г. Хабаровск |
|
23 августа 2019 г. |
А73-4993/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усенко Ж.А.
судей Волковой М.О., Иноземцева И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Администрации города Хабаровска: Скворцова М.А. представитель по доверенности от 03.07.2019 N 1.1.29-123; Леонова Т.А. представитель по доверенности от 28.03.2019 г N 1.1.29-32; Асланян А.Л. представитель по доверенности от 04.06.2019 г N 1.1.29-62;
от Министерства образования и науки Хабаровского края: Кривошеева Р.А. представитель по доверенности от 08.04.2019 N 61;
от третьего лица - Министерства финансов Хабаровского края: Шевченко М.П. представитель по доверенности от 28.11.2018гN 19-12-609;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Хабаровска
на решение от 19.06.2019
по делу N А73-4993/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Стёпиной С.Д.
по иску Администрации города Хабаровска (ОГРН 1032700305978, ИНН 2702015107)
к Министерству образования и науки Хабаровского края (ОГРН 1032700296342, ИНН 2721092530)
о взыскании 75 000 000 рублей
третье лицо - Министерство финансов Хабаровского края
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Хабаровска (далее - истец, Администрация) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к Министерству образования и науки Хабаровского края (далее - Министерство) о взыскании номинальной стоимости сертификата в сумме 75 000 000 рублей. Исковые требования основаны на положении о сертификате Министерства, утвержденного Приказом Минобрнауки Хабаровского края от 14.03.2016 г N 11 и распоряжении Министерства от 15.05.2018 г. N 629.
Определением суда от 06.05.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Хабаровского края.
Решением суда от 19.06.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец, не согласившись с принятым судебным актом, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Ссылается на неправильное определение судом подлежащих применению для рассмотрения настоящего спора норм права. Полагает, что основанием иска в настоящем деле является нарушение ответчиком обязательств, установленных распоряжением Министерства N 629 от 15.05.2018 о выдаче сертификата. Судом данным обстоятельствам оценка не дана, не приведены мотивы, по которыми он отклонил доводы истца.
В отзывах на апелляционную жалобу ответчик и третье лицо выразили несогласие с доводами апелляционной жалобы, полагая решение суда обоснованным и подлежащим оставлению без изменения.
В судебном заседании представители сторон поддержали правовую позицию по делу.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Распоряжением Министерства образования и науки Хабаровского края от 15.05.2018 N 629 "О награждении сертификатом" городской округ "Город Хабаровск" был награжден сертификатом на 75 000 000 руб. на улучшение материально-технической базы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения г.Хабаровска "Детский сад N 208" города Хабаровска.
В связи с тем, что средства в сумме 75 000 000 руб. в бюджет городского округа "Город Хабаровск" не поступили, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимной связи представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции, основываясь на нормах бюджетного законодательства (ст.ст. 65,69, 83, 78.1, 145, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), принимая во внимание Положение о сертификате, утв. Приказом Министерства от 14.03.2016 г N 11, Распоряжение Министерства от 28.11.2018 г N 1669, пришел к выводу об отсутствии у ответчика обязательства по оплате истцу номинальной стоимости выданного сертификата, в удовлетворении исковых требований отказал.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции и признает, что все существенные обстоятельства дела установлены судом, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм материального и процессуального права.
Довод заявителя об ошибочности применения судом к спорным правоотношениям бюджетного законодательства подлежит отклонению апелляционным судом.
В соответствии с пунктом 1.4 Положения о сертификате, утвержденного приказом министерства и образования науки края от 14 марта 2016 г. N 11 "О ведомственных формах поощрения Министерства образования и науки Хабаровского края", предоставление владельцу сертификата денежных средств, составляющих номинальную стоимость сертификата, осуществляется министерством образования и науки края в пределах ассигнований из краевого бюджета на текущий финансовый год в порядке, установленном действующими нормативными правовыми актами, в согласованные с владельцем сертификата сроки.
Распоряжением Министерства N 629 от 15.05.2018 г городской округ "Город Хабаровск награжден сертификатом с номинальной стоимостью 75 000 000 рублей. При этом Министерство должно осуществить финансовое обеспечение сертификата за счет средств ассигнований краевого бюджета, предусмотренных Министерству образования и науки края.
Изложенное позволяет суду сделать вывод, что правоотношения сторон, связанные с представлением средств из одного уровня бюджета - бюджета Хабаровского края другому - бюджету муниципального образования должны регулироваться бюджетным законодательством, поскольку именно бюджетное законодательство в данном случае предусматривает порядок предоставления денежных средств.
В силу статьи 65 БК РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
При этом наличие средств в бюджете субъекта Российской Федерации для обналичивания выданного истцу сертификата является определяющим для существа спора.
Статьей 83 БК РФ установлено, что выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям бюджета.
Как установлено судом, денежные средства в сумме 75 000 000 руб. министерству образования и науки Хабаровского края для осуществления выплаты по сертификату Администрации города Хабаровска в краевом бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов предусмотрены не были.
Министерство является главным распорядителем средств краевого бюджета, исполняет соответствующую часть бюджета в установленной сфере деятельности и обладает полномочиями, предусмотренными статьей 158 БК РФ, в том числе по обеспечению результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; по осуществлению планирования соответствующих расходов бюджета, составлению обоснования бюджетных ассигнований; составлению, утверждению и ведению бюджетной росписи, распределению бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполнению соответствующей части бюджета.
Вместе с тем, доказательств исполнения Министерством своих обязанностей главного распорядителя средств краевого бюджета в части распоряжения по выдаче сертификата истцу не представлено.
Впоследствии Министерством образования и науки Хабаровского края распоряжение от 15.05.2018 N 629 было признано утратившим силу в связи с принятием распоряжения от 28.11.2018 N 1699 об отмене вышеуказанного распоряжения.
Неисполнение либо ненадлежащее исполнение Министерством принятого им обязательства по номинальному обеспечению выданного Администрации города сертификата в свою очередь не является основанием для возложения на него обязанности по оплате истцу его стоимости.
Кроме этого, как установлено судом, в 2018 году объем финансовой помощи на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджету города Хабаровска составил 1 166,8 млн. руб., в 2019 году предусмотрено 191,3 млн. рублей, также предусматриваются субсидии на софинансирование расходных обязательства городского округа по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства муниципальной собственности, в том числе, по отрасли образование. Всего в 2018 году бюджету городского округа "Город Хабаровск" предоставлено межбюджетных трансфертов в сумме 6 624 405 120 руб.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение об отказе в удовлетворении исковых требований является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных ст. 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Расходы по госпошлине за рассмотрение апелляционной жалобы между сторонами не распределяются в силу статьи 333.37 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 19.06.2019 по делу А73-4993/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ж.А. Усенко |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-4993/2019
Истец: Администрация города Хабаровска
Ответчик: Министерство образования и науки Хабаровского края
Третье лицо: Минестерство финансов Хабаровского края
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2019 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4637/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4637/19
23.08.2019 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4515/19
19.06.2019 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-4993/19