г.Самара |
|
19 августа 2019 г. |
Дело N А55-37982/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 августа 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Лихоманенко О.А., Корнилова А.Б., при ведении протокола судебного заседания Яковлевой Е.А. с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Фирменная Алкогольная Розничная Сеть" - представитель не явился, извещено,
от административной комиссии Красноглинского внутригородского района городского округа Самары - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 августа 2019 года апелляционную жалобу административной комиссии Красноглинского внутригородского района городского округа Самары
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28 мая 2019 года по делу N А55-37982/2018 (судья Мешкова О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фирменная Алкогольная Розничная Сеть" (ИНН 6375003040) г.Самара, к административной комиссии Красноглинского внутригородского района городского округа Самары, г.Самара
об оспаривании постановления N 869 от 05.12.2018 по делу об административном правонарушении по ч.1 п.1 ст.29.9 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Фирменная Алкогольная Розничная Сеть" (далее - ООО "ФАРС", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к административной комиссии Красноглинского внутригородского района г.о. Самара (далее - административный орган, административная комиссия) об отмене постановления N 869 от 05.12.2018 делу об административном правонарушении в части признания ООО "ФАРС" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.5 Закона Самарской области от 01 ноября 2007 года N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" (далее - Закон N 115-ГД), и назначения административного наказания в виде штрафа в размере 70 000 руб., о прекращении производства по указанному делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28 мая 2019 года заявленные требования удовлетворены постановление административной комиссии Красноглинского внутригородского района городского округа Самары N 869 от 05.12.2018 по делу об административном правонарушении о привлечении ООО "ФАРС" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.5 Закона N 115-ГД, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 70 000 руб. признано незаконным и отменено полностью.
В апелляционной жалобе административная комиссия просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на доказанность наличия в действиях общества вменяемого в вину состава административного правонарушения, соблюдение порядка привлечения к административной ответственности.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "ФАРС" просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
На основании ч.5 ст.158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 17 июля 2019 года рассмотрение дела было отложено на 09 час 30 мин 14 августа 2019 года в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств административной комиссией.
Определением суда от 14 августа 2019 года в составе суда, рассматривающего данное дело, произведена замена судьи Бажана П.В. в связи с его нахождением в очередном ежегодном отпуске на судью Корнилова А.Б., после чего рассмотрение дела было начато заново.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, 22 августа 2018 года главным специалистом департамента регулирования оборота алкогольной продукции министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Викулиной Л.В. составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 6.5 Закона N 115-ГД.
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в лице департамента регулирования оборота алкогольной продукции в результате анализа информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС), установило, что ООО "ФАРС" по адресу: г.Самара, Красноглинский район, п. Прибрежный, ул. Парусная, д. 28а, 1 этаж, часть комнаты N 7, магазин, осуществляло розничную продажу алкогольной продукции, содержащейся в стеклянной потребительской таре, а именно: 16.06.2018, водка "Зимняя деревенька на солодовом спирте "Альфа" емкостью стекло 0,5 л, крепостью 40%, водки "Русская валюта" емкостью стекло 0,5 л, крепостью 40%, в нарушение подп. 1.1 п. 1 постановления правительства Самарской области от 01.06.2018 N307 "О дополнительных ограничениях розничной продажи алкогольной продукции на территории городского округа Самара в период проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года" (далее - постановление правительства Самарской области N307).
На основании указанного протокола 05 сентября 2018 года административной комиссией в отношении ООО "ФАРС" было вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 729 от 05.09.2018 о привлечении к административной ответственности и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 70 000 рублей.
Указанное постановление N 729 от 05.09.2018 по итогам рассмотрения жалобы ООО "ФАРС" было отменено решением судьи Красноглинского районного суда Инкиным В.В. от 07 ноября 2018 года, материал по делу об административном правонарушении был направлен на новое рассмотрение.
Административной комиссией 05 декабря 2018 года по итогам нового рассмотрения в отношении ООО "ФАРС" было вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 869 от 05.12.2018 о привлечении к административной ответственности и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 70 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, заявитель с учетом положений ст. 27, 29 АПК РФ и ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, ссылаясь на то, что ответственность за вменяемое правонарушение действующим законодательством не предусмотрена, административным органом не доказан состав административного правонарушения, в том числе событие, оспариваемое постановление вынесено административным органом с нарушением норм КоАП РФ, а также истек срок давности привлечения к административной ответственности.
Рассматриваемый спор подведомственен арбитражному суду с учетом положений ст. 27, 29 АПК РФ и ст. 23.1 КоАП РФ, что подтверждается сложившейся судебной практикой (постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 26.12.2017 N Ф06-27380/2017 по делу N А55-9919/2017, от 20.06.2017 N Ф06-21041/2017 по делу N А55-20314/2016).
В силу ст. 30.3. КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Постановление получено заявителем 05.12.2018, соответственно на дату обращения в арбитражный суд с заявлением 10-дневный срок для его обжалования не истек.
Отношения, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции, регулирует Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Статьей 16 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
В силу п.2 ч.2 ст.4 Закона Самарской области от 31.01.2011 N 3-ГД (ред. от 28.12.2017, с изм. от 20.08.2018) "О мерах по ограничению потребления (распития) алкогольной продукции на территории Самарской области" (далее - Закон Самарской области N3-ГД) правительство Самарской области устанавливает дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции в случае проведения зрелищных мероприятий, в дни проведения выпускных мероприятий по случаю окончания обучения в образовательных организациях на территориях отдельных населенных пунктов Самарской области по результатам рассмотрения обращений глав городских округов и муниципальных районов.
Под зрелищными мероприятиями в целях п.2 ч.2 ст.4 Закона Самарской области N 3-ГД понимается демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей и молодежи, в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, и в других общественных местах, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.
Подпунктом 1.1 пункта 1 постановления правительства Самарской области N 307 в дни проведения матчей чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и накануне (16, 17, 20, 21, 24, 25, 27, 28 июня 2018 года, 1, 2, 6, 7 июля 2018 года) установлен полный запрет на розничную продажу и потребление алкогольной продукции, содержащейся в стеклянной потребительской таре, в том числе при оказании услуг общественного питания, на территории городского округа Самара.
Согласно ч.1 ст.6.5 Закона Самарской области N 115-ГД нарушение установленных Законом N 3-ГД дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере семидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Вместе с тем суд первой инстанции посчитал, что административным органом допущены существенные нарушения процессуальных требований, установленных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении от 22.08.2018 N 000443 в отношении ООО "ФАРС" был составлен без участия законного представителя. В материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего извещения ООО "ФАРС" о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Ссылка административной комиссии на уведомление (извещение) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 05.07.2018 отклонена судом первой инстанции, поскольку административным органом не представлено никаких доказательств его направления или вручения ООО "ФАРС" либо его законному представителю. Иных доказательств извещения заявителя о месте и времени каким-либо способом о дате и времени составления протокола административным органом не представлено, несмотря на неоднократные требования суда.
В силу части 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Исходя из п.1, 2 ст.25.5 КоАП РФ, для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.
Как видно из материалов дела, при составлении протокола об административном правонарушении N 000433 от 22.08.2018 согласно его содержанию присутствовал представитель Почивалов А.В. по доверенности б/н от 21.08.2018. Представитель представлял интересы лица, привлекаемого к административной ответственности. При этом ходатайств об отложении заседания комиссии он не заявил.
Однако копия указанной доверенности материалы дела не была представлена суду первой инстанции, несмотря на определение суда. Кроме того, заявитель отрицал факт выдачи доверенности данному лицу.
Согласно тексту протокола об административном правонарушении местом работы Почивалова А.В. согласно тексту протоколу об административном правонарушении является ООО "ФАРТ", а не ООО "Фирменная Алкогольная Розничная Сеть", сокращенным наименованием которого согласно данным ЕГРЮЛ является ООО "ФАРС". Поскольку копия доверенности представителя Почивалова А.В. не представлена административной комиссией, а общество указывает на отсутствие у него информации о выдаче такой доверенности указанному лицу, суд первой инстанции не смог установить отношение Почивалова А.В. к лицу, привлеченному к административной ответственности, наличие у Почивалова А.В. полномочий защитника ООО "ФАРС", а также подтвердить факт извещения общества о времени и месте составления протокола.
С дополнением к заявлению общество представило штатное расписание от 20.04.2018, согласно которому должность юрисконсульта отсутствовала, согласно штатной расстановке по состоянию на 22.08.2018 (дата составления протокола об административном правонарушении) сотрудник с фамилией Почивалов А.В. среди сотрудников ООО "ФАРС" не значится.
Более того, по запросу ООО "Фирменная Алкогольная Розничная Сеть" в ООО "ФАРТ" (ООО "Фирменная Алкогольная Розничная Торговля" ОГРН 1156313045877), получена и представлена в суд копия доверенности на Почивалова А.В., выданная ООО "ФАРТ" от 21.08.2018.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции сделал вывод о том, что материалами дела не подтверждается участие при составлении протокола об административном правонарушении представителя ООО "ФАРС".
Между тем данный вывод суда первой инстанции не соответствует фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции, на основании представленных административным органом вместе с апелляционной жалобой документов. Суд апелляционной инстанции приобщил данные документы к материалам дела, поскольку при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности в обязанности суда входит проверка соблюдения установленного порядка привлечения к ответственности на основании ч.6 ст.210 АПК РФ.
В частности, административная комиссия представила суду апелляционной инстанции заверенную копию доверенности от 21 августа 2018 года, выданной Почивалову А.В. директором ООО "ФАРС" Лапенковым В.А., который согласно выписке из ЕГРЮЛ от 05.12.2018 на дату выдачи доверенности являлся директором данного общества (дата внесения записи - 06.02.2018). Данная доверенность предоставляла Почивалову А.В. полномочия на представление интересов ООО "ФАРС" в министерстве экономического развития, инвестиции и торговли Самарской области, в том числе участвовать в производствах по делам об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции также проверил полномочия должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении N 000433 от 22.08.2018, и установил, что протокол составлен уполномоченным должностным лицом - главным специалистом департамента регулирования оборота алкогольной продукции министерства экономического развития, инвестиции и торговли Самарской области.
В силу п.21 ст.11.2 Закона Самарской области N 115-ГД протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.5 настоящего Закона, вправе составлять должностные лица органа исполнительной власти Самарской области, осуществляющего управление в сфере экономического развития и торговли на территории Самарской области (руководитель органа исполнительной власти Самарской области, его заместители, руководители департаментов, главных управлений (управлений), их заместители, начальники отделов, специалисты).
При таких обстоятельствах протокол об административном правонарушении в отношении заявителя составлен уполномоченным должностным лицом министерства экономического развития, инвестиции и торговли Самарской области в присутствии защитника общества.
Также суд апелляционной инстанции установил, что согласно материалам дела, представленным в административную комиссию, уведомление (извещение) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении N б/н от 05 июля 2018 года направлено ООО "ФАРС", и вручено лично представителю 09 июля 2019 года по адресу: 443112, г. Самара, ул. Проспект Кирова, дом 391, офис 202.
Кроме того, в силу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из материалов дела усматривается, что в рассмотрении дела об административном правонарушении принимал участие защитник ООО "ФАРС", полномочия которого подтверждаются доверенностью от 16 октября 2018 года, выданной Червиной М.А. директором ООО "ФАРС" Лапенковым В.А., который согласно выписке из ЕГРЮЛ от 05.12.2018 на дату выдачи доверенности являлся директором данного общества.
При этом административная комиссия приняла все возможные меры для извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении. Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 44311207235404 (в котором содержалось уведомление о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении) 24 ноября 2018 года имела место "неудачная попытка вручения", и только 07 декабря 2018 года письмо было вручено адресату.
Таким образом, при надлежащем обеспечении обществом получения почтовой корреспонденции у него имелась возможность своевременно получить сведения о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Следует при этом отметить, что общество реализовало предусмотренные КоАП РФ права на защиту - административным органом защитник был допущен к участию как в процедуре составления протокола, так и рассмотрения дела об административном правонарушении.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что при вынесении постановления об административном правонарушении не было допущено процессуальных нарушений, повлекших нарушение прав лица, привлекаемого к ответственности, на защиту, поскольку протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено с участием защитника общества, который представлял интересы общества как при составлении протокола, так и при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Факт административного правонарушения и вина общества в его совершении подтверждаются материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении, журналом учета объёма розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции по чекам за период с 16.06.2018 по 21.06.2018.
При таких обстоятельствах, учитывая, что материалами дела доказано наличие в действиях общества вменяемого ему в вину состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.5 Закона Самарской области N 115-ГД, а порядок привлечения к административной ответственности административным органом соблюден, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявленные обществом требования удовлетворению не подлежат.
На основании п.3 ч.1 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 28 мая 2019 года следует отменить; принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления ООО "ФАРС" отказать.
Согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем не подлежит уплате госпошлина за подачу апелляционной жалобы на решения арбитражного суда данной категории.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28 мая 2019 года по делу N А55-37982/2018 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Фирменная Алкогольная Розничная Сеть" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
О.А. Лихоманенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-37982/2018
Истец: ООО "Фирменная Алкогольная Розничная Сеть"
Ответчик: Административная комиссия Красноглинского внутригородского района городского округа Самары