город Самара |
|
22 августа 2019 г. |
Дело N А72-21050/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 августа 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шадриной О.Е.,
судей Деминой Е.Г. и Морозова В.А.,
протокол судебного заседания вела секретарь Хурина В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 2 дело по апелляционной жалобе Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.05.2019, принятое по делу NА72-21050/2018 (судья Кнышевский Д.Л.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Агат" (ОГРН 1147327002811, ИНН 7327073507) к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301162822, ИНН 7303006082), муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301160886, ИНН 7325037133) о взыскании задолженности и неустойки,
третье лицо, заявляющее самостоятельные требования на предмет спора: общество с ограниченной ответственностью "Аметист",
без участия сторон и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Агат", город Ульяновск, обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска, город Ульяновск, о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт многоквартирного дома по адресу: г.Ульяновск, ул. Камышинская, д. 18/14 за период с 01.11.2016 по 30.09.2018 в сумме 8 905 руб. 60 коп., пени за период с 26.05.2017 по 04.12.2017 в сумме 1 357 руб. 68 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами с момента вступления решения суда в законную силу по день фактического исполнения решения суда.
Определением арбитражного суда от 25.12.2018 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска.
Определением от 14.02.2019 арбитражный суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства и отклонил ходатайство ответчика об объединении дел N А72-13407/2018 и А72-21050/2018 в одно производство.
Определением от 11.03.2019 арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ООО "Аметист".
Определением арбитражного суда от 10.04.2019 удовлетворено ходатайство истца об уточнении соответчика. Суд определил соответчиком по делу считать Муниципальное образование "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска.
Определением арбитражного суда 10.04.2019 удовлетворено заявление общества с ограниченной ответственностью "Аметист" о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, в котором ООО "Аметист" просит взыскать с Муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска, Муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска задолженность по взносам на капитальный ремонт общего имущества за период с 01.11.2016 по 30.09.2018 в сумме 8 905 руб. 60 коп., пени за период с 26.05.2017 по 04.12.2017 в сумме 1 357 руб. 68 коп. за период с 01.11.2016 по 30.09.2018 в сумме 8 905 руб. 60 коп., пени за период с 26.05.2017 по 04.12.2017 в сумме 1 357 руб. 68 коп.
До рассмотрения дел по существу спора, ООО "Агат", руководствуясь частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявило отказ от исковых требований.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 28.05.2019 принят отказ ООО "Агат" от иска. Производство по иску ООО "Агат" прекращено.
Исковые требования ООО "Аметист" удовлетворены. С Муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации города Ульяновска за счет казны Муниципального образования "город Ульяновск" взыскано 10 263 руб. 28 коп., в том числе 8 905 руб. 60 коп. - основной долг, 1 357 руб. 68 коп. - неустойка за период с 26.05.2017 по 04.12.2018, а также 2 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении исковых требований к Муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции Администрации города Ульяновска отказано.
Обществу с ограниченной ответственностью "Агат" из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в сумме 2 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на то, что является ненадлежащим ответчиком по делу, просит решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.05.2019 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования ООО "Аметист" к Муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска оставить без удовлетворения.
Стороны, извещенные о дне и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствии представителей сторон.
ООО "Аметист" представило отзыв, в котором просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска - без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, муниципальное образование "город Ульяновск" является собственником нежилого помещения площадью 70,4 кв.м., расположенного в многоквартирном доме N 18/14 по улице Камышинской города Ульяновска.
05.01.2015 собственники помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Камышинская, д. 18/14, заключили с ООО "Агат" договор управления многоквартирным домом.
Протоколом N 02/2018 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 18/14 по ул. Камышинской г. Ульяновска, проводимого в форме очно-заочного голосования от 08.06.2018, собственники помещений вышеуказанного дома в качестве управляющей организации выбрали ООО "Аметист" и заключили договор управления многоквартирным домом.
Протоколом от 02.05.2016 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 18/14 по улице Камышинской города Ульяновска посредством очно-заочного голосования принято решение прекратить формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора Фонда модернизации ЖКК Ульяновской области, формировать фонд капитального ремонта на специальном банковском счете с перечислением денежных средств со счета регионального оператора на специальный банковский счет и перечислением взносов на капитальный ремонт на специальный банковский счет в целях формирования фонда капитального ремонта.
Утвержден размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт общего имущества МКД с 1 кв.м. общей площади помещения в доме, принадлежащего собственнику такого помещения, равным установленному минимальному размеру ежемесячного взноса на капитальный ремонт общего имущества МКД нормативным правовым актом. Общим собранием постановлено: определить управляющую организацию ООО "Агат" владельцем специального банковского счета и лицом, уполномоченным на открытие специального банковского счета; на совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном банковском счете, в том числе подписания необходимых документов, касающихся заключения договора на открытие специального банковского счета и совершения расчетно-кассовых операций с денежными средствами, находящихся на специальном банковском счете.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.04.2016 N 168-П "Об утверждении минимального взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД, расположенных на территории Ульяновской области" установлен на территории Ульяновской области с 1 июня 2016 года минимальный взнос на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в размере 5 руб. 40 коп. за квадратный метр площади помещения в многоквартирных домах выше девяти этажей.
Протоколом от 08.06.2018 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 18/14 по улице Камышинской города Ульяновска посредством очно-заочного голосования принято решение выбрать владельцем специального банковского счета ООО "Аметист".
По расчету третьего лица, за период с 01.11.2016 по 30.09.2018 задолженность по внесению взносов на капитальный ремонт общего имущества дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Камышинская, д. 18/14, составила 8 905 руб. 60 коп., что послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался статьями 210, 249, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, 153, 154, 155, 158,175, Жилищного кодекса Российской Федерации, правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, согласно которым собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
По общему правилу, закрепленному в статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (части 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006).
Обязанность собственника нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения и участвовать в расходах на содержание общего имущества многоквартирного дома в силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации возникает перед управляющей организацией.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Органы местного самоуправления или управомоченные ими лица в установленном порядке несут расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги (часть 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 166 Жилищного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, который формируется в соответствии со статьей 170 Жилищного кодекса Российской Федерации за счет взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений.
Взнос на капитальный ремонт включен в состав платы за помещение (часть 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации) и оплачивается собственником в силу части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (часть 1 статьи 155 Кодекса) на основании платежных документов, направляемых на оплату истцом.
Согласно расчету истца, задолженность Муниципального образования "город Ульяновск" по взносам на капитальный ремонт общего МКД составляет 8 905 руб. 60 коп.
Проверив расчет истца предъявленной к взысканию суммы, суд первой инстанции установил, что он составлен на основании Постановления Правительства Ульяновской области от 20.04.2016 N 168-П "Об утверждении минимального взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД, расположенных на территории Ульяновской области", установившим на территории Ульяновской области с 1 июня 2016 года минимальный взнос на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в размере 5,40 руб. за квадратный метр площади помещения в многоквартирных домах выше девяти этажей.
Однако в нарушение вышеуказанных норм ответчики в спорный период плату за капитальный ремонт истцу не вносили.
При указанных обстоятельствах, арбитражный суд правомерно удовлетворил требования ООО "Аметист" о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома в сумме 8 905 руб. 60 коп.
Положениями части 14.1. статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации определена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплативших взносы на капитальный ремонт, уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере, установленном названной нормой права.
Проверив расчет пени, произведенный истцом в соответствии с частью 14.1. статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование в части взыскания пени в сумме 1 357 руб. 68 коп.
Удовлетворяя исковые требования и взыскивая неосновательное обогащение с Муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска за счет казны муниципального образования "город Ульяновск", Арбитражный суд Ульяновской области правомерно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 126, статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что муниципальное образование отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим муниципальную казну.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 (ред. от 26.02.2009) "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при удовлетворении исков в отношении указанных субъектов в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Следовательно, плата за содержание и ремонт общего имущества в отношении муниципальных нежилых помещения должна быть возложена на казну муниципального образования "город Ульяновск".
Спорные помещения являются муниципальной собственностью, в связи с чем согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) муниципального образования выступает главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Устава Муниципального образования "Город Ульяновск", утвержденного решением Ульяновской городской Думы от 23.09.2014 N 119, к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, то есть муниципального образования "город Ульяновск".
В соответствии со статьей 36 Устава Муниципального образования "Город Ульяновск" Администрация города Ульяновска является исполнительно- распорядительным органом муниципального образования "город Ульяновск" и наделяется Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области. Структура администрации города утверждается Городской Думой по представлению Главы города. Отраслевые(функциональные) и территориальные органы администрации города с правами юридического лица учреждаются Ульяновской Городской Думой по представлению Главы города.
В соответствии с Положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы N 90 от 24.05.2006, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска является органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий. От имени муниципального образования "город Ульяновск" по специальному поручению администрации города Ульяновска представляет интересы собственника муниципального жилищного фонда на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, заключает договоры управления многоквартирными жилыми домами с управляющими организациями от имени собственника муниципальных жилых помещений. Кроме того, к функциям данного Управления относятся вопросы подготовки решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, согласование администрацией города Ульяновска акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что надлежащим ответчиком по иску является муниципальное образование "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска, так как именно на данный орган администрации города в соответствии с приведенным решением Ульяновской Городской Думы будет возложена обязанность по исполнению судебного акта по настоящему делу.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1. пункта 1 статьи 333.37. Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.05.2019, принятое по делу N А72-21050/2018, оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.Е. Шадрина |
Судьи |
Е.Г. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-21050/2018
Истец: ООО "АГАТ"
Ответчик: ГОРОД УЛЬЯНОВСК В ЛИЦЕ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И БЛАГОУСТРОЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА, МО город Ульяновск в лице УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ, ЭКОНОМИКИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА, Управление ЖКХ и благоустройства Администрации г. Ульяновска, Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска
Третье лицо: ООО " АМЕТИСТ"