г. Владивосток |
|
23 августа 2019 г. |
Дело N А51-10197/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 августа 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего В.В. Верещагиной,
судей С.Н. Горбачевой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Манукян,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения "1976 отделение морской инженерной службы" Министерства обороны Российской Федерации
апелляционное производство N 05АП-5540/2019
на решение от 25.06.2019
судьи Р.С. Скрягина
по делу N А51-10197/2019 Арбитражного суда Приморского края
по иску фонд Приморского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края"
(ИНН 2540975823, ОГРН 1132500003195)
к федеральному государственному казенному учреждению "1976 отделение морской инженерной службы" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 2536056640, ОГРН 1032501278138)
о взыскании 584 823 рублей 34 копеек,
при участии: стороны не явились,
УСТАНОВИЛ:
Фонд Приморского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края" (далее - истец, Фонд, ФПК "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края") обратился в суд с иском о взыскании с Федерального государственного казенного учреждения "1976 отделение морской инженерной службы" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик, ФГКУ "1976 ОМИС" МО РФ) о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества МКД в сумме 584 823,34 руб. за период с мая 2016 года по январь 2019 года.
Решением от исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке апелляционного производства.
В обоснование своей позиции заявитель жалобы указал, что он является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, так как полномочия по проведению капитального ремонта возложены на Департамент строительства Минобороны России, указанный орган военного управления получает соответствующие лимиты бюджетных средств и субсидий на выполнение соответствующего государственного задания, тогда как ответчику соответствующие лимиты не выделяются.
Также апеллянт со ссылками на положения подпунктов 1 и 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) указал на то, что ФГКУ "1976 ОМИС" МО РФ как орган военного управления подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.
Ответчик явку своего представителя в суд не обеспечил.
Истец явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции также не обеспечил, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В представленном в материалы дела письменном отзыве на жалобу истец доводы апелляционной жалобы опроверг, просил обжалуемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Поскольку о времени и месте судебного заседания ФПК "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края" и ФГКУ "1976 ОМИС" МО РФ надлежащим образом извещены, коллегия, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, рассмотрела апелляционную жалобу ответчика по настоящему делу в отсутствие представителей сторон.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
В целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества МКД в соответствии с региональной программой капитального ремонта (часть 1 статьи 20, часть 2 статьи 178 ЖК РФ) в Приморском крае создана специализированная коммерческая организация - ФПК "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края" (региональный оператор), к функциям которой относится аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете регионального оператора (статья 180 ЖК РФ).
Согласно сведениям, представленным Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии ФГКУ "1976 ОМИС" МО РФ по состоянию на 29.04.2019 владеет на праве оперативного управления 120 помещениями, общей площадью 4 535,70 кв.м.
Региональным оператором в адрес ФГКУ "1976 ОМИС" МО РФ за период май 2016 года - январь 2019 года выставлены платежные документы (счета) на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД за помещения, находящиеся в его пользовании на праве оперативного управления на общую сумму 6 499 922,85 руб.
Далее, в связи со сменой собственников по ряду помещений, принадлежащих на праве оперативного управления ФГКУ "1976 ОМИС" МО РФ, ФПК "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края" произведен перерасчет начислений по взносам на капитальный ремонт общего имущества в МКД по ранее выставленным платежным документам за период с мая 2016 года по октябрь 2018 года.
Также на основании Федерального закона от 29.07.2017 N 257-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" истцом произведен перерасчет начислений по помещениям, расположенным по адресам: ул.Ивановская, д.4А в г.Владивостоке; ул.Лазо, д. 12, кв. 2.
В связи с увеличением площади помещений по ул.Ивановская, д. 4А в г.Владивостоке, Фондом произведен перерасчет (доначисление).
В связи с тем, что по платежным документам (счетам) Фонда за период с мая 2016 года по январь 2019 года ответчик не произвел оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества МКД, Фонд обратился к нему с претензией от 18.03.2019 N 11-исп/2367-ст о погашении числящейся задолженности в сумме 584 823,34 руб.
В связи с тем, что указанная претензия оставлена ФГКУ "1976 ОМИС" МО РФ без удовлетворения, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на жалобу, коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего.
Собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения и в размере, который устанавливается одинаковым для всех собственников жилых и нежилых помещений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частью 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно положениям статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.
Бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений (статья 39 ЖК РФ).
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от отсутствия договорных отношений, актов выполненных работ, счетов-фактур, наличия у него расходов на содержание помещения, находящегося в его собственности.
Право оперативного управления - это вещное право лица, не являющегося собственником имущества (пункт 1 статьи 216 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются данным имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением имущества и, если иное не предусмотрено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия его собственника.
Из изложенного следует, что поскольку ФГКУ "1976 ОМИС" МО РФ осуществляет правомочия собственника имущества, оно и несет расходы на его содержание.
Согласно статье 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
В соответствии с частью 3 данной статьи собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Частью 7 статьи 170 ЖК РФ предусмотрено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Согласно пункту 3 статьи 4 Закона Приморского края от 07.08.2013 N 227-КЗ "О системе капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае" (далее - Закон N 227-КЗ) обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Учитывая, что перечень многоквартирных домов, включенных в программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Приморского края, на 2014 - 2043 годы, утвержденную постановлением Администрации Приморского края от 31.12.2013 N 513-па опубликован в "Приморской газете" от 31.01.2014 N 9 (874), обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт в МКД наступила у собственников помещений в спорном МКД с 01.10.2014.
Согласно пункту 2 статьи 5 Закона N 227-КЗ минимальный размер взноса устанавливается Администрацией Приморского края на трехлетний период реализации региональной программы капитального ремонта с разбивкой по годам в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном настоящим Законом. Минимальный размер взноса, установленный на второй и третий год указанного трехлетнего периода, подлежит индексации, исходя из уровня инфляции.
Администрацией Приморского края установлены минимальные размеры взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД в расчете на один квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в МКД на 2014-2016 годы в размере 6,57 руб./кв. м в месяц, на 2017-2019 годы - 7,10 руб./кв. м в месяц, на 2018 год в размере 7,38 руб./кв. м в месяц, на 2019 год в размере 7,73 руб./кв. м в месяц (постановления от 18.11.2013 N 411-па; от 17.11.2016 N 534-па; от 10.11.2017 N 446-па; от 22.01.2019 N 21-па).
В силу положений статьи 7 Закона N 227-КЗ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Из материалов дела следует, что в нарушение требований статей 158, 169 ЖК РФ, статьи 7 Закона N 227-КЗ оплата взносов на капитальный ремонт общего имущества МКД за май 2016 года - январь 2019 года не произведена.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Довод апеллянта о том, что он является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку полномочия по проведению капитального ремонта возложены на Департамент строительства Минобороны России, указанный орган военного управления получает соответствующие лимиты бюджетных средств и субсидий на выполнение соответствующего государственного задания, коллегией отклоняется.
Так, из материалов дела следует, что ФГКУ "1976 ОМИС" МО РФ является федеральным казенным учреждением, собственником имущества которого является Российская Федерация.
Согласно пункту 4 статьи 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Из изложенного следует, что в случае недостаточности у ФГКУ "1976 ОМИС" МО РФ денежных средств по оплате вносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД взыскание недостающих сумм на основании статей 124, 125 ГК РФ и Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, подлежит с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
В таком случае указание истца на Департамент строительства Минобороны России как на надлежащего ответчика по делу коллегией не принимается, поскольку не имеет решающего правового значения для исполнения судебного акта, предполагающего взыскание денежных средств за счет средств казны Российской Федерации.
Указание апеллянта на неправомерное отнесение судом на ФГКУ "1976 ОМИС" МО РФ расходов по уплате государственной пошлины по иску, отклоняется, поскольку в силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44, статей 333.16, 333.17 НК РФ, пункта 21 Постановления N 46, статей 101, 110 АПК РФ после зачисления государственной пошлины в бюджет, указанные средства становятся судебными расходами, освобождение от распределения которых в зависимости от результата рассмотрения дела, не предусмотрено.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения и не опровергают выводы суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 АПК РФ, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального и материального права не установлено. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта не имеется.
Принимая во внимание, что ФГКУ "1976 ОМИС" МО РФ освобождено от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении судебных расходов в связи с рассмотрением апелляционной жалобы судебной коллегией не обсуждается.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 25.06.2019 по делу N А51-10197/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
В.В. Верещагина |
Судьи |
С.Н. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-10197/2019
Истец: ФОНД ПРИМОРСКОГО КРАЯ "ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ПРИМОРСКОГО КРАЯ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "1976 ОТДЕЛЕНИЕ МОРСКОЙ ИНЖЕНЕРНОЙ СЛУЖБЫ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ