г. Самара |
|
21 августа 2019 г. |
Дело N А49-15393/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 августа 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А.,
судей Засыпкиной Т.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филлиповской С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Перспектива" на решение Арбитражного суда Пензенской области от 29 мая 2019 года по делу N А49-15393/2018 (судья Стрелкова Е.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Перспектива" (ОГРН 1095837001567, ИНН 5837040801), г.Пенза, к Управлению государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (ОГРН 1035803005732, ИНН 5836013072), г.Пенза, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора общества с ограниченной ответственностью "Комфорт-Сервис" (ОГРН 1145835003071, ИНН 5835108035), г.Пенза,
об оспаривании решения N Р-1224/18 от 12.12.2018,
с участием в судебном заседании:
представители не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Перспектива" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением об оспаривании решения Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (далее - Инспекция) от 12.12.2018 N Р-1224/18.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью "Комфорт-Сервис" (далее - ООО "Комфорт-Сервис").
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 29.05.2019 по делу N А49-15393/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество в апелляционной жалобе и дополнении к ней просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению общества, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон и третьего лица, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 12.11.2018 в Инспекцию поступило заявление ООО "Комфорт-Сервис" о внесении изменений в реестр лицензий Пензенской области (вх. N 1-11-7365) и опись прилагаемых документов с приложением: копии протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 154 по ул. Ладожской в г. Пензе от 06.11.2018 на 3 листах; копии извещения о проведении общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 154 по ул. Ладожской в г. Пензе на 1 листе; копии решений собственников по результатам проведения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 154 по ул. Ладожской в г. Пензе в очно-заочной форме на 132 листах; копии договора управления многоквартирным домом N 154 по ул. Ладожской в г. Пензе от 07.01.2018 на 14 листах; копии приказа ООО "Комфорт-Сервис" о вступлении в должность генерального директора Шишлова Н.А. на 1 листе.
Согласно заключению Инспекции от 14.11.2018 N З-1077/18 по результатам проверки представленных ООО "Комфорт-Сервис" документов установлено, что они соответствуют условиям, предусмотренным подпунктами "а", "б", "г", "д" пункта 5 Порядка N 938/пр, однако в Реестре лицензий Пензенской области содержатся сведения об управлении указанным многоквартирным домом ООО УК "Перспектива". Решением Инспекции от 14.11.2018 N Р-1077/18 рассмотрение заявления было приостановлено на основании пункта 7 порядка N 938/пр в связи с наличием в реестре лицензий Пензенской области сведений об управлении указанным многоквартирным домом ООО УК "Перспектива", о чём Инспекция сообщила ООО "Комфорт-Сервис" письмом от 14.11.2018 N 1-11/11-7365.
Проверкой, проведённой Инспекцией в отношении ООО УК "Перспектива", установлено, что в её адрес сведения о принятии собственниками помещений в многоквартирном доме N 154 по ул. Ладожской в г.Пензе решения о расторжении договора управления и выборе другой управляющей организации не поступали.
Согласно акту N 1-11/11-7365 осмотра документов от 10.12.2018 в ходе анализа сведений о собственниках помещений в многоквартирном доме, содержащихся в выписке из ЕГРП, и письменно оформленных решений собственников помещений многоквартирного дома, установлено, что в общем собрании приняли участие собственники, обладающие 3513,54 кв.м., что составляет 60% голосов об общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Кворум имеется.
По результатам рассмотрения заявления и документов Инспекцией приняты:
* решение от 12.12.2018 N Р-1224/18 о внесении изменений в реестр лицензий Пензенской области, в соответствии с которым внесены изменения в реестр лицензий Пензенской области, многоквартирный дом N 154 по Ладожской г. Пензы исключён из перечня многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО УК "Перспектива" с 01.01.2019, о чём в адрес ООО УК "Перспектива" направлено письмо от 12.12.2018 N 1-11/11-7365;
* решение от 12.12.2018 N Р-1224-1/18 о внесении изменений в реестр лицензий Пензенской области, в соответствии с которым внесены изменения в реестр лицензий Пензенской области, многоквартирный дом N 154 по ул. Ладожской г. Пензы включён в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО "Комфорт-Сервис" с 01.01.2019 (т. I л.д. 24). Данное решение не оспорено, в установленном законом порядке не признано недействительным и является действующим.
Общество обратилось в суд с настоящим заявлением, полагая, что решение от 12.12.2018 N Р-1224/18 не соответствует закону и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности.
С учетом положений части 3 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявление общества.
В соответствии с частью 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (здесь и далее - в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 указанной статьи).
Избрание способа управления многоквартирным домом является исключительным правом и обязанностью собственников (статьи 209, 291 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 161 ЖК РФ).
Исходя из норм части 1 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами.
В силу части 8.2 статьи 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе иной управляющей организации.
Управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме (часть 10 статьи 162 ЖК РФ).
Согласно части 1.3 статьи 161 и статье 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 ЖК РФ случая.
Сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами содержатся в соответствующих реестрах информации, в частности, в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 195 ЖК РФ). Данный реестр содержит раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
Сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе (часть 1 статьи 198 ЖК РФ).
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждён приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр.
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, в частности, на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр.
К заявлению о внесении изменений в реестр согласно пункту 3 Порядка N 938/пр прилагаются следующие документы (применительно к рассматриваемому случаю) :
* копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (подпункта "а");
* копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (подпункт "в");
* документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на подачу заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка (в случае, если от имени заявителя обращается его уполномоченный представитель), оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (подпункт "д");
* опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная заявителем (уполномоченным представителем заявителя) (подпункт "м").
Копии представляемых с заявлением документов должны быть прошиты и надлежащим образом заверены уполномоченным должностным лицом заявителя.
Пунктом 5 Порядка N 938/пр на орган государственного жилищного надзора возложена обязанность осуществить проверку заявления и документов ходе на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 данного Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 данного Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве);
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка (пункт 6 Порядка N 938/пр).
Согласно пункту 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка (пункт 8 Порядка N 938/пр).
Пунктом 9 Порядка N 938/пр предусмотрены исчерпывающие основания для отказа во внесении изменений в реестр лицензий.
Суд первой инстанции установил, что собственники помещений многоквартирного дома N 154 по ул. Ладожской в г.Пензе приняли решения:
- о расторжении договора управления многоквартирным домом с ООО УК "Перспектива";
- о выборе способа управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией;
- о выборе управляющей организации - ООО "Комфорт-Сервис";
- об утверждении договора управления многоквартирным домом между управляющей организацией ООО "Комфорт-Сервис" и собственниками помещений многоквартирного дома в предлагаемой редакции.
Решения оформлены протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Пенза, ул. Ладожская, д.154, проведённого в форме очно-заочного голосования, от 06.11.2018 (пункты 3, 4, 5, 6).
На основании этого решения 12.11.2018 ООО "Комфорт-Сервис" обратилось в Инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Пензенской области, включении указанного многоквартирного дома в перечень домов, управление которыми осуществляет ООО "Комфорт-Сервис". К заявлению были приложены все необходимые документы, предусмотренные Порядком N 938/пр.
Инспекция в соответствии с требованиями пункта 5 Порядка N 938/пр проверила заявление и приложенные к нему документы, в результате чего установила, что они соответствуют всем условиям, предусмотренным указанным пунктом, при этом отсутствует заявление о прекращении управления и расторжении договора управления данным многоквартирным домом от ООО УК "Перспектива", о расторжении договора управления с которым было принято решение собственниками помещений спорного многоквартирного дома. Это обстоятельство явилось основанием для приостановления рассмотрения заявления ООО "Комфорт-Сервис". Соответствующие заключение от 14.11.2018 N З-1077/18 и решение от 14.11.2018 N Р-1077/18 имеются в материалах дела.
Противоречия были устранены по результатам проверки, проведённой Инспекцией в отношении ООО УК "Перспектива" на основании приказа от 14.11.2018 N ПА-762, оформленной актом от 12.12.2018 N 754.
Поскольку у Инспекции не имелось никаких иных оснований для отказа ООО "Комфорт-Сервис" во внесении изменений в Реестр лицензий Пензенской области в связи с принятием собственниками многоквартирного дома N 154 по ул. Ладожской в г. Пензе решения от 06.11.2018 о расторжении договора управления с ООО УК "Перспектива" и заключении договора управления с ООО "Комфорт-Сервис", Инспекция правомерно вынесла решение от 12.12.2018 N 1224/18 об исключении спорного многоквартирного дома из перечня домов, управление которыми осуществляет ООО УК "Перспектива" и решением от 12.12.2018 N 1224-1/18 включила спорный многоквартирный дом в перечень домов, управление которыми осуществляет ООО "Комфорт-Сервис".
Доводы апелляционной жалобы о ничтожности решений собрания собственников, оформленных протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Пенза, ул. Ладожская, д.154, проведённого в форме очно-заочного голосования, от 06.11.2018, суд апелляционной инстанции отклоняет.
Законодательными актами Российской Федерации на Инспекцию возложен строго определённый круг полномочий по проверке представленных документов, указанный в пункте 5 Порядка N 938/пр.
Суд апелляционной инстанции установил, что Инспекция провела проверку представленного ООО "Комфорт-Сервис" заявления и приложенных к нему документов полностью в пределах предоставленных ей полномочий. Также представленными в материалы дела документами (решениями собственников и выпиской из ЕГРН от 05.12.2018 N КУВИ-001/2018-8218563) подтверждены выводы Инспекции о наличии кворума общего собрания собственников от 06.11.2018, то есть отсутствие признаков ничтожности общего собрания.
Правом оспаривания решения общего собрания собственников, в том числе и по основаниям, на которые ссылается общество, предоставлено частью 6 статьи 46 ЖК РФ только собственникам помещений в многоквартирном доме и только в судебном порядке. Управляющая организация таким правом не наделена и в рамках настоящего дела не вправе ссылаться на нарушения при принятии собственниками решения, которое в установленном законом порядке не оспорено и не признано судом недействительным.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, так как не основаны на законе и не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании части 1 и 5 статьи 110 АПК РФ суд апелляционной инстанции относит на общество расходы по уплате государственной пошлины, понесенные им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 29 мая 2019 года по делу N А49-15393/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.А. Лихоманенко |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-15393/2018
Истец: ООО УК "Перспектива", ООО Управляющая компания "Перспектива"
Ответчик: Управление государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области
Третье лицо: Общество с ограниченной отвественностью "Комфорт-Сервис", ООО "Комфорт-Сервис"