г. Хабаровск |
|
19 августа 2019 г. |
А73-15975/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черкасовым А.К.
при участии в заседании:
от министерства сельского хозяйства Хабаровского края: Чагай А.О. представитель по доверенности от 10.01.2019 N 5-11-22;
от управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю: Петренко В. А. представитель по доверенности от 29.12.2018;
от федерального казначейства Российской Федерации: Петренко В. А. представитель по доверенности от 10.01.2019;
от министерства финансов Российской Федерации: представитель не явился:
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу министерства сельского хозяйства Хабаровского края
на решение от 27.05.2019
по делу N А73-15975/2018
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Манник С.Д.
по заявлению министерства сельского хозяйства Хабаровского края
к управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю, федеральному казначейству Российской Федерации, министерству финансов Российской Федерации
о признании недействительным представления, уведомления, приказа,
извещения.
УСТАНОВИЛ:
министерство сельского хозяйства Хабаровского края (далее -министерство) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к управлению федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее - УФК по Хабаровскому краю) уточненными в порядке статьи 49 АПК РФ о признании недействительным представления УФК по Хабаровскому краю от 18.06.2018 N 22-14-85/51-9947; признании недействительным уведомления Федерального казначейства Российской Федерации о применении бюджетных мер принуждения от 12.07.2018 N 07-04-04/09-14624; признании недействительным приказа Министерства финансов Российской Федерации от 14.08.2018 N 1706; признании недействительным извещения Министерства финансов Российской Федерации о принятии решения о бесспорном взыскании от 24.09.2018 N 19-09-05/68137.
Определением от 08.11.2018 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: Федеральное казначейство Российской Федерации (далее -казначейство России) и Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России)
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 27.05.2019 в части требования о признании недействительным извещения Минфин России о принятии решения о бесспорном взыскании от 24.09.2018 N 19-09-05/68137 производство по делу прекращено. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, министерство обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 27.05.2019 по делу N А73-15975/2018 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель министерства доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель УФК по Хабаровскому краю, казначейства России против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27.05.2019 по делу N А73-15975/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Минфин России в судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечило. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом по правилам статьи 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Согласно статье 31 БК Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип самостоятельности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, который в том числе означает право и обязанность органов публичной власти самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов, эффективность использования бюджетных средств и недопустимость непосредственного исполнения публичных обязательств органов государственной власти и органов местного самоуправления за счет средств бюджетов других уровней.
Несоблюдение данного принципа расценивается как бюджетное нарушение, которым в силу пункта 1 статьи 306.1 БК РФ признается нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов является видом бюджетного нарушения согласно статье 306.8 БК РФ.
Полномочиями по осуществлению контроля и надзора в установленной сфере деятельности наделены Федеральное казначейство и его территориальные органы (статья 265, пункт 2 статьи 269.2 БК РФ), которые при осуществлении внутреннего государственного финансового контроля вправе согласно части 2 статьи 269.2 БК РФ направлять в адрес объекта контроля представления.
Пунктом 2 статьи 26.19 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что из федерального бюджета могут предоставляться субсидии бюджету субъекта Российской Федерации для долевого финансирования расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.
Указанные обязательства одновременно являются публичными обязательствами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в силу абзаца 22 статьи 6 БК РФ, согласно которому под публичными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах 2 - 5 пункта 1 статьи 85 БК РФ, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 85 БК РФ).
Возможность представления финансовой помощи субъектам Российской Федерации в форме субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходных обязательств, возникших при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (статья 132 БК РФ).
Из материалов дела следует, что УФК по Хабаровскому краю проведена внеплановая камеральная проверка министерства по вопросу соблюдения в 2016 году условий софинансирования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения в рамках подпрограммы "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (далее - Программа).
УФК по Хабаровскому краю проверкой установлено и оформлено актом от 18.05.2018, что между Минфин России и правительством Хабаровского края 03.02.2016 заключено соглашение N 156/17-с о предоставлении субсидий федерального бюджета бюджету Хабаровского края (далее - соглашение N 156/17-с) приложениями N 1, N 2 которыми определено, что субсидия из федерального бюджета в целях софинансирования исполнения расходных обязательств Хабаровского края на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам) займам на развитие растениеводства, переработки 4 200 000 руб.
Согласно отчетам об исполнении бюджета фактические расходы составили 6 289 644,27 руб., в том числе: 4 251 700 руб. за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета; 2 037 944,27 руб. за счет средств бюджета Хабаровского края. В связи с чем, УФК по Хабаровскому краю пришло к выводу о том, что министерством в нарушение пункта 3 статьи 132 БК РФ, приложений N N 1, 2 к Соглашению N 156/17-с не соблюдено условие представления (расходования) межбюджетных трансферов (субсидий) из федерального бюджета Хабаровского края, что повлекло перерасход средств федерального бюджета в сумме 1 087 640,63 руб.
УФК по Хабаровскому краю по результатам рассмотрения акта проверки с учетом представленных министерством возражений, вынесло министру сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края представление от 18.06.2018 N 22-14-85/51-9947, потребовав рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения в тридцатидневный срок со дня получения представления, указав в том числе, что нарушение в денежном выражении составило 1 087 640,63 руб.
Федеральное казначейство направило в Минфин России уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 12.07.2018.
На основании уведомления принят приказ от 14.08.2018 N 1706 о бесспорном взыскании сумм средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несовременный возврат средств федерального бюджета. Данным приказом Федеральному казначейству поручено исполнить в 2018 году бюджетную меру принуждения в отношении правительства Хабаровского края (Министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края) путем бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Хабаровского края в сумме 1 087 640,63 руб.
Минфин России направило в Федеральное казначейство извещение от 24.09.2018 N 19-09-05/68137 о принятии решения о бесспорном взыскании, в котором указало реквизиты перечисления взысканной суммы 1 087 640,63 руб.
Министерство, не согласившись с актами финансовых органов, обратилось в арбитражный суд, который правомерно в части требования о признании недействительным извещения о принятии решения о бесспорном взыскании от 24.09.2018 производство по делу прекратил, в остальной части в удовлетворении требований отказал.
Исходя из правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.10.2015 N 307-ЭС15-7013, предоставление финансовой помощи в форме субсидий не влечет за собой переход расходного обязательства к Российской Федерации, что соответствует принципу разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов (статья 30 БК РФ) и принципу самостоятельности бюджетов (статья 31 БК РФ), согласно которому недопустимо установление расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет других бюджетов.
Указание в законе субъекта Российской Федерации о региональном бюджете соответствующих ассигнований на исполнение расходных (бюджетных) обязательств является не только основанием для предоставления средств субсидии из федерального бюджета, но и свидетельствует о том, что субъект Российской Федерации принял на себя соответствующие расходные (бюджетные) обязательства.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением (пункт 3 статьи 219 БК РФ).
Кроме того, соглашением N 156/17-с утверждено распределение направлений и источников финансирования субсидий, выделенных бюджету Хабаровского края на 2016 год, и предусмотрен объем финансового обеспечения в общей сумме 8 451 700 руб., в том числе субсидии из федерального бюджета в сумме 4 251 700 руб., что составляет 50,306 %, и средства бюджета субъекта Российской Федерации в сумме 4 200 000 руб., что составляет 49,694 %.
Министерством израсходовано на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства 6 289 644,27 руб., в том числе за счет субсидии из федерального бюджета в сумме 4 200 700 руб., за счет средств бюджета Хабаровского края в сумме 2 037 944,27 руб.
Таким образом, данные обстоятельства свидетельствуют о том, что министерством (на счета которого поступили средства федерального бюджета по соглашению) нарушен фактический уровень софинансирования при исполнении расходных обязательств края (публичных расходов), объемы были сокращены, и, как следствие, повлекли сокращение общего объема расходных обязательств за счет двух бюджетов (федерального и краевого), относительно первоначального объема расходных обязательств края, под который выделялся установленный соглашением о предоставлении субсидии объем средств федерального бюджета.
В данном случае, Хабаровским краем в одностороннем порядке не исполнены принятые на себя в соответствии с соглашением N 156/17-с расходные обязательства в указанном в нем объеме, что привело к избыточному расходованию средств федерального бюджета при одновременной экономии собственных средств бюджета края, что в силу изложенных выше норм бюджетного законодательств недопустимо.
Суд первой инстанции верно указал, что соглашение о предоставлении субсидии бюджету Хабаровского края является окончательным документом, в котором стороны согласуют соответствующие взаимные расходные обязательства на исполнение программных мероприятий, устанавливая конкретные суммы средств в рублях, находящихся фактически в соответствующей пропорции по отношению к общему объему средств за счет двух бюджетов. Получатель бюджетных средств должен обеспечить в соответствующем году такой уровень софинансирования (то есть процентного соотношения средств федерального бюджета и средств регионального бюджета), какой был определен при принятии решения о предоставлении субсидии из федерального бюджета и заключении соглашения. Изменение такого соотношения средств при исполнении расходных обязательств влечет нарушение баланса интересов публично-правовых образований, нарушению условий софинансирования расходных обязательств.
Изменение такого соотношения средств при исполнении расходных обязательств влечет нарушение баланса интересов публично-правовых образований, как отмечено выше. Субъект получил неосновательно экономическую выгоду, сократив свои расходные обязательства, чем нарушил условия софинансирования расходных обязательств, допустив при этом избыточный расход средств федерального бюджета.
Расчет размера перерасхода средств федерального бюджета выполнен по методике, утвержденной приказом Минфина России от 31.03.2017 N 53н, и основан на математических принципах расчета долей в общем объеме средств.
Принимая во внимание выше установленное, суд приходит к тому, что оспариваемое в настоящем деле представление УФК по Хабаровскому краю обоснованно принято и направлено в адрес Министерства, которое обязано рассмотреть информацию о выявленном бюджетном нарушении, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения и информировать управление о результатах исполнения представления.
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1460 (далее - Правила N 1460), установлена ответственность субъектов Российской Федерации за неисполнение условий заключенными ими соглашений о предоставлении субсидий.
Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность за соблюдение условий, установленных соглашением о предоставлении субсидий В соответствии с согласно пункту 36 Правил N 1460.
Данным пунктом определено, что в случае несоблюдения условий, установленных соглашением о предоставлении субсидий, соответствующие средства подлежат взысканию в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В Правилах N 1460 в редакции, действовавшей в период исполнения Соглашения N 156/17-с, содержалось положение о соблюдении уровня софинансирования со стороны бюджета субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, в силу пункта 25 Правил N 1460, в случае если размер бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение субсидий, не соответствует уровню софинансирования из федерального бюджета, предусмотренному пунктом 7 Правил N 1460 и отраженному в соглашении о предоставлении субсидий, то размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, подлежит сокращению до соответствующего уровня софинансирования, а высвобождающиеся средства могут быть перераспределены между бюджетами других субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Правила N 1460 устанавливали условие соблюдения субъектом Российской Федерации уровня софинансирования соответствующих расходов, что выразилось в требованиях о необходимости сохранения соотношения между объемами средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета и средствами, предусмотренными в бюджете субъекта Российской Федерации на те же цели.
Согласно пункту 3 статьи 132 БК РФ условием предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации является наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, а также заключение соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии бюджету субъекта Российской Федерации, предусматривающего обязательства субъекта Российской Федерации по исполнению расходных обязательств, на софинансирование которых предоставляется субсидия.
При фактическом расходовании бюджетных средств, сторона соглашения не вправе в одностороннем порядке изменять уровни софинансирования в обход условий соглашения, что также следует из содержания абзаца пятого статьи 31 БК РФ.
Кроме того, министерству на счета которого поступили средства федерального бюджета по соглашению, нарушен фактический уровень софинансирования при исполнении расходных обязательств Хабаровского края.
Условие соглашения по исполнению субъектом Российской Федерации расходных обязательств, на софинансирование которых предоставлялась субсидия в размере, определенном соглашением N 156/17-с со стороны Хабаровского края не было соблюдено.
С учетом вышеуказанных положений БК РФ, Российская Федерация и Хабаровский край, заключая соглашение и предусматривая в нем размеры расходных обязательств за счет двух бюджетов, принимают на себя публичные обязательства по осуществлению соответствующих расходов на выполнение мероприятий, на софинансирование которых в соответствующей пропорции (доле) предоставляются субсидии из федерального бюджета.
Принимая во внимание выше установленное, суд первой инстанции верно указал на законность и обоснованность оспариваемого представления УФК по Хабаровскому краю, что является основанием для отказа в удовлетворении требований в данной части.
Заявленные министерством требования в части признания недействительными уведомления Федерального казначейства от 12.07.2018 о применении бюджетных мер принуждения, о признании недействительным приказа министерства от 14.08.2018 также удовлетворению не подлежат, поскольку указанные акты приняты в рамках реализации полномочий, предусмотренных частью 2 статьи 306.2 БК РФ, приказа Федерального казначейства от 20.11.2017 N 314 "Об организации работы по направлению уведомлений о применении бюджетных мер принуждения в Федеральном казначействе", приказа Минфина России от 11.08.2014 N 74н.
Довод о необходимости прекращения производства по делу в части требования о признании недействительным уведомления Федерального казначейства от 12.07.2018 о применении бюджетных мер принуждения правомерно отклонен судом первой инстанцией, поскольку учитывая, что основанием для издания министерством от 14.08.2018 послужило именно уведомление Федерального казначейства со ссылками на нормативные правовые акты и акт проверки, условия и необходимость применения бюджетных мер принуждения.
Довод о необходимости прекращения производства по делу в части требования о признании недействительным извещения Минфин России от 24.09.2018 о принятии решения о бесспорном взыскании правомерно удовлетворен судом первой инстанции. Данное извещение является техническим документом, содержащем сведения о принятом приказе министерства, реквизиты счета, на который должны быть перечислены взыскиваемые средства, распорядительной части выражения в нем властного волеизъявления извещение не содержит поэтому, не является ненормативным правовым актом, подлежащим оспариванию в суде.
Довод жалобы министерства на отсутствие в мотивировочной части решения суда ссылок на нарушения министерством положений ст. 132 БК РФ, Правил N 999, что свидетельствует о незаконности вынесенного представления, отклоняется, поскольку не свидетельствует о незаконности оспариваемого акта. При рассмотрении дела суд не связан с правовой оценкой сторон спорного правоотношения и независимо от того, на каких нормах права стороны основывают свои требования или возражения, суд самостоятельно определяет положения законодательства, подлежащие применению к рассматриваемому спору. Кроме того, управлением указано в представлении о нарушении министерством пункта 3 статьи 132 БК РФ, применение которого осуществляется в совокупности с подзаконными нормативными актами бюджетного законодательства, в том числе с учетом указанного выше постановления Правительства Российской Федерации.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Рассмотренные доводы жалобы арбитражным судом апелляционной инстанции отклоняются, так как они не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции перечисленных выше норм права. По существу, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом первой инстанции обстоятельств.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27.05.2019 по делу N А73-15975/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-15975/2018
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Управление федерального казначейства по Хабаровскому краю, Федеральное казначейство Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
19.11.2019 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5435/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5435/19
19.08.2019 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4169/19
27.05.2019 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-15975/18
19.10.2018 Определение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-15975/18