г. Челябинск |
|
22 августа 2019 г. |
Дело N А07-37482/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Тимохина О.Б., Богдановской Г.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Таранжиной А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.05.2019 по делу N А07-37482/2018 (судья Айбасов Р.М.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью Агрофирма "Николаевская" - Гадельшин А.А. (доверенность N 27 от 11.12.2018, паспорт),
Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - Фазлетдинова А.Р. (доверенность N ОП-07/1 от 09.01.2019, удостоверение).
Общество с ограниченной ответственностью Агрофирма "Николаевская" (далее - заявитель, ООО Агрофирма "Николаевская") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Министерство, заинтересованное лицо)о признании незаконными отказов, выраженных в письмах N N ИА-21/14621 от 14.11.2018, ИА-21/14622 от 14.11.2018, ИА-21/14623 от 14.11.2018, ИА-21/14624 от 14.11.2018, ИА-21/14625 от 14.11.2018 в предоставлении в собственность за плату земельных участков, а именно:
- Признать незаконным выраженный в письме N ИА-21/14621 от 14.11.2018 отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью Агрофирма "Николаевская" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:11204 площадью 824448 кв.м, адрес: РБ, Уфимский р-н, с/с Дмитриевский, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.
Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в тридцатидневный срок с момента вступления решения в законную силу осуществить подготовку в трех экземплярах и подписание проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 02:47:000000:11204 площадью 824448 кв.м, адрес: РБ, Уфимский р-н, с/с Дмитриевский, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, и направить его Обществу с ограниченной ответственностью Агрофирма "Николаевская".
- Признать незаконным выраженный в письме N ИА-21/14622 от 14.11.2018 отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью Агрофирма "Николаевская" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:47:040901:228 площадью 2094430 кв.м, адрес: РБ, Уфимский р-н, с/с Дмитриевский, категория земель:
земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.
Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в тридцатидневный срок с момента вступления решения в законную силу осуществить подготовку в трех экземплярах и подписание проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 02:47:040901:228 площадью 2094430 кв.м, адрес: РБ, Уфимский р-н, с/с Дмитриевский, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, и направить его обществу с ограниченной ответственностью Агрофирма "Николаевская".
- Признать незаконным выраженный в письме N ИА-21/14623 от 14.11.2018 отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью Агрофирма "Николаевская" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:47:041001:317 площадью 2864451 кв.м, адрес: РБ, Уфимский р-н, с/с Дмитриевский, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.
Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в тридцатидневный срок с момента вступления решения в законную силу осуществить подготовку в трех экземплярах и подписание проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 02:47:041001:317 площадью 2864451 кв.м, адрес: РБ, Уфимский р-н, с/с Дмитриевский, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, и направить его обществу с ограниченной ответственностью Агрофирма "Николаевская".
- Признать незаконным выраженный в письме N ИА-21/14624 от 14.11.2018 отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью Агрофирма "Николаевская" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:47:041601:409 площадью 1277232 кв.м, адрес: РБ, Уфимский р-н, с/с Дмитриевский, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.
Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в тридцатидневный срок с момента вступления решения в законную силу осуществить подготовку в трех экземплярах и подписание проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 02:47:041601:409 площадью 1277232 кв.м, адрес: РБ, Уфимский р-н, с/с Дмитриевский, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, и направить его Обществу с ограниченной ответственностью Агрофирма "Николаевская".
- Признать незаконным выраженный в письме N ИА-21/14625 от 14.11.2018 отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью Агрофирма "Николаевская" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:47:041201:322 площадью 1422446 кв.м, адрес: РБ, Уфимский р-н, с/с Дмитриевский, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.
Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в тридцатидневный срок с момента вступления решения в законную силу осуществить подготовку в трех экземплярах и подписание проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 02:47:041201:322 площадью 1422446 кв.м, адрес: РБ, Уфимский р-н, с/с Дмитриевский, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, и направить его обществу с ограниченной ответственностью Агрофирма "Николаевская".
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.05.2019 (резолютивная часть объявлена 08.05.2019) заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Министерство не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального и процессуального права, выводы арбитражного суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Министерство указывает, что продажа земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть осуществлена по истечении трех лет с момента заключения договора аренды такого участка, тогда как с заявителем по настоящему делу заключены новые договоры аренды, объектом которых являются иные земельные участки. Поскольку тождественность земельных участков, предоставлявшихся заявителю по договору от 19.01.2007 N 394-ДМ и по договорам, являющимся предметом спора по настоящему делу, отсутствует, оснований для предоставления земельных участков в собственность заявителя не имеется. Кроме того, по мнению апеллянта, суд пришел к необоснованному выводу об отсутствии выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушений законодательства при использовании земельных участков.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте в сети Интернет.
В судебном заседании представители сторон доложили суду на свои правовые позиции.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, на основании договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка N 394-ДМ от 19.01.2007 (т. 1 л.д. 17-20) общество Агрофирма "Николаевская" является арендатором земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 02:47:000000:265, находящегося по адресу Республика Башкортостан, Уфимский р-н, с/с Дмитриевский, имеющим вид разрешенного использования для сельскохозяйственного производства.
Общая площадь земельного участка согласно дополнительному соглашению N 3 от 22.10.2018 к договору аренды N 394-ДМ от 19.01.2007 т.1 л.д. 26) составляет 102 172 042 кв.м.
Земельный участок с кадастровым номером 02:47:00000:265 из земель сельскохозяйственного назначения изначально был предоставлен ГУСП совхоз-завод "Дмитриевский" по договору аренды N 394-ДМ от 19.01.2007, запись о государственной регистрации права аренды внесена в Единый реестр прав на недвижимость (ЕГРН) 01.03.2007 (т. 1 л.д. 21).
На основании договора уступки от 18.10.2007 (т. 1 л.д. 22) права и обязанности арендатора по договору аренды N 394-ДМ от 19.01.2007 были переданы ООО "Дмитриевский", запись о государственной регистрации права аренды внесена в ЕГРН 13.11.2007.
По договору N 87 от 06.06.2011 уступки прав и обязанностей по договору аренды находящегося в государственной собственности земельного
участка (т. 1 л.д. 23) права и обязанности по договору аренды N 394-ДМ от 19.01.2007 земельного участка 02:47:00000:265 были переданы ООО Агрофирма "Николаевская". Регистрация договора в ЕГРН произведена 17.09.2015.
Срок аренды земельного участка договором аренды N 394-ДМ от 19.01.2007 установлен с 19 декабря 2006 по 18 декабря 2031 года.
Арендодателем выступает Министерство земельных и имущественных
отношений Республики Башкортостан.
Письмом N 281 от 28.07.2017 общество обратилось в Министерство с заявлением об утверждении схемы расположения пяти земельных участков, образуемых из земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:265 (т.1 л.д. 31).
Приказом Министерства N 1018 от 18.08.2017 утверждена предложенная обществом схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории (т. 1 л.д. 32-33).
На основании указанного приказа поставлены на кадастровый учет принадлежащие на праве собственности Республики Башкортостан пять земельных участков:
участок 02:47:000000:11204 площадью 824448 кв.м;
участок 02:47:040901:228 площадью 2094430 кв.м,
участок 02:47:041001:317 площадью 2864451 кв.м,
участок 02:47:041601:409 площадью 1277232 кв.м,
участок 02:47:041201:322 площадью 1422446 кв.м,
расположенных по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский р-н, с/с Дмитриевский, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства (т.1 л.д. 41-45, 46-49, 50-52, 53-55, 56-60).
Вновь образованные земельные участки переданы Министерством обществу Агрофирма "Николаевская" в аренду на основании заключенных без проведения торгов договоров аренды:
- N РБ9-18 от 07.02.2018 земельного участка 02:47:000000:11204 площадью 824448 кв.м, (т. 1 л.д. 61-65)
- N РБ10-18 от 07.02.2018 земельного участка 02:47:040901:228 площадью 2094430 кв.м, (т. 1 л.д. 66-70)
- N РБ6-18 от 07.02.2018 земельного участка 02:47:041001:317 площадью 2864451 кв.м, (т. 1 л.д. 71-75)
- N РБ8-18 от 07.02.2018 земельного участка 02:47:041601:409 площадью 1277232 кв.м, (т. 1 л.д. 76-80)
- N РБ5-18 от 07.02.2018 земельного участка 02:47:041201:322 площадью 1422446 кв.м, (т. 1 л.д. 81-85).
Срок аренды участков установлен до 18.12.2031, запись о государственной регистрации обременения в виде аренды внесена в ЕГРН 15.02.2018.
17.08.2018 Общество обратилось в Министерство с заявлениями о предоставлении в собственность без проведения торгов вышеуказанных земельных участков:
Письмами N N ИА-21/14621 от 14.11.2018, ИА-21/14622 от 14.11.2018, ИА-21/14623 от 14.11.2018, ИА-21/14624 от 14.11.2018, ИА-21/14625 от 14.11.2018 Министерство отказало в предоставлении в собственность данных земельных участков, мотивируя тем, что на испрашиваемые земельные участки между Министерством и Обществом заключены новые договоры аренды и не истек трехлетний срок с момента заключения этих договоров (т. 1 л.д. 93, 94, 95, 96).
Полагая отказы заинтересованного лица, незаконными, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции нашел их обоснованными и подтвержденными материалами дела.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Из анализа норм статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие оспариваемого решения и действия (бездействия) закону и иному нормативному правовому акту; нарушение таким решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правоотношения по предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в публичной собственности, регламентируются нормами Земельного кодекса Российской Федерации (далее так же ЗК РФ) и Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ).
По общему правилу продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов (п. 1 ст. 39.3 ЗК РФ).
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ гражданин или
юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 03.07.2016 N 336-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В силу пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведениясельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Пунктом 2 ст.71 Земельного кодекса Российской Федерации в установлено, что государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее также - органы государственного земельного надзора).
Согласно пункту 3 этой же статьи предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.
Проверяя наличие предусмотренных нормой пп. 9 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, условий, при которых допускается предоставление земельного участка сельскохозяйственного назначения арендатору в собственность без проведения торгов, суд установил, что нарушения, на которые ссылается Министерство, не могут быть отнесены к выявленным в рамках государственного земельного надзора и неустраненным нарушениям законодательства Российской Федерации при использовании земельного участка.
Суд обоснованно указал, что нарушения земельного законодательства, на которые ссылается Министерство, были устранены, административные взыскания погашены, не выполненных предписаний на момент обращения с заявлением о выкупе не имеется.
С учетом изложенного обратный довод апеллянта подлежит отклонению как противоречащий представленным в материалы дела доказательствам.
С учетом возникновения у заявителя статуса арендатора спорных земельных участков сельскохозяйственного назначения начиная не позднее чем с 17.09.2015 и отсутствия у заинтересованного лица сведений о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях земельного законодательства на момент обращения с заявлением о выкупе, суд пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом Агрофирма "Николаевская" требований.
Доводы Министерства о том, что с заявителем по настоящему делу заключены новые договоры аренды, объектом которых являются иные земельные участки, в силу чего на момент обращения заявителя в Министерство с просьбой о выкупе спорных участков не истекли три года с момента заключения договоров аренды, подлежат отклонению.
Земельные участки с кадастровыми номерами 02:47:000000:11204, 02:47:040901:228, 02:47:041001:317, 02:47:041601:409, 02:47:041201:322 были
образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером
02:47:000000:265, в его границах.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что на участки распространяются права и обязанности арендатора, существующие в отношении исходного земельного участка, в том числе право арендатора на приобретение в собственность земельного участка, предусмотренное подпунктом 9 пункта 2 статьи 39 Земельного кодекса Российской Федерации.
Право заявителя на приобретение в собственность спорных земельных участков основано на договоре аренды земельного участка N 394-ДМ от 19.01.2007.
С учетом изложенного оспариваемый отказ в предоставлении в собственность земельного участка противоречит положению подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации и, соответственно, нарушает права и законные интересы заявителя.
При названных обстоятельствах обжалуемое решение принято при правильном применении норм материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.05.2019 по делу N А07-37482/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.П. Ермолаева |
Судьи |
О.Б. Тимохин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-37482/2018
Истец: ООО АГРОФИРМА "НИКОЛАЕВСКАЯ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Третье лицо: Фед. служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор)