г. Пермь |
|
22 августа 2019 г. |
Дело N А50-37641/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 августа 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова В.В.,
судей Дюкина В.Ю., Крымджановой Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Поповой О.С.,
при участии
от истца: Тищенко И.М., представитель по доверенности, паспорт,
от ответчика: не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транслес"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 24 мая 2019 года,
принятое судьей Саксоновой А.Н.,
по делу N А50-37641/2018
по иску Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (ИНН 5902293298, ОГРН 1065902004354)
к обществу с ограниченной ответственностью "Транслес" (ИНН 5948033630, ОГРН 1085948000137)
о расторжении договора аренды, взыскании задолженности,
установил:
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - истец, Министерство, Минприроды Пермского края) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Транслес" (далее - ответчик, общество, ООО "Транслес") о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 13.07.2010 N 525 в размере 4 283 346 руб. 40 коп., расторжении договора аренды лесного участка от 13.07.2010 N 525. В качестве правового обоснования заявленных требований истец ссылается на положения статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 309, 310, 424, 452, 614, 619 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции истец заявил отказ от иска в части расторжения договора аренды, поддержал требование о взыскании с ответчика задолженности. Отказ от иска в указанной части принят судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 24.05.2019 производство по делу в части требования о расторжении договора аренды лесного участка от 13.07.2010 N 525 прекращено. Иск удовлетворен. С ответчика в пользу истца взыскано 4 283 346 руб. 40 коп. задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 13.07.2010 N 525, из них 269 189 руб. 90 коп. в федеральный бюджет. Кроме того, с ответчика в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 44 417 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обжаловал решение суда первой инстанции в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда изменить в части взыскания задолженности. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что в соответствии с пунктом 9 договора аренды размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации. Отмечает, что истец при расчете платы использует повышающий коэффициент, тем самым необоснованно увеличивает размер арендной платы. Указывая на наличие переплат за 2017 год и за 2018 год, ответчик считает, что взысканию подлежит сумма 1 715 075 руб.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором возразил против ее доводов, просит решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения. Указывает, что договор аренды лесного участка заключен по результатам аукциона, арендатором подписан протокол о результатах аукциона, данным протоколом определено, что порядок и сроки арендной платы устанавливаются в соответствии с условиями договора аренды лесного участка. Отмечает, что результаты аукциона никем не оспорены. При таких обстоятельствах считает, что условия аукциона должны сохраняться на протяжении всего срока действия результатов аукциона (договора аренды лесного участка).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца возражал против удовлетворения жалобы.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечил, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 13.07.2010 между Агентством по природопользованию Пермского края (арендодатель) и ООО "Транслес" (арендатор) был подписан договор аренды лесного участка N 525 (далее - договор, л.д. 14-20), в соответствии с которым арендодатель обязался предоставить, а арендатор - принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 2 настоящего договора (пункт 1 договора).
Согласно пункту 2 договора аренды арендатору подлежал передаче лесной участок из земель лесного фонда, площадью 19582,2 га, с местоположением: Пермский край, Пермский муниципальный район, Пермское лесничество, Рождественское участковое лесничество (бывшее Рождественское), кварталы 1-8, 9 (за исключением выдела 10), 10 (за исключением выдела 9) 11 (за исключением выдела 8), 12 (за исключением выдела 4), 13 (за исключением выдела 7) 14,15 (за исключением выдела 2), 16 (за исключением выдела 1), 17 (за исключением выдела 3), 18 (за исключением выдела 6), 19 (за исключением выдела 12), 20 (за исключением выдела 7), 21 (за исключением выдела 2), 22-24, 25 (за исключением выдела 2), 26 (за исключением выдела 15). 27. 29 (за исключением выдела 2), 30-37, 40-46, 47 (за исключением выдела 9), 48 (за исключением выдела 23), 49 (за исключением выдела 23), 50 (за исключением выдела 28), 51 (за исключением выдела 28), 52-54, 58-65, 67-70, 72-80, 83 (за исключением выдела 2), 84 (за исключением выделов 15, 23), 87-96, 97 (за исключением выделов 12, 14), 98 (за исключением выделов 4, 9), 99 (за исключением выдела 23).
Пунктом 13.2 договора предусмотрена обязанность арендатора вносить арендную плату в размерах и в сроки, которые установлены договором.
Размер арендной платы составляет 8 070 840 руб. в год (пункт 7 договора).
Арендатор вносит арендную плату согласно приложению 3 и представляет в течение 1 месяца арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату (пункт 8.1 договора).
Размер арендной платы может быть скорректирован в связи с изменением среднегодового объеме использования лесов по материалам Проекта освоения лесов (пункт 7.1 договора).
Размер ежегодной арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий договор (пункт 9 договора).
Срок действия договора установлен с 13.07.2010 по 12.07.2045 (пункт 21 договора).
В соответствии с Указом губернатора Пермского края от 05.07.2011 N 53 "О внесении изменений в Указ губернатора Пермского края от 29.12.2007 N 121 "Об утверждении структуры исполнительных органов государственной власти Пермского края и состава Правительства Пермского края" Агентство по природопользованию Пермского края переименовано в Министерство лесного хозяйства Пермского края.
На основании постановления Правительства Пермского края N 756-п от 03.09.2012 "О Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края", Министерство лесного хозяйства Пермского края реорганизовано в форме присоединения к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
Таким образом, с 10.09.2012 арендодателем по спорному договору является Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
Дополнительным соглашением N 1 от 22.11.2010 к договору стороны уточнили общую площадь лесного участка - 19585,9 га, местоположение лесного участка, а также внесли иные изменения в договор.
Дополнительным соглашением N 2 от 06.08.2013 к договору стороны уточнили местоположение лесного участка, установили размер арендной платы на 2013 год - 4846,030 тыс. руб., а также установили, что расчеты размера арендной платы на последующие годы подписываются сторонами ежегодно и являются неотъемлемой частью договора. Приложение 3 к договору изложить в редакции приложения 3 к настоящему дополнительному соглашению. Кроме того внесли иные изменения в договор.
Дополнительным соглашением N 3 от 07.04.2017 к договору стороны уточнили и дополнили некоторые пункты договора, произвели расчет размера арендной платы.
На основании Соглашения о расторжении от 09.04.2019 договор аренды лесного участка от 13.07.2010 N 525 расторгнут, лесной участок передан Министерству по акту приема-передачи лесного участка.
28.06.2018 истец направил ответчику претензию от 22.06.2018 N СЭД-30-01-22-2528 о наличии задолженности по арендной плате и необходимости ее погашения в срок не позднее 10 календарных дней с даты направления претензии (л.д. 21-24).
Претензионное письмо оставлено ответчиком без ответа, что явилось основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта наличия задолженности по договору аренды и отсутствия доказательств уплаты долга.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
На основании статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Статьей 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) установлено, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно статье 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 78 ЛК РФ договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).
Согласно пункту 4 части 4 статьи 79 ЛК РФ начальный размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 данного Кодекса, но не ниже минимального размера арендной платы.
Частью 1 статьи 73 ЛК РФ закреплено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке (часть 2 статьи 73 ЛК РФ).
При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка (часть 3 статьи 73 ЛК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются, соответственно, Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2014 N 947 установлено, что ставки платы, предусмотренные таблицами 1 и 2 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, в 2016 году применяются с коэффициентом 1,43; постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2016 N 1350 на 2017 год установлен коэффициент 1,51.
В соответствии с Постановление Правительства РФ от 11.11.2017 N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" на 2018 год установлен коэффициент 2,17.
Судом первой инстанции установлено, что договор аренды лесного участка между сторонами заключен по результатам аукциона, подписан сторонами без разногласий, зарегистрирован в установленном законом порядке, результаты аукциона и сам договор не обжалованы.
С учетом установленных по делу обстоятельств, оценив доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд счел правомерным применение истцом коэффициента индексации 2,17 к ставкам платы, что соответствует постановлению Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, постановлению Правительства РФ от 11.11.2017 N 1363, пункту 9 договора аренды.
Указанный пункт договора соответствовал редакции пункта 7 примерного типового договора, форма которого предусмотрена Порядком подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 во исполнение части 5 статьи 74 ЛК РФ, в связи с чем, изменение условий, содержащихся в пункте 7 договора, недопустимо в силу законодательного запрета и исходя из целей аукциона, проведенного для передачи права на заключение договора аренды сроком на 35 лет.
Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии с правилами главы 7 АПК РФ, суд признал доказанным и установленным факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по внесению арендных платежей по договору аренды от 13.07.2010 N 525, а также факт наличия задолженности; проверив расчет задолженности и признав его обоснованным, соответствующим условиям договора и требованиям законодательства, и принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств погашения задолженности, суд правомерно удовлетворил заявленные Министерством требования.
Оснований не согласиться с данными выводами у суда апелляционной инстанции не имеется.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Каких-либо нарушений требований статьи 71 АПК РФ при оценке доказательств судом не допущено. Изложенные в обжалуемом решении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на положениях действующего законодательства.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению в силу их несостоятельности.
Доводы заявителя жалобы сводятся по существу к несогласию с оценкой судом обстоятельств дела, что не является основанием для отмены либо изменения судебного акта.
Несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 24 мая 2019 года по делу N А50-37641/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.В. Семенов |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-37641/2018
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКОЛОГИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Ответчик: ООО "Транслес"