г. Чита |
|
21 августа 2019 г. |
Дело N А58-2608/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.В. Басаева, Н.В. Ломако при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Теплоэнергосервис" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) 14 июня 2019 года по делу N А58-2608/2019 по заявлению акционерного общества "Теплоэнергосервис" (ИНН 1435191592, ОГРН 1071435012439) к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435067108, ОГРН 1021401065916) о признании недействительным предписания от 19.12.2018 N 08-02-377-18,
суд первой инстанции, судья Кайдаш Н. И.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было
установил:
Заявитель, акционерное общество "Теплоэнергосервис" (АО "Теплоэнергосервис"), обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) о признании недействительным предписания от 19.12.2018 N 08-02-377-18.
Решением суда первой инстанции от 14.06.2019 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Суд считает установленным материалами дела тот факт, что 19.12.2018 подача обществом тепловой энергии осуществлялась с заниженными нормативными параметрами, температура теплоносителей на подающем и обратном трубопроводах не соответствовала утвержденному температурному графику, что повлекло снижение температуры воздуха в жилых помещениях.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель общества в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Из апелляционной жалобы следует, что оспариваемое предписание не является исполнимым, а суд первой инстанции не дал оценку данному обстоятельству.
Суд первой инстанции неправильно установил фактические обстоятельства дела и дал им ненадлежащую оценку.
Представитель Управления в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 25.07.2019.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, на основании поступившего обращения гражданина Насыровой Т.В., проживающего по адресу: РС(Я), г.Алдан, мкр. Солнечный, ул. Молодежная, д.17, на низкую температуру в квартире, Управлением Госстройжилнадзора РС (Я) на основании приказа N 01-09-3737-18 от 17.12.2018 проведена проверка соблюдения обществом обязательных требований жилищного законодательства, в частности должного предоставления коммунального ресурса (тепловой энергии) в жилой дом, по вышеуказанному адресу.
По результатам проверки составлен акт N 08-01-1874-18- Ж от 19.12.2018.
Данным актом проверки зафиксировано:
- согласно температурному графику сетевой воды на 2018-2019 гг. г. Алдан температура теплоносителя напрямую зависит от температуры наружного воздуха; - в ходе проведения проверки наружная температура воздуха в г Алдан составляла - 32°С (минус 32 °С);
- согласно температурному графику, при температуре наружного воздуха -32°С температура теплоносителя на границе эксплуатационной ответственности системы теплоснабжения дома, в подающем трубопроводе, должна составлять +63,1 °С, а фактически, по результатам проведенных, установленным законом порядке, инструментальных замеров, составила (в квартире N 10, в месте ввода в жилой дом) +52 С, с наружи (на улице) +51,3 °С;
- согласно произведенным инструментальным замерам, температура воздуха в кв. N 7 составляет: жилая комната, большая по площади +16,9 С. Температура нагрева отопительных приборов при центральном теплоснабжении в квартире N 7 составила: большая по площади комната - прибор отопления, верхняя часть +44,7С°, нижняя часть, дальняя от стояка + 42,8С°;
- пониженная температура теплоносителя на границе эксплуатационной ответственности отопительной системы явилось причиной не соответствия нормативной температуры воздуха в квартире N 7 по адресу: PC (Я), г. Алдан, мкр. Солнечный, ул. Молодежная, д. 17;
- измерения проводились в установленном законе порядке, в центре помещений (точке пересечения диагональных линий помещения) на высоте 1 м, термометром цифровым Testo 905-Т1 per. 50955-12, заводской номер 41608536/308, свидетельство о поверке N 041013076, тепловизором инфракрасным Testo 875-1i per. 51415-12, заводской номер 60690651, свидетельство о поверке N 041012720.
Одновременно Управлением в адрес общества 19.12.2018 выдано предписание N 08-02-377-18 об устранении нарушений, которым заявителю предписано в срок до 15.01.2019 обеспечить многоквартирный жилой дом по адресу: г.Алдан, ул. Молодежная, 17 качественным коммунальным ресурсом - тепловая энергия.
Общество посчитав, что указанное предписание нарушает его права и законные интересы и не соответствует нормам действующего законодательства, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Статьей 66 АПК РФ установлено общее правило, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления, коммунальных услуг согласно части 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно- технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Коммунальные услуги в понимании пункта 2 Правил N 354 - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений), а под коммунальными ресурсами - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Потребителем коммунальных услуг является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением. Исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
На основании подпункта е) пункта 4 Правил N 354 потребителю, среди прочих коммунальных услуг, может быть отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 Приложения N 1 к этим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
Согласно пункту 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в Приложении N 1.
Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (пункт 31 Правил N 354).
Пунктом 33 Правил N 354 установлено, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
На основании части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Качество подаваемой энергии в силу положений статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором.
В силу части 5 статьи 20 Закона о теплоснабжении проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.
Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: 1) обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; 2) организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; 3) осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; 4) обеспечивать качество теплоносителей; 5) организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; 6) обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; 7) обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; 8) обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
На основании пункта 3 статьи 23 Закона о теплоснабжении, уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать, в том числе, оптимальный температурный график и оценку затрат при необходимости его изменения.
Согласно пункту 20 статьи 2, пункту 3 статьи 23 Закона о теплоснабжении, положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 и утвержденных указанным постановлением Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения проект схемы теплоснабжения разрабатывается уполномоченным органом местного самоуправления, а температурный график является неотъемлемой частью указанного проекта.
При этом Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения проект схемы теплоснабжения допускают разработку проекта теплоснабжающими организациями (пункт 2), утверждение такого проекта в силу пункта 2 статьи 23 относится к компетенции органа местного самоуправления.
Таким образом, действующим законодательством в сфере теплоснабжения установлено, что температурный график, т.е. документ, определяющий зависимость температуры теплоносителя от температуры наружного воздуха, утверждается вместе со схемой теплоснабжения.
Согласно температурному графику, при температуре наружного воздуха -32°С температура теплоносителя на границе эксплуатационной ответственности системы теплоснабжения дома, в подающем трубопроводе, должна составлять +63,1 °С,
Между тем, фактически, по результатам проведенных, установленным законом порядке, инструментальных замеров, составила (в квартире N 10, в месте ввода в жилой дом) +52 С.
Согласно произведенным инструментальным замерам, температура воздуха в кв. N 7 составляет: жилая комната, большая по площади +16,9 С. Температура нагрева отопительных приборов при центральном теплоснабжении в квартире N 7 составила: большая по площади комната - прибор отопления, верхняя часть +44,7 С°, нижняя часть, дальняя от стояка + 42,8 С°.
Между тем, согласно подпункту "в" пункта 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Допустимое превышение нормативной температуры - не более 4 C; допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3 °C.
Пунктом 5.2.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170 (далее - Правила N 170) установлено, что эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать, в том числе, поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления; поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы.
На основании указанного суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что установленным материалами дела является тот факт, что 19.12.2018 подача обществом тепловой энергии осуществлялась с заниженными нормативными параметрами, температура теплоносителей на подающем и обратном трубопроводах не соответствовала утвержденному температурному графику, что повлекло снижение температуры воздуха в жилых помещениях.
Доводы апелляционной жалобы о том, что инструментальные замеры проведены с нарушением требований, отклоняются арбитражным судом, как несостоятельные, поскольку используемые при измерениях приборы согласно их техническим характеристикам применяются при измерении температуры теплоносителя, их исправность подтверждена соответствующим свидетельством и оснований для отклонения данных доказательств у суда не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что обеспечение качества коммунальных услуг в жилом помещении возложено на управляющие компании, которой является ООО "Возрождение", суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, в оспариваемом предписании указано о нарушении в части обеспечения качества теплового ресурса, а не услуг связанных с содержанием многоквартирного дома.
Соблюдение норм и правил в области обеспечения населения коммунальными услугами относится к обязанностям АО "Теплоэнергосервис" как ресурсоснабжающей организации. Доказательств, что ненадлежащее исполнение обязанностей ресурсоснабжающей организации обусловлено противоправными действиями третьих лиц, в том числе ненадлежащим содержанием общего имущества в материалы дела не представлено, Управлением не установлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемое предписание является неисполненным, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку как правильно указал суд первой инстанции, именно в компетенцию общества входит обязанность по предоставлению собственникам помещений указанного МКД надлежащего коммунального ресурса (теплоносителя) в соответствии с установленным органами муниципального образования температурным графиком, а также надлежащее содержание тепловых сетей до границы их разграничения, не затрагивая сетей общего пользования.
Учитывая указанное, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Управление в соответствии со своей компетенцией обоснованно выдало обществу предписание об устранении выявленных нарушений.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и правильно установил фактические обстоятельства.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание не нарушает прав и законных интересов заявителя и в полной мере соответствуют нормам действующего законодательства.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от "14" июня 2019 года по делу N А58-2608/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Теплоэнергосервис" (ИНН 1435191592, ОГРН 1071435012439) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 500 руб. по платежному поручению N 122 от 21.06.2019.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-2608/2019
Истец: АО "Теплоэнергосервис"
Ответчик: Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия)