г. Санкт-Петербург |
|
20 августа 2019 г. |
Дело N А56-146972/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиев М.С.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18568/2019) Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.06.2019 по делу N А56-146972/2018 (судья Денисюк М.И.), принятое
по заявлению ООО "ЛАРУС"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу
о признании незаконным требования
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛАРУС" (далее - ООО "Ларус", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу (далее - Управление) о предоставлении документов, оформленного письмом от 22.08.2018 N 19519- 09/78.
Решением от 24.06.2019 суд первой инстанции признать незаконным требование Управления о предоставлении Обществом документов, оформленное письмом от 22.08.2018 N 19519-09/78, а также взыскал с Управления в пользу Общества 3000 руб. расходов по государственной пошлине.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на соответствие оспариваемого требования закону, отсутствие каких-либо негативных последствий для Общества, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Управлением 23.07.2018 был издан приказ N 167-нд "О проведении плановой выездной проверки ООО "Ларус".
В пункте 5.2 приказа от 23.07.2018 N 167-нд указано, что проверка проводится в рамках государственной функции: Государственный контроль (надзор) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства РФ в области персональных данных, реестровый номер государственной функции во ФГИС "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" - 10001419922.
Согласно пункту 6 приказа от 23.07.2018 N 167-нд проверка проводится с целью выполнения плана проведения плановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на 2018 год, утвержденного приказом руководителя Управления Роскомнадзора по СЗФО от 16.11.2017 N 244, размещенным на официальном сайте Управления http://78.rkn.gov.ru. Задачами проверки являются: проверка соблюдения Оператором требований в области персональных данных.
В пункте 7 приказа от 23.07.2018 N 167-нд указано, что предметом настоящей проверки является: сведения, содержащиеся в документах Оператора и принимаемые им меры по исполнению обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами в области персональных данных, деятельность по обработке персональных данных; документы, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них персональных данных; информационные системы персональных данных.
В рамках проведения проверки Управлением направлено в адрес Общества письмо от 22.08.2018 N 19519-09/78 с требованием о предоставлении документов (повторное).
Не согласившись с требованием о предоставлении документов, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции посчитал заявленные Обществом требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Управления в связи со следующим.
Согласно пункту 3 Положения об Управлении, утвержденному Приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 N 43 (далее - Положение N 43), Управление создано в целях исполнения государственных полномочий по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных на территории г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области; осуществляет координацию деятельности территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в Северо-Западном федеральном округе.
В силу пункта 9.1 Положения N 43 Управление обладает следующими полномочиями: осуществляет государственный контроль и надзор за деятельностью юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц и редакций средств массовой информации на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, определенной Положением об Управлении, в сфере персональных данных, в частности, за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных (пункт 9.1.4.1).
В соответствии с пунктом 9.16 Положения N 43 Управление осуществляет формирование ежегодных планов деятельности и планов проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных подразделений) и индивидуальных предпринимателей; согласно пункту 9.17 Положения N 43 - координирует и контролирует деятельность территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа (далее - территориальные органы Роскомнадзора в федеральном округе), по следующим направлениям: формирование ежегодных планов деятельности и планов проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных подразделений) и индивидуальных предпринимателей территориальных органов в федеральном округе, в том числе контроль соблюдения сроков планирования (пункт 9.17.1); осуществление контроля за выполнением ежегодных планов деятельности и планов проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных подразделений) и индивидуальных предпринимателей территориальных органов в федеральном округе (пункт 9.17.2).
Приказом Минкомсвязи России от 14.11.2011 N 312 утвержден Административный регламент исполнения Роскомнадзором функций по осуществлению государственного контроля (надзора) за правильностью обработки персональных данных (далее - Административный регламент). Настоящий Регламент определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Службы и ее территориальных органов, а также порядок взаимодействия с государственными органами, муниципальными органами, юридическими или физическими лицами, организующими и (или) осуществляющими обработку персональных данных, а также определяющими цели и содержание обработки персональных данных (далее - Оператор), в рамках проведения проверок при осуществлении государственной функции (пункт 3).
Службой и ее территориальными органами проводятся плановые и внеплановые проверки (пункт 29 Административного регламента).
Информация о порядке проведения проверок предоставляется посредством размещения на официальном сайте Службы и ее территориальных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", указанном в пункте 15 настоящего Регламента (пункт 11.1. Административного регламента).
План проведения плановых проверок Службы размещается на официальных сайтах Службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://rkn.gov.ru, www.роскомнадзор.рф (далее - официальный сайт Службы) (пункт 15.6. Административного регламента).
Плановые проверки проводятся на основании ежегодного плана проведения плановых проверок территориального органа Службы на текущий календарный год, который утверждается руководителем территориального органа Службы и размещается на официальном сайте территориального органа Службы (пункты 30 и 31 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 9 Административного регламента руководитель или иной уполномоченный представитель Оператора обязаны предоставить должностным лицам Службы или ее территориального органа возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц Службы или ее территориального органа на территорию, в используемые Оператором при осуществлении обработки персональных данных здания, строения, сооружения, помещения, к используемому Оператором оборудованию.
Пунктом 65 Административного регламента предусмотрено, что руководитель, иной уполномоченный представитель Оператора должен обеспечить необходимые условия для проведения проверки и обязан по требованию должностных лиц Службы или ее территориального органа, проводящих проверку, организовать доступ к оборудованию, в помещения, где осуществляется обработка персональных данных, предоставить необходимую информацию и документацию для достижения целей проверки.
Как следует из материалов дела и не оспаривается Управлением, требование о представлении документов, оформленное письмом от 22.08.2018 N 19519-09/78, было направлено в адрес Общества в рамках плановой выездной проверки, проводимой Управлением на основании приказа от 23.07.2018 N 167-нд.
Приказ Управления от 23.07.2018 N 167-нд был оспорен Обществом в судебном порядке. Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2018 по делу N А56-106119/2018, оставленном без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2019, приказ Управления от 23.07.2018 N 167-нд признан недействительным
В ходе рассмотрения дела N А56-106119/2018 судами двух инстанций установлено, что приказ Управления N 167-нд от 23.07.2018 издан с нарушением Положения N 43 и Административного регламента, поскольку в Плане проведения плановых проверок на 2018 год, утвержденном приказом от 20.10.2017 N 223 руководителя Роскомнадзора, сведения об ООО "Ларус" отсутствуют.
Таким образом, поскольку приказ Управления N 167-нд от 23.07.2018 о проведении плановой выездной проверки признан в судебном порядке недействительным, соответственно, проведение Управлением проверки на основании указанного приказа также не может быть признано правомерным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для направления Управлением требования о предоставлении Обществом документов, оформленного письмом от 22.08.2018 N 19519-09/78.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что удовлетворив заявление Общества, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.06.2019 по делу N А56-146972/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-146972/2018
Истец: ООО "ЛАРУС"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПО СЕВЕРО-ЗАПАДНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ