г. Челябинск |
|
20 августа 2019 г. |
Дело N А07-22164/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилуправление N 8" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.05.2019 по делу N А07-22164/2018 (судья Чернышова С.Л.).
В судебном заседании принял участие представитель:
общества с ограниченной ответственностью "Жилуправление N 8" - Асылбаева Г.В. (доверенность от 09.01.2019)
Общество с ограниченной ответственностью "Жилуправление N 8" (далее - заявитель, ООО "Жилуправление N 8", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконными действия (бездействия) Администрации городского округа город Салават Республика Башкортостан в отказе утверждения размера платы за содержание и ремонт жилых помещений для МКД, расположенного по адресу: г. Салават, ул. Островского, д. 40А на период 01 мая 2018 года по 30 апреля 2019 года и обязать Администрацию городского округа город Салават Республика Башкортостан утвердить размер платы за содержание жилых помещений для МКД, расположенного по адресу: г. Салават, ул. Островского, д.40А на период 01 мая 2018 года по 30 апреля 2019 года, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме согласно утвержденного перечня услуг и работ в целях содержания общего имущества МКД в размере 31 руб. 86 коп. с 1 кв. м общей площади помещения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, Совет городского округа город Салават Республики Башкортостан, председатель совета многоквартирного дома N 40А по ул. Островского, г. Салават - Кабатова Антонина Владимировна, Биккузина Зиля Талгатовна (далее - третьи лица, Госкомитет, Совет городского округа, Кабатова А.В., Биккузина З.Т.).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 20.05.2019 (резолютивная часть решения объявлена 14.03.2019) в удовлетворении требований отказано.
ООО "Жилуправление N 8" (далее также - податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "Жилуправление N 8" указывает, что собственники помещений не приняли решение по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на период с 01 мая 2018 года по 30 апреля 2019 года с 1 кв.м. общей площади жилого помещения в размере 32,86 руб.. в том числе содержание, текущий ремонт, управление МКД - 31,86 руб., коммунальные ресурсы для содержания общего имущества (КР СОИ) - 1 руб.
Общество не согласно с выводом суда первой инстанции, что часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и п.3.2.5 договора управления позволяют управляющей организации инициировать проведение внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, касающимся выполнения условий настоящего договора, в том числе и по вопросу платы по содержанию и ремонту жилых помещении. Судом не учтено, что общее собрание собственников помещений МКД от 29.03.2018 было проведено по инициативе председателя совета МКД Кабатовой Антонины Владимировны и ООО "Жилуправление N 8".
По мнению заявителя, суд первой инстанции условия п.4.3 заключенного договора управления МКД проигнорировал и не истребовал цены и ставки за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества за 1 кв.м. в месяц, установленные органами местного самоуправления на очередной календарный год.
Податель жалобы указывает, что действие (бездействие) Администрации незаконно возлагают обязанности на ООО "Жилуправление N 8" выполнять работы без согласования размера платы на период 01 мая 2018 года по 30 апреля 2019 года. Действие (бездействие) Администрации создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности управляющей организации ООО "Жилуправление N 8" согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции Администрацией, Советом городского округа представлены отзывы на апелляционную жалобу, в которых они указали, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание заинтересованное лицо, третьи лица не явились, Администрация, Совет городского округа представили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие. С учетом мнения заявителя в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель заявителя, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзывов на неё, заслушав пояснения представителя заявителя, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Жилуправление N 8" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии N 000073 от 02.04.2015, является управляющей организацией многоквартирного дома по адресу: г. Салават, ул. Островского, д. 40А (далее - МКД) согласно договору управления от 01.04.2016 (т.1 л.д.65-66, т.2 л.д.112-192).
29 марта 2018 года проведено общее собрание собственников МКД. Общим собранием собственников помещений в МКД 40А по ул. Островского г. Салават было принято решение об утверждении предложений ООО "Жилуправление N 8" по перечню услуг и работ в целях содержания общего имущества МКД 40А на период с 01 мая 2018 года по 30 апреля 2019 года (вопрос N 2 по повестке дня собрания протокола N 1 от 29 марта 2018 года) (т.1 л.д.100-104).
В повестку дня включен вопрос N 3 - утверждение предложения ООО "Жилуправление N 8" по установлению размера платы за содержание жилого помещения, текущий ремонт, коммунальные ресурсы СОИ на период с 01 мая 2018 года по 30 апреля 2019 года в размере 32 руб. 86 коп.
Собственники проголосовали против утверждения тарифа 32 руб. 86 коп. (69,83%).
29 марта 2018 года также проведено общее собрание собственников МКД, о чем составлен протокол N 2. На повестку дня поставлен вопрос N 4 "утверждение дополнительных работ по текущему ремонту общего имущества МКД в 2018 году и условий финансирования. Порядок финансирования: дополнительная плата в размере 29 руб. 50 коп. с 1 кв. м общей площади помещения с 01 мая 2018 года по 30 апреля 2019 года" (т.2 л.д.41-46).
Собственники проголосовали против - 95,02%, за - 4,98%.
08.05.2018 ООО "Жилуправление N 8" направило в адрес Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан обращение с просьбой установить размер платы за содержание жилого помещения на период 01 мая 2018 года по 30 апреля 2019 года, предложенного ООО "Жилуправление N 8" согласно утвержденного перечня услуг и работ в целях содержания общего имущества МКД 40А (т.1 л.д.67).
В ответ на указанное обращение Администрация направила в адрес ООО "Жилуправление N 8" ответ, изложенный в письме от 09.06.2018 N 02-Г-827, сообщив, что согласно сведениям из электронного портала сайт "реформа ЖКХ" на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N40а по ул. Островского (протокол N б/н от 25.06.2012) выбран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией. 01.06.2016 утвержден и подписан председателем Совета МКД и ООО "Жилуправление N8" договор управления многоквартирным домом по указанному адресу; приложением N8 к договору управления установлен размер платы за содержание помещения. С учетом изложенного, основываясь на части 2 статьи 161, части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации Администрация указала заявителю, что в рассматриваемом случае орган местного самоуправления не вправе устанавливать размер платы за содержание жилого помещения, поскольку собственниками помещений выбран способ управлении многоквартирным домом и размер платы за содержание жилого помещения ранее определен (т.1 л.д.68).
ООО "Жилуправление N 8" 26.06.2018 в адрес Администрации направило претензию, в которой указало, что Администрацией неверно трактуются нормы жилищного законодательства. Из содержания пункта 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, который находится под управлением управляющей организации, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления. Также заявитель в претензии просил устранить нарушения прав и законных интересов ООО "Жилуправление N 8" и установить размер платы за содержание жилых помещений для многоквартирного дома по адресу: г. Салават, ул. Островского, д. 40А на период с 01 мая 2018 года по 30 апреля 2019 года согласно ранее предоставленных расчетов со стороны ООО "Жилуправление N 8", утвержденных перечней работ и услуг и копий документов.
ООО "Жилуправление N 8" посчитав, что действия (бездействие) Администрации, выразившиеся в отказе утверждения размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме расположенного по адресу: г. Салават, ул. Островского, д. 40А для собственников помещений, которые не приняли данного решения на период с 01 мая 2018 года по 30 апреля 2019 года, противоречат требованиям жилищного законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя, бездействие Администрации не соответствуют закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает препятствия для предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что орган местного самоуправления не имеет правовых оснований для установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в МКД 40А, поскольку указанный вопрос был предметом рассмотрения общего собрания собственников.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа названных норм права следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя (пункт 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено что в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы Препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).
Пунктом 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В силу части 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
Согласно пунктам 4 и 5 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме; другие вопросы, отнесенные ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с требованиями статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок и уведомления о принятых им решениях устанавливается помещений в многоквартирном доме. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.
Жилищным кодексом на собственников помещений в многоквартирном доме возложена обязанность по принятию решения о выборе способа управления, а также об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. (часть 7 статьи 156 и часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом законодатель предусмотрел право органа местного самоуправления устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений (часть 3 статьи 156 часть 4 статьи 158 указанного Кодекса п. 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491) при условии, что собственники помещений не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом и не приняли решения установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Таким образом, из приведенных норм следует, что установление и изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений многоквартирного дома осуществляется прежде всего на основании соответствующего решения общего собрания этих собственников, а в домах, где созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, на основании решения органов управления последних. Орган местного самоуправления вправе устанавливать плату за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений лишь в случаях, когда ими не избран способ управления многоквартирным домом.
Как следует из материалов дела и судом первой инстанции установлено, что собственниками помещений МКД 40А по ул. Островского г. Салават принято решение о выборе способа управления - управление управляющей организацией. Управляющей организацией избрано ООО "Жилуправление N 8" (протокол от 25.06.2012).
Решением общего собрания собственников МКД, оформленного протоколом от 10.03.2015 принято решение (4-ый вопрос повестки) (т.2 (1А) л.д.41-43):
общее собрание постановляет: определить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2015 год с учетом предложений управляющей организации ООО "Жилуправление N 8" с 1 кв. м общей площади жилого помещения в размере:
с 1 по 2 этажи без уборки лестничной клетки - 21 руб. 28 коп., с уборкой лестничной клетки - 23 руб. 54 коп.
с 3 по 9 этажи без уборки лестничной клетки - 27 руб. 38 коп., с уборкой лестничной клетки - 29 руб. 64 коп.
На очередном собрании собственников помещений МКД 40А, оформленного протоколом N 1 от 16.03.2017 рассматривались вопросы, в том числе: предложения ООО "Жилуправление N 8" по перечню услуг и работ в целях содержания общего имущества МКД на период с 01.04.2017 по 31.03.2018 и по установлению платы за содержание жилого помещения на указанный период с 1 кв. м общей площади жилого помещения в размере:
А. Из расчета нормативного объема коммунальных ресурсов и действующих тарифов на коммунальные услуги:
1) содержание жилого помещения - 1-2эт. 25,67 руб., 3-9 эт. 32,91 руб. с повышением на 7,2%;
2) расходы на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в МКД - 0,78 руб.
В. Из расчета нормативного и сверхнормативного объема коммунальных ресурсов и действующих тарифов на коммунальные услуги:
1) содержание жилого помещения - 1-2 эт. 25,26 руб., 3-9 эт. 32,50 руб. (с применением индекса инфляции - 5,8%)
2) расходы на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в МКД по нормативу - 0,78 руб.
3) расходы на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в МКД сверх норматива - 0,60 руб.
С. Из расчета нормативного объема коммунальных ресурсов и действующих тарифов на коммунальные услуги:
1) содержание жилого помещения - 1-2 эт. 25,26 руб., 3-9 эт. 32,50 руб. (с применением индекса инфляции - 5,8%)
2) расходы на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в МКД - 0,78 руб.
По итогам проведения собрания размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на период на период с 01.04.2017 по 31.03.2018, предложенный управляющей компанией, утвержден не был. Собственники приняли решение об оставлении размера платы на прежнем уровне.
Председателем совета МКД 40 А по ул. Островского инициировано проведение общего собрания собственников помещений, результаты которого оформлены:
- протоколом N 1 от 29.03.2018, в том числе по вопросам: утверждение предложений общества по перечню услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД на период с 01.05.2018 по 30.04.2019 (2-ой вопрос) и утверждение предложений ООО "Жилуправление N 8" по размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения на период с 01 мая 2018 года по 30 апреля 2019 года с 1 кв. м общей площади жилого помещения в размере 32 руб. 86 коп., в том числе содержание, текущий ремонт, управление МКД - 31 руб. 86 коп., коммунальные ресурсы для содержания общего имущества (КР СОИ) - 1 руб.;
- протоколом N 2 от 29.03.2018, в том числе по вопросу утверждения дополнительных работ по текущему ремонту общего имущества МКД в 2018 г. и условий их финансирования:
вид работ утепление торцевой стены здания.
Сметная стоимость - 1 285 401 руб. 21 коп.
Порядок финансирования: дополнительная плата в размере 29 руб. 50 коп. с 1 кв. м общей площади помещения в период с 01.05.2018 по 30.04.2019.
Общее собрание собственником проголосовало против повышения размера платы в размере предложенном управляющей организацией и установления дополнительного платежа.
Согласно п. 4.3 договора управления многоквартирным домом от 25.06.2012, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается решением ежегодного Общего собрания собственников соразмерно доле Собственника в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и указана в Приложениях N 6, N 7.
Пунктом 4.2 договора от 01.04.2016 установлено, что размер платы за собственника жилого (нежилого) помещения за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД устанавливается в соответствии с долей в праве общей собственности на общее имущество в МКД, пропорционально размеру общей площади помещения, принадлежащего собственнику помещения согласно статьям 249, 289 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьям 37, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Размер платы для собственника устанавливается на общем собрании собственников помещений на срок не менее, чем один год с учетом предложений управляющей организации за 1 кв. м в месяц или по ценам и ставкам за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества за 1 кв. м в месяц, устанавливаемым органами местного самоуправления на очередной календарный год, если на общем собрании собственников помещений не принято решение о размере платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома (п. 4.3 договора от 01.04.2016).
В соответствии с п. 3.2.5 договора от 01.04.2016 управляющая организация вправе выступать инициатором при организации и проведении очередных и внеочередных общих собраний собственников в порядке, установленном ЖК РФ и Приказом Минстроя России от 31.07.2014 N 411/пр на весь период действия договора.
Таким образом, частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 3.2.5 договора управления МКД от 01.04.2016 позволяет управляющей организации инициировать проведение внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, касающимся выполнения условий настоящего договора, в том числе и по вопросу платы по содержанию и ремонту, жилых помещении.
Проанализировав фактические обстоятельства по делу с позиции вышеприведенных норм ЖК РФ, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, условий договора управления МКД, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что поскольку собственники помещений МКД на общем собрания выбрали способ управления многоквартирным домом - управляющей компанией ООО "Жилуправление N8", решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения должно быть принято собственниками МКД на общем собрании.
Вопрос об утверждении размера платы за содержание и ремонт на очередной год включен в повестку общего собрания 29.03.2018. Решение собственниками принято, предложение управляющей организации о повышении размера платы в предложенном размере отклонено.
Судом первой инстанции установлено, что из пояснений председателя Совета МКД Биккузина З.Т. (протокол N 3 общего собрания собственников) в отзыве от 14.03.2019, общее собрание собственников отклонило предложение управляющей организации о повышении тарифа, поскольку установленный ранее тариф по мнению собственников обеспечивает достаточное финансирование для проведения работ по содержанию дома.
Довод заявителя об установлении органами местного самоуправления платы за содержание и ремонт жилого помещения был рассмотрен судом первой инстанции и правомерно отклонен, поскольку законодатель в качестве основного способа установления и изменения размера платы за содержание ремонт жилого помещения для собственников помещений закрепил исключительно принятие решения об этом на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. При этом Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает каких-либо изъятий в этой части по одностороннему самостоятельному изменению управляющей организацией спорной платы.
В данном случае орган местного самоуправления не имеет правовых оснований для установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в МКД, поскольку указанный вопрос был предметом рассмотрения общего собрания собственников.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта. При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Сведений, опровергающих изложенные в решении суда выводы, обществом не представлено. Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.05.2019 по делу N А07-22164/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилуправление N8" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Жилуправление N 8" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 18.06.2019 N 1321.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-22164/2018
Истец: ООО "ЖИЛУПРАВЛЕНИЕ N8"
Ответчик: Администрация ГО г.Салават РБ, Администрация городского округа г. Салават Республики Башкортостан
Третье лицо: Биккузина Зиля Талгатовна, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО ЖИЛИЩНОМУ НАДЗОРУ, Кабатова Антонина Владимировна, Совет городского округа город Салават Республики Башкортостан
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8515/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8515/19
20.08.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10866/19
20.03.2019 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-22164/18