город Ростов-на-Дону |
|
21 августа 2019 г. |
дело N А32-43714/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кривоносова Валерия Владимировича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.05.2019 по делу N А32-43714/2018 (судья Данько М.М.)
по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кривоносова Валерия Владимировича (ИНН 233302179308, ОГРНИП 304233330700055)
к администрации муниципального образования город Новороссийск (ИНН 2315061988 ОГРН 1032309077635), Управлению имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования город Новороссийск (ИНН 2315101013 ОГРН 1032309093893)
о признании незаконными действий (бездействия),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Кривоносов Валерий Владимирович (далее - ИП Глава КФХ Кривоносов В.В.) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края заявлением к администрации муниципального образования город Новороссийск (далее - администрация), Управлению имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования город Новороссийск о признании незаконным бездействия администрации, выраженного в непринятии в установленный статьей 39.18 ЗК РФ срок решения об опубликовании извещения о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, район х. Ленинский путь, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование, площадью 13444 кв. м, кадастровый номер участка 23:47:0104017:851, предназначенного для сельскохозяйственного использования, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа по месту нахождения земельного участка и размещения извещения на официальном сайте, о возложении на администрацию муниципального образования город Новороссийск обязанность в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ обеспечить опубликование данного извещения в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа по месту нахождения земельного участка и разместить извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В рамках дела N А32-43719/2018 ИП Глава КФХ Кривоносов В.В. обратился в Арбитражный суд Краснодарского края заявлением к администрации муниципального образования город Новороссийск, Управлению имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования город Новороссийск о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования город Новороссийск, выраженного в непринятии в установленный статьей 39.18 ЗК РФ срок решения об опубликовании извещения о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, район х. Ленинский путь, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование, площадью 41868 кв. м, кадастровый номер участка 23:47:0104017:852, предназначенного для сельскохозяйственного использования, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа по месту нахождения земельного участка и размещения извещения на официальном сайте; о возложении на администрацию муниципального образования город Новороссийск обязанность в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ обеспечить опубликование данного извещения в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа по месту нахождения земельного участка и разместить извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.05.2019 дела А32-43714/2018 и А32-43719/2018 объединены, делу присвоен номер N А32-43714/2018. В удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Глава КФХ Кривоносов В.В. обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе Кривоносов В.В. просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что материалами дела не подтверждается, что территория земельных участков с номерами контуров 73 и 110 из "проектно-изыскательских работ по землеустройству, земельному кадастру и мониторингу земель" соответствует территории спорных земельных участков с кадастровыми номерами 23:47:0104017:851 и 23:47:0104017:852. В документе "проектно-изыскательские работы по землеустройству, земельному кадастру и мониторингу земель" не содержится сведений о координатах границ "земельных участков с номерами контуров 73 и 110". В соответствии с имеющимися в деле выписками из Единого государственного реестра недвижимости, спорные земельные участки отнесены к категории "земли сельскохозяйственного назначения". Таким образом, у суда первой инстанции не было оснований признавать, что земельные участки с номерами контуров 73 и 110 из "проектно-изыскательских работ по землеустройству, земельному кадастру и мониторингу земель" фактически являются поставленными на кадастровый учет 02.11.2017 и 31.10.2017 земельными участками с кадастровыми номерами 23:47:0104017:851 и 23:47:0104017:852.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация муниципального образования город Новороссийск указала на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебное заседание стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 03.08.2018 глава крестьянского (фермерского) хозяйства Кривоносов Валерий Владимирович обратился к главе администрации муниципального образования город Новороссийск с заявлениями о предоставлении в аренду сроком на 49 лет для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства земельных участков категории земель - земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером 23:47:0104017:851 площадью 13444 кв. м и 23:47:0104017:85 площадью 41868 кв. м.
27.07.2018 Управлением имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования город Новороссийск отказано заявителю в связи с тем, что заявления не соответствуют нормам действующего законодательства, так как в них должно быть указано основание предоставления из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 ЗК РФ. В силу п. 8 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду КФХ на срок до пяти лет, правовые основания для предоставления в аренду на 49 лет указанных участков отсутствуют.
Заявитель оспорил вышеуказанные отказы в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
На основании пункта 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
По общему правила договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 статьи 39.6 ЗК РФ), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
В силу подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе, в случае предоставления земельного участка гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Кодекса.
По правилам пункта 11 части 8 и части 12 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до сорока девяти лет в случае предоставления земельного участка для сельскохозяйственного производства, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 12 настоящего пункта. При заключении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов срок этого договора устанавливается по выбору арендатора с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи.
Согласно статье 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 Кодекса.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.18 ЗК РФ если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; 2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.
Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В материалы дела представлены проектно-изыскательские работы по землеустройству, земельному кадастру и мониторингу земель ЗАО Агорофирмы "Семигорье" (поконтурные ведомости), выполненные ФГУП "КубаньНИИгипрозем" в 2002 году.
Согласно поконтурным ведомостям ЗАО АФ "Семигорье" земельный участок с кадастровым номером 23:47:0104017:851 находится в контурах 109-110 (т.д. 2 л.д. 46, 84), земельный участок с кадастровым номером 23:47:0104017:852 - в контурах 73 (т.л. 1 л.д. 54, 94).
Земельные участки с номерами контуров 73 и 109-110 - пастбища суходольные, заросшие кустарником и лесом, отнесены к землям запаса.
Довод жалобы о том, что контурных ведомостей недостаточно для отнесения спорных участков к землям запаса, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку поконтурные ведомости составлялись с советских времен, они представляют собой комплекс таблиц, в которых расписывается (отражается) информация по секциям и контурам земельных участков, площадям и видам земель (угодий). Поконтурные ведомости отражались в составе землеустроительных дел, проектов внутрихозяйственного землеустройства и материалов инвентаризации земель. Указанные в них сведения содержались в государственном фонде данных (в составе сведений, полученных в результате проведения землеустройства).
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.07.2018 N Ф08-4407/2018 по делу N А32-40681/2016.
Земельные участки поставлены на кадастровый учет 02.11.2017 и 31.10.2017.
Пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ закреплен принцип использования земель в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В составе земель в качестве самостоятельных категорий выделяются земли сельскохозяйственного назначения и земли запаса (подпункты 1 и 7 пункта 1 статьи 7 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (часть 1). В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (часть 2).
Статья 103 ЗК РФ относит к землям запаса земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 данного Кодекса. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (абзац 9 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21 декабря 2004 г.
N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.
Т.е. в силу прямого указания закона земельный участок из земель запаса должен быть поставлен на кадастровый учет с внесением его уникальных характеристик в государственный земельный кадастр, а затем в отношении этого участка уполномоченным органом должен быть принят акт о переводе его из земель запаса в иную категорию земель.
В силу пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" акт о переводе земель или земельных участков должен содержать следующие сведения:
1) основания изменения категории земель;
2) границы и описание местоположения земель, для земельных участков также их площадь и кадастровые номера;
3) категория земель, перевод из которой осуществляется;
4) категория земель, перевод в которую осуществляется.
В настоящем случае указание на категорию спорных земельных участков - земли сельскохозяйственного назначения - содержат постановления администрации муниципального образования город Новороссийск об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории города Новороссийска.
То есть установленный законом порядок перевода участков из земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения местным самоуправлением соблюден не был.
Документ о присвоении категории земель спорным земельным участком надлежащим не является.
Т.о., спорные земельные участки не утратили статуса земель запаса и до надлежащего перевода в земли сельскохозяйственного назначения в сельскохозяйственном производстве по договору аренды использованы быть не могут.
Следовательно, администрация правомерно отказала главе крестьянского хозяйства в предоставлении земельных участков в аренду независимо от мотивов такого отказа.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.05.2019 по делу N А32-43714/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-43714/2018
Истец: ИП Глава крестьянского фермерского хозяйства Кривоносов Валерий Владимирович, Кривоносов Валерий Владимирович
Ответчик: Администрация МО город Новороссийск, Администрация муниципального образования г.Новороссийск, Управление имущественных и земельных отношений Администрации МО город Новороссийск, Управление имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г. Новороссийск