г. Воронеж |
|
16 августа 2019 г. |
Дело N А64-8215/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 августа 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Донцова П.В..,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мелковой О.А.,
при участии:
от межрегионального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрегионального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24.05.2019 по делу N А64-8215/2018 (судья Павлов В.Л.), принятого по заявлению Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области (ОГРН 1026801156150, ИНН 6831002978) к межрегионального управления Федерального агентства по управлению
государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях о признании незаконным решения, выраженного в письме от 28.09.2018 N 7244-2.2 об отказе в прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым N 68:18:2301022:0039 и об обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ :
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании незаконным решения межрегионального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях (далее - Управление, МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецких областях), выраженное в письме от 28.09.2018 N 7244-2.2 об отказе в прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером N 68:18:2301022:0039; об обязании прекратить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым N 68:18:2301022:0039.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 24.05.2019 по делу N А64-8215/2018 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Решение МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецких областях, выраженное в письме от 28.09.2018 N 7244-2.2 об отказе в прекращении права постоянного (бессрочного) пользования Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области земельным участком с кадастровым N 68:18:2301022:0039, площадью 1 120 кв.м., адрес: Тамбовская область, Сосновский район, р.п.Сосновка, ул.Котовского, д.44 признано незаконным.
Суд обязал МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецких областях прекратить право постоянного (бессрочного) пользования Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области земельным участком с кадастровым N 68:18:2301022:0039, площадью 1 120 кв.м., адрес: Тамбовская область, Сосновский район, р.п.Сосновка, ул.Котовского, д.44.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, Управление обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что при отсутствии установленных границ земельных участков или наличия пересечения границ земельных участков, данные земельные участки не могут быть определены в качестве индивидуальных определенных вещей и соответственно не могут быть предметом распорядительного акта.
Указывает, что при вынесении распорядительного акта о прекращении права постоянного бессрочного пользования на земельный участок, уполномоченный орган не сможет зарегистрировать прекращение права постоянного бессрочного пользования на земельный участок и земельный участок не может быть впоследствии предоставлен какому-либо лицу без проведения работ по установлению границ земельного участка, что потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета.
В представленном суду отзыве на апелляционную жалобу Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области соглашается с выводами суда первой инстанции, считает его законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
От Управления поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц, надлежащим образом уведомленных, в порядке ст.ст. 123, 156, 166 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Главы Сосновского поссовета Сосновского района Тамбовской области N 149 от 26.07.1999 Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области в постоянное (бессрочное) пользование был предоставлен земельный участок площадью 1220 кв.м с кадастровым номером N 68:18:2301022:0039, расположенный по адресу: Тамбовская область, Сосновский район, р.п.Сосновка, ул.Котовского, д.44.
16.08.2018 Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области обратился в МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецких областях с заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером N 68:18:2301022:0039, расположенного по адресу: Тамбовская область, Сосновский район, р.п.Сосновка, ул.Котовского, д.44.
Рассмотрев поступившее обращение, МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецких областях в письме от 28.09.2018 N 7244-2.2 указало, что принятие решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером N 68:18:2301022:0039 не представляется возможным в связи с тем, что пересечение границ земельного участка не позволяет определить его в качестве индивидуально определенной вещи и такой земельный участок не
может быть предметом распорядительного акта о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования.
Посчитав, что в данном письме изложено неправомерное решение об отказе в прекращении права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 Земельного кодекса Российской Федерации и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
Перечень документов, на основании которых уполномоченный орган принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, указан в пунктах 3, 3.1 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса. К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком (часть 4 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу абзаца 2 пункта 5 статьи 53 ЗК РФ в случае, если право на земельный участок было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 указанной статьи, обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.11.2011 N 621 утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по прекращению прав физических и юридических лиц в случае добровольного отказа от прав на земельные участки.
Пункт 2.16 Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по прекращению прав физических и юридических лиц в случае добровольного отказа от прав на земельные участки, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.11.2011 N 621, содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении испрашиваемой государственной услуги:
земельный участок не относится к федеральной собственности;
наличие вступивших в законную силу решений суда, ограничивающих оборот земельного участка;
заявитель не уполномочен обращаться с заявлением о прекращении права.
Из представленных в материалы дела документов усматривается, что основанием для отказа послужило то, что граница земельного участка с кадастровым номером N 68:18:2301022:0039, расположенного по адресу: Тамбовская область, Сосновский район, р.п.Сосновка, ул.Котовского, д.44 пересекает границы земельных участков (раздел выписки: Особые отметки). Пересечение границ земельного участка не позволяет определить его в качестве индивидуального определенной вещи, а следовательно такой земельный участок не может быть предметом распорядительного акта о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Также, Управление указало, что вернется к рассмотрению вопроса о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером N 68:18:2301022:0039, расположенного по адресу: Тамбовская область, Сосновский район, р.п.Сосновка, ул.Котовского, д.44 после проведения его межевания в установленном порядке и устранения пересечения границ с другими земельными участками.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, предусмотренным статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отказа в прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что отсутствие у земельных участков границ, не предусмотрено законом в качестве основания для отказа прекращения права постоянного (бессрочного) пользования. Данное обстоятельство также не указано в качестве основания для отказа в прекращении права пунктом 2.16 Административного регламента, утвержденного Приказом Минэкономразвития от 07.11.2011 N 621.
При таких обстоятельствах, установив, что отказ ответчика не соответствует требованиям законодательства, в связи с чем, нарушает права заявителя, суд первой инстанций правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы, исследованные судом апелляционной инстанции, фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были предметом исследования и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная правовая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Ссылка на то, что при регистрации прекращения права бессрочного пользования и впоследствии при предоставлении участка какому-либо лицу возникнут препятствия, отклоняется как неподтвержденная и носящая предположительный характер.
Иных аргументированных доводов, опровергающих выводы суда области, в апелляционной инстанции не заявлено.
Исходя из изложенного, апелляционная инстанция находит, что при принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции также не установлено.
В связи с изложенным, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24.05.2019 по делу N А64-8215/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-8215/2018
Истец: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области
Ответчик: Территориальное управление федерального агенства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области