г. Саратов |
|
20 августа 2019 г. |
Дело N А12-9918/2019 |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Е.В. Пузиной, рассмотрев апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "8-ая Воздушная Армия 9А" (ИНН 3443116105, ОГРН 1123443003034),
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 мая 2019 года по делу N А12-9918/2019, принятое в порядке упрощённого производства (судья Репникова В.В.),
по заявлению товарищества собственников жилья "8-ая Воздушная Армия 9А" (ИНН 3443116105, ОГРН 1123443003034)
к Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (ИНН 3445079787, ОГРН 1063460031580)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда,
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "8-ая Воздушная Армия 9А" (далее - ТСЖ "8-ая Воздушная Армия 9А", товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать незаконным постановление Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области N 218-мк от 01.02.2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 27 мая 2019 года в удовлетворении требований ТСЖ "8-ая Воздушная Армия 9А" отказано.
ТСЖ "8-ая Воздушная Армия 9А", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что ТСЖ "8-ая Воздушная Армия 9А" привлечено к административной ответственности по истечении трехмесячного срока давности, регламентированного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, считает, что не является субъектом правонарушения, поскольку выявленное ненадлежащее техническое состояние отмостки подлежит восстановлению путем капитального, а не текущего ремонта. Осмотр проводился в отсутствие председателя ТСЖ.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощённого производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьёй единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Определение о принятии апелляционной жалобы к производству размещено на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 28 июня 2019 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Управлением "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда на основании распоряжения от 12.11.2018 N 4577-р проведена внеплановая выездная проверка ТСЖ "8-ая Воздушная Армия 9А".
Согласно выписке из ЕГРЮЛ председателем, а также лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени ТСЖ "8-ая Воздушная Армия 9А" является Каехтина Н.Ю.
Распоряжение от 12.11.2018 N 4577-р о проведении внеплановой выездной проверки ТСЖ "8-ая Воздушная Армия 9А" получено 15.11.2018 лично Каехтиной Н.Ю., о чем имеется отметка на указанном распоряжении (т.1 л.д. 83).
Проверкой выявлены нарушения ТCЖ обязательных требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 N 491 (далее - Правила содержания), Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 N 170 (далее - ПиН), Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Правила N 416), Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (далее - Минимальный перечень), а именно, техническое состояние отмостки по периметру многоквартирного дома N 9А по ул. 8-ой Воздушной Армии находится в ненадлежащем состоянии, наблюдаются значительные участки разрушения, провалы, деформация.
Нарушения зафиксированы в акте проверки от 22.11.2018 N 4577-Р.
Акт проверки поступил в Инспекцию государственного жилищного надзора Волгоградской области 5 декабря 2018 года.
По факту выявленного нарушения должностным лицом Инспекции в отношении ТСЖ "8-ая Воздушная Армия 9А" 24.01.2019 составлен протокол N 218-мк об административном правонарушении по ст. 7.22 КоАП РФ.
Согласно сведениям Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, которая обеспечивает выполнение поручения Президента Российской Федерации от 13 октября 2011 г. N Пр-3081 "Обеспечить создание единого информационного ресурса в целях получения доступа к информации в соответствии с действующими стандартами о деятельности организаций коммунального комплекса, в том числе к информации о стоимости услуг, кредиторской задолженности и об установлении тарифов на очередной период регулирования, а также организаций, осуществляющих деятельность в сфере управления многоквартирными жилыми домами", размещенным на сайте dom.gosuslugi.ru за ТСЖ "8-ая Воздушная Армия 9А" зарегистрирован электронный адрес tsg.8-va@yandex.ru.
О дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении ТСЖ "8-ая Воздушная Армия 9А" извещено, путем направления 22.01.2019 на электронный адрес tsg.8-va@yandex.ru. уведомления N 218-мк от 18.01.2019 (т.1 л.д.74).
Протокол N 218-мк об административном правонарушении от 24.01.2019 содержит сведения о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (01.02.2019), получен 31.01.2019 лично Каехтиной Н.Ю., о чем имеется соответствующая отметка (т.1 л.д. 71).
Постановлением Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области N 218-мк от 01.02.2019 ТСЖ "8-ая Воздушная Армия 9А" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ, назначенное наказание - административный штраф в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ТСЖ "8-ая Воздушная Армия 9А" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Волгоградской области исходил из того, что факт административного правонарушения и вина ТСЖ в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, оснований для освобождения от административной ответственности, применения малозначительности или снижения штрафных санкций не установлено.
Апелляционный суд считает, что отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу положений ч. 6 указанной статьи при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (ч. 7 ст. 210 АПК РФ).
В соответствии со ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективную сторону оспариваемого правонарушения составляет противоправное бездействие, выразившееся в невыполнении требований установленных Правилами и нормами содержания ремонта жилого дома и помещений.
Субъектами данного административного правонарушения являются юридические лица, ответственные за содержание жилых домов и (или) жилых помещений.
Следовательно, для привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо доказать, что лицо является ответственным за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, а также то обстоятельство, что этим лицом нарушены правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядок и правила признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а также то, что переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений произведено без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170, предусматривают конкретные требования к содержанию жилищного фонда, в них перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Материалами дела установлено, что для управления многоквартирным домом N 9А по ул. 8-й Воздушной армии г. Волгограда создано ТСЖ "8-ая Воздушная Армия 9А".
В силу части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
В соответствии с пунктом 1.1. Устава ТСЖ "8-ая Воздушная Армия 9А" Товарищество является некоммерческой организацией, представляющей собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в многоквартирном доме, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом.
Пунктом 3.5 устава ТСЖ "8-ая Воздушная Армия 9А" предусмотрено, что товарищество обязано, в том числе, обеспечивать выполнение требований Жилищного кодекса РФ, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также Устава товарищества; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества многоквартирного дома.
Исходя из части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Исходя из п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства от 13.08.2006 г. N 491, ч. 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1)соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома:
2)безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3)доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещении в многоквартирном доме;
4)соблюдение прав и законных интересов собственников помещении в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5)постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок (правила) их оказания и выполнения установлены Правительством Российской Федерации в постановлении от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (далее - Минимальный перечень).
Согласно пункту 2.2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества, содержание общего имущества многоквартирного дома в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 Правил N 491 ответственными лицами, обеспечивающими своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 Правил N 491, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В соответствии с п. п. "ж" п. 2 Правил содержания общего имущества в состав общего имущества включается иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В соответствии с пунктом 1 Перечня N 290 к работам, выполняемым в отношении всех видов фундаментов, относятся, в том числе: проверка технического состояния видимых частей конструкций с выявлением: признаков неравномерных осадок фундаментов всех типов; коррозии арматуры, расслаивания, трещин, выпучивания, отклонения от вертикали в домах с бетонными, железобетонными и каменными фундаментами; при выявлении нарушений - разработка контрольных шурфов в местах обнаружения дефектов, детальное обследование и составление плана мероприятий по устранению причин нарушения и восстановлению эксплуатационных свойств конструкций; проверка состояния гидроизоляции фундаментов и систем водоотвода фундамента, при выявлении нарушений - восстановление их работоспособности.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту, утверждены Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 и являются обязательными для организаций, принявших на себя обязательства по содержанию и ремонту имущества многоквартирного дома.
В силу 4.1.6. ПиН отмостки и тротуары должны иметь поперечные уклоны от стен здания не менее 0,03. Поверхность отмостки, граничащей с проезжей частью, должна быть приподнята над ней на 15 см. Ширина отмостки устанавливается проектом (песчанодерновые отмостки допускается заменять бетонными и асфальтовыми отмостками).
В силу 4.1.7. ПиН просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что юридическим лицом, ответственным за обеспечение надлежащего содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома N 9 А по ул. 8-ая Воздушной Армии, в соответствии с требованиями действующих правил содержания и ремонта, является ТСЖ "8-ая Воздушная Армия 9 А".
Доводы апеллянта о том, что ремонт отмостки по периметру многоквартирного дома N 9А по ул. 8-ой Воздушной Армии, относится не к текущему, а капитальному ремонту, апелляционная коллегия признает несостоятельными, поскольку в силу Приложению N 7 к Постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 работы по восстановлению поврежденных участков фундаментов и отмостки, включены в Перечень работ, относящихся к текущему ремонту, обязанность по проведению которого, возлагается на лиц, ответственных за обеспечение надлежащего содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома.
Правила N 170 имеют прямое указание на то, что организация по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилого дома должна регулярно осуществлять мероприятия, направленные на поддержание в исправном состоянии отмосток дома и устранение щелей и трещин в них в целях недопущения ухудшения технического состояния МКД, затопления подвальных помещений и цокольных этажей.
Следовательно, учитывая изложенное, исходя из совокупного анализа приведенных норм Правил N 170, работы по содержанию и ремонту отмосток, своевременному устранению трещин и просадок в них в целях надлежащей технической эксплуатации МКД относятся к текущему ремонту.
Кроме того, апелляционный суд полагает, что даже в случае выявления недостатков в общедомовом имуществе многоквартирного дома, обязанность по содержанию которого возложена на заявителя, устранение которых требует проведение капитального ремонта - не освобождает заявителя от необходимости совершения каких-либо действий, направленных на приведение многоквартирного дома в соответствие с требованиями надлежащего технического состояния. В том числе, заявитель не лишен возможности согласования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме вопроса о проведении капитального ремонта, а также может проводить работы направленные на недопущение ухудшения состояния многоквартирного дома.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома заявитель как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома обязан принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства по содержанию и обслуживанию жилого фонда.
Таким образом, ответственность за обеспечение надлежащего содержания и ремонта общего имущества, а именно: отмостки по периметру многоквартирного дома N 9А по ул. 8-ой Воздушной Армии несет ТСЖ "8-ая Воздушная Армия 9А".
Ссылка ТСЖ "8-ая Воздушная Армия 9 А" на допущенные при проведении проверки нарушения пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а именно проведение проверки (осмотра) без участия председателя ТСЖ "8-ая Воздушная Армия 9 А", апелляционный суд отклоняет ввиду следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, а также проверки соблюдения требований земельного законодательства в случаях надлежащего уведомления собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Таким образом, положения пункта 2 статьи 15 Закона N 294-ФЗ предполагает возможность участия в проверке не только законного представителя или уполномоченного представителя проверяемого лица, но и иного должностного лица проверяемой организации.
Материалами дела установлено, что согласно выписке из ЕГРЮЛ председателем, а также лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени ТСЖ "8-ая Воздушная Армия 9А" является Каехтина Н.Ю.
Распоряжение от 12.11.2018 N 4577-р о проведении внеплановой выездной проверки ТСЖ "8-ая Воздушная Армия 9А" получено 15.11.2018 лично Каехтиной Н.Ю., о чем имеется отметка на указанном распоряжении (т.1 л.д. 83). Период проверки с 15.11.18г. по 22.11.18г. Таким образом, председатель ТСЖ уведомлена о проведении проверки.
Вместе с тем, из акта проверки от 22.11.2018 N 4577-Р следует, что в ходе проверки присутствовала Белогурова М.В., которая согласно протоколу N 1 -2017 годового общего собрания членов ТСЖ "8-ая Воздушная Армия 9А" является председателем общего собрания.
Таким образом, учитывая, что председатель ТСЖ "8-ая Воздушная Армия 9А" извещена о проверке, при проверке участвовал председатель собрания членов ТСЖ "8-ая Воздушная Армия 9А", нарушений установленных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" требований к организации и проведению проверки ТСЖ, влекущих недействительность результатов проверки в силу статьи 20 названного Федерального закона, в ходе рассмотрения данного дела не выявлено, в связи с чем, соответствующие доводы, содержащиеся в жалобе, признаются несостоятельными.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все
Материалами дела об административном правонарушении установлено, что ТСЖ "8-ая Воздушная Армия 9А" не приняты своевременные меры по обеспечению надлежащего технического состояния общего имущества.
Выявленные проверкой нарушения в содержании и ремонте жилого дома свидетельствуют о том, что ТСЖ "8-ая Воздушная Армия 9А" ненадлежащим образом исполняются обязанности по обеспечению надлежащего содержания и ремонта жилого дома, не принимаются своевременные и необходимые меры по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
В апелляционной жалобе ТСЖ "8-ая Воздушная Армия 9А" отмечает, что привлечено к административной ответственности по истечении срока давности, регламентированного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии со статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении в данном случае подлежит прекращению.
Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за исключением длящегося правонарушения, при котором сроки привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Положения ст. 7.22 КоАП РФ регулируют правоотношения, связанные с применением законодательства регулирующего правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, следовательно, в данном случае подлежит применению двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 года N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Длящимся административным правонарушением является действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния. Административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.
Вмененное ТСЖ "8-ая Воздушная Армия 9А" правонарушение, выразившееся в невыполнении возложенной на него обязанности по содержанию жилого дома, правил содержания и ремонта жилого дома, является длящимся.
Правонарушение было выявлено должностным лицом Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, уполномоченным составлять протокол о данном административном правонарушении 05.12.2018, после получения акта проверки Управления "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда от 22.11.2018 N 4577-Р.
Следовательно, датой, с которой следует исчислять срок привлечения к административной ответственности, является дата 05.12.2018, т.е. дата выявления правонарушения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол о данном административном правонарушении.
Обжалуемое постановление вынесено административным органом 01.02.2019 г., т.е. в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях ТСЖ "8-ая Воздушная Армия 9А" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
Порядок привлечения к административной ответственности соблюден.
Оценка действий правонарушителя с позиции положений статьи 2.9 КоАП РФ является самостоятельным этапом судебного исследования по делу.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Указанная норма является общей, не содержит исключений и ограничений и может быть применена судом с учетом обстоятельств совершенного административного правонарушения в отношении любого состава правонарушения, предусмотренного особенной частью названного Кодекса, в том числе носящего формальный характер, поскольку иное не следует из требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
КоАП РФ не дает понятия малозначительности, отсутствуют четкие критерии, по которым административные правонарушения следует относить к малозначительным; оценка правонарушения производится судьей, должностным лицом, органом, рассматривающим дело, по своему внутреннему убеждению и усмотрению.
Суд первой инстанции обоснованно установил отсутствие оснований для применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Поскольку признание правонарушения малозначительным отнесено к судейскому усмотрению, вывод суда первой инстанции в этой части основан на внутреннем убеждении, соответствует материалам дела, закону не противоречит, оснований для его переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены судебного акта не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 мая 2019 года по делу N А12-9918/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Е.В. Пузина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-9918/2019
Истец: ТСЖ "8-АЯ ВОЗДУШНАЯ АРМИЯ 9 А"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА, УПРАВЛЕНИЕ "ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ВОЛГОГРАДА" АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА