г. Пермь |
|
23 августа 2019 г. |
Дело N А60-10823/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 августа 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Васильевой Е.В., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания
Кривощековой С.В.,
при участии:
от заявителя - Кравчук Д.В. (председатель) паспорт
от заинтересованного лица: Александрова А.О. удостоверение, по доверенности от 09.01.2019, Утеуева А.А. удостоверение, по доверенности от 21.01.2019 N 2
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя дачного некоммерческого товарищества "Косулино 1"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 27 мая 2019 года
по делу N А60-10823/2019
принятое судьей Высоцкой Е.В.,
по заявлению дачного некоммерческого товарищества "Косулино 1" (ИНН 6639012385, ОГРН 1046602182428)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области (ИНН 6683000011, ОГРН 1126603000017)
о признании недействительным решения,
установил:
Дачное некоммерческое товарищество "Косулино 1" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 19.10.2018 N 5140.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27 мая 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом заявитель - дачное некоммерческое товарищество "Косулино 1" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что суд не учел, что налогоплательщик осуществляет предпринимательскую деятельность в целях удовлетворения личных потребностей членов ДНТ "Косулино-1" и решения общих социально-хозяйственных задач ведения дачного хозяйства в дачном поселке и соответствующую целям, для достижения которых товарищество создано (строительство дорог, столбов освещения и т.д.); налоговым законодательством применение пониженной ставки не обусловлено наличием в учредительных документах указания на осуществление деятельности, связанной исключительно с ведением дачного хозяйства (дачного строительства). Суду следовало применить положения пункта 7 статьи 3 НК РФ, поскольку в случае наличия неустранимых сомнений, противоречий, неясностей налогового законодательства, законодательство толкуется в пользу налогоплательщика.
Заинтересованное лицо с доводами, изложенными в апелляционной жалобе не согласно, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, указанным в отзыве на жалобу.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя доводы жалобы поддерживает в полном объеме, просит апелляционную жалобу удовлетворить, решение отменить.
Представители заинтересованного лица возражают против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просят апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение без изменения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 05.10.2004 дачное некоммерческое товарищество "Косулино 1" (далее - ДНТ "Косулино 1", налогоплательщик, заявитель) зарегистрировано в качестве юридического лица, основной вид заявленной деятельности - 68.10.23 "Покупка и продажа земельных участков" ОКВЭД 05.10.2004, о чем в Едином государственном реестре юридических лиц сделана запись 1046602182428.
В 2017 году в собственности ДНТ "Косулино 1" находились земельные участки (40 участков), расположенные по адресу: Свердловская область, Белоярский район, из них: 39 земельных участков с видом разрешенного использования - "для дачного хозяйства, для дачного строительства", категория земель - "земли населенных пунктов"; 1 участок с категорией земли сельскохозяйственного назначения, вид использования - "для сельскохозяйственного производства".
Налогоплательщиком 25.05.2018 представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2017 год (корректировка N 5), в которой исчислена сумма налога в размере 286586 руб., исходя из ставки земельного налога 0,3% "для дачного хозяйства и дачного строительства".
По результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2017 год Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области (далее - налоговая инспекция, заинтересованное лицо) сделан вывод о неправомерном применении налогоплательщиком пониженной налоговой ставки, поскольку земельные участки непосредственно не используются по назначению (для ведения дачного хозяйства или дачного строительства). В данном случае при исчислении земельного налога, по мнению налоговой инспекции, подлежала применению налоговая ставка 1,5%.
Результаты проверки оформлены актом от 27.08.2018 N 6314.
Налоговой инспекцией вынесено решение о привлечении к ответственности за совершения налогового правонарушения от 19.10.2018 N 5140, которым налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 39037 руб. 40 коп.; налогоплательщику доначислен земельный налог в размере 1144889 руб. и пени 137919 руб. 91 коп.
Заявитель, не согласившись с решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области, обратился с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 28.12.2018 N 2081/18 жалоба ДНТ "Косулино 1" на решение Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области оставлена без удовлетворения.
Полагая, что оспариваемое решение заинтересованного лица не соответствуют положениям Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что налогоплательщик не имеет право на применение пониженной ставки земельного налога, поскольку земельные участки не используются непосредственно в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства и дачного строительства.
Заявитель с данными выводами суда не согласен. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что суд не учел, что налогоплательщик осуществляет предпринимательскую деятельность в целях удовлетворения личных потребностей членов ДНТ "Косулино-1" и решения общих социально-хозяйственных задач ведения дачного хозяйства в дачном поселке и соответствующую целям, для достижения которых товарищество создано (строительство дорог, столбов освещения и т.д.); налоговым законодательством применение пониженной ставки не обусловлено наличием в учредительных документах указания на осуществление деятельности, связанной исключительно с ведением дачного хозяйства (дачного строительства). Суду следовало применить положения пункта 7 статьи 3 НК РФ, поскольку в случае наличия неустранимых сомнений, противоречий, неясностей налогового законодательства, законодательство толкуется в пользу налогоплательщика.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
По смыслу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно подп. 7 п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность землепользования). Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 данного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п.п. 1, 2 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1).
Согласно п. 11 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85 настоящего Кодекса.
Суд первой инстанции установил, что в спорном периоде ДНТ "Косулино 1" на праве собственности принадлежали, в том числе 39 земельных участков категории - "земли населенных пунктов" с разрешенным использованием "для дачного хозяйства, для дачного строительства".
В отношении спорных земельных участков в 2017 году применялась пониженная ставка в размере 0,3 %.
В связи с занижением земельного налога за 2017 год в виду неверного применения налоговой ставки по земельному налогу налоговой инспекцией доначислен земельный налог в размере 1 144 889 руб. и пени 137 919 руб. 91 коп., товарищество привлечено к ответственности за совершения налогового правонарушения по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Основанием для принятия указанного решения послужил вывод инспекции о неправомерном применении заявителем в отношении принадлежащих ему на праве собственности спорных земельных участков, отнесенных к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования "для дачного хозяйства, для дачного строительства", пониженной ставки земельного налога 0,3%. По мнению инспекции, в отношении спорных земельных участков подлежала применению ставка земельного налога 1,5%, поскольку пониженная ставка земельного налога установлена для земель, приобретенных (предоставленных) для дачного хозяйства (строительства), которым в силу ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" признается некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее участникам (членам) в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, в то время как ДНТ "Косулино 1" использует спорные земельные участки в целях извлечения прибыли, а не в целях непосредственного использования, подобного использованию для ведения дачного хозяйства (строительства).
Согласно положениям подп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать в частности, 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
В соответствии с Решением Думы Белоярского городского округа от 29.11.2006 N 96 "Об установлении на территории Белоярского городского округа земельного налога" в рассматриваемом периоде установлены следующие налоговые ставки:
0,3 процента - в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного строительства, огородничества или животноводства;
1,5 процента - в отношении прочих земельных участков.
Определение понятия "дачное хозяйство" не раскрывается ни в налоговом, ни в земельном законодательстве, а содержится в Федеральном законе от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).
Согласно ст. 1 Закона N 66-ФЗ садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона N 66-ФЗ граждане в целях реализации
своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
Указанные положения Закона N 66-ФЗ во взаимосвязи с положениями ст.ст. 33, 77, 78, 81 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующими порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения, в частности, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного строительства гражданам и их объединениям, а не коммерческим организациям, свидетельствуют о том, что субъектами ведения дачного хозяйства или осуществления дачного строительства, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования для дачного хозяйства" или "для дачного строительства", являются некоммерческие организации.
Проанализировав надлежащим образом вышеуказанные нормы налогового законодательства, суд первой инстанции верно указал, что пониженные ставки земельного налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства. Устанавливая пониженную ставку земельного налога в отношении указанных земель, законодателем под дачным хозяйством, дачным строительством подразумевались формы некоммерческого землепользования.
Как следует из материалов дела, в период 2016-2017г.г. заявителем реализовано 8 участков, согласно бухгалтерскому учету налогоплательщика чистая прибыль от продажи участков за 2016 год - составила 7 356 000 руб., за 2017 год - 4 039 000 рублей. Факт реализации земельных участков также подтверждается банковской выпиской по расчетному счету налогоплательщика; показаниями представителя ДНТ "Косулино 1" Кравчук Д.В., договорами купли-продажи земельных участков и иными материалами проверки.
Кроме того, как верно установлено судом, имеющимися в материалах проверки доказательствами подтверждается то обстоятельство, что земельные участки продаются физическим лицам, не являющимся членами ДНТ "Косулино 1", которые в дальнейшем самостоятельно осуществляют строительство жилых домов, что не соответствует целям и задачам некоммерческой организации в рамках Закона N 66-ФЗ.
Довод заявителя о том, что товарищество использовало спорные земельные участки только в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства и дачного строительства, а продажа части земельных участков была связана с необходимостью финансирования дачного строительства, создания соответствующей инфраструктуры, был надлежащим образом исследован судом первой инстанции и отклонен.
Судом установлено, что основным видом деятельности ДНТ "Косулино 1" является покупка и продажа земельных участков (код по ОКВЭД 68.10.23); наличие множественности земельных участков, а также установленный факт их дальнейшей реализации, свидетельствуют об использовании ДНТ "Косулино 1" земельных участков в предпринимательской деятельности - строительство дачного комплекса для последующей реализацией юридическим и физическим лицам земельных участков, объединенных в этот комплекс, в целях извлечения прибыли.
Доказательств непосредственного использования спорных земельных участков в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства и дачного строительства заявителем в материалы дела не представлено.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности применения ДНТ "Косулино 1" пониженной ставки земельного налога в отношении спорных земельных участков.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что налоговой инспекцией правомерно и обоснованно произведен перерасчет подлежащего уплате ДНТ "Косулино 1" земельного налога за 2017 год исходя из ставки налога в размере 1,5%.
Довод заявителя жалобы о том, что налоговым законодательством применение пониженной ставки не обусловлено наличием в учредительных документах указания на осуществление деятельности, связанной исключительно с ведением дачного хозяйства (дачного строительства), подлежит отклонению, поскольку как указывалось ранее, материалами дела подтверждено, что ДНТ "Косулино 1" фактически осуществляет деятельность по покупке и продаже земельных участков, также установлено наличие множественности земельных участков, а также установлен факт их дальнейшей реализации, что свидетельствует об использовании ДНТ "Косулино 1" земельных участков в предпринимательской деятельности - строительство дачного комплекса для последующей реализацией юридическим и физическим лицам земельных участков, объединенных в этот комплекс, в целях извлечения прибыли.
Довод заявителя жалобы о том, что суду следовало применить положения пункта 7 статьи 3 НК РФ, отклоняется, поскольку судом апелляционной инстанции каких-либо неустранимых сомнений, противоречий, неясностей налогового законодательства, не установлено.
Таким образом, решение суда отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 мая 2019 года по делу N А60-10823/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-10823/2019
Истец: ДАЧНОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "КОСУЛИНО 1"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 29 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
20.11.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8131/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8131/19
23.08.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10372/19
27.05.2019 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-10823/19