославль" 20 851 руб. 65 коп. руб. 85 коп. долга.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Ярославль" в пользу акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района" 2 257 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Ярославской области выдать исполнительные листы.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Ярославль" из федерального бюджета 191 руб. 00 коп. госпошлины, излишне оплаченной платежным поручением от 17.07.2018 N 3106.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-15199/2018
Истец: ООО "ГАЗПРОМ ТЕПЛОЭНЕРГО ЯРОСЛАВЛЬ"
Ответчик: АО "Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района"
Третье лицо: Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области
Хронология рассмотрения дела:
03.07.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-11021/20
24.12.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7093/19
21.08.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3132/19
04.03.2019 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-15199/18