г. Тула |
|
19 августа 2019 г. |
Дело N А68-964/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.08.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.08.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Дайнеко М.М. и Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горбатовым М.М., при участии представителей: заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Чинара" (г. Тула, ИНН 7105021307, ОГРН 1027100691661) - Михайлова И.Б. (доверенность от 22.01.2019), заинтересованного лица - министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (г. Тула, ИНН 7106058814, ОГРН 1177154000132) - Николаевой А.И. (доверенность от 20.11.2018 N 29-01-17/17701), в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации города Тулы (г. Тула, ИНН 7107030032, ОГРН 1037101133552), извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чинара" на решение Арбитражного суда Тульской области от 14.05.2019 по делу N А68-964/2019 (судья Рыжикова Н.А.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Чинара" (далее - заявитель, общество, ООО "Чинара") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области (далее - заинтересованное лицо, министерство) о признании незаконным отказа от 19.12.2018 в принятии решения о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Тула, Центральный район, площадь Хлебная, д. 8; обязании принять решение о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 71:30:050203:3339.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечена администрация города Тулы.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 14.05.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что отказ министерства в предоставлении обществу спорного земельного участка, направленное на выполнение императивных требований градостроительного и земельного законодательства Российской Федерации о запрете на приватизацию земельных участков общего пользования, не может расцениваться как нарушающее права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение норм материального права. По мнению общества, суд первой инстанции сделал ошибочный вывод относительно того, что не имеет правового значения являются ли красные линии установленными, либо планируемыми. Как указывает податель апелляционной жалобы, ООО "Чинара" являясь собственником нежилого здания расположенного по адресу: г. Тула, Центральный район, площадь Хлебная, д. 8, реализовало свое право на приватизацию земельного участка после утверждения постановлением администрации города Тулы от 29.08.2014 N 2650 схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, следовательно, оснований для отказа в предоставлении земельного участка у министерства не имелось.
Министерство в отзыве просило оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебное заседание третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, не явилось, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статей 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без его участия.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав представителей сторон, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Чинара" является собственником нежилого здания (магазин), общей площадью 198,9 кв.м, расположенного по адресу: г. Тула, Центральный район, площадь Хлебная, д. 8, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 71-АВ N 030918 от 15.02.2008.
Постановлением администрации города Тулы от 29.08.2014 N 2650 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории по адресу: г. Тула, Центральный район, площадь Хлебная, д. 8, категория земли: земли населенных пунктов, код @67681/17.06.2014, площадью 445 кв.м, с видом разрешенного использования - магазин.
Во исполнение постановления администрации города Тулы от 29.08.2014 N 2650 обществом проведены кадастровые работы и земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет; земельному участку присвоен кадастровый номер 71:30:050203:3339.
Общество 06.11.2018 обратилось в адрес министерства с заявлением, в котором просило предоставить в собственность земельный участок с кадастровым номером 71:30:050203:3339, по адресу: г. Тула, Центральный район, площадь Хлебная, д. 8, на котором расположено нежилое здание, принадлежащее обществу.
Письмом от 19.12.2018 N 29-01-17/19404 министерство отказало в предоставлении земельного участка, указав, что испрашиваемый земельный участок частично располагается за красной линией со стороны ул. Колетвинова более чем на 4 м. Красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образованные) границы территории общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенные для размещения линейных объектов. Таким образом, испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 71:30:050203:3339 частично расположен на землях общего пользования муниципального образования город Тула. В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования не подлежат приватизации.
Полагая, что указанный отказ в предоставлении в собственность земельного участка не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 1 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, указывается, в частности, основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 данного Кодекса оснований.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Статьей 39.17 ЗК РФ регламентирован порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 ЗК РФ.
В данной статье в числе прочих приведены следующие основания для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6).
Пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ и пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В силу положений статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно статье 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
В соответствии с частью 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно части 5 статьи 23 ГрК РФ на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 данной статьи картах отображаются, в том числе, планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 ГрК РФ).
В силу части 1 статьи 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (статья 41 ГрК РФ).
Статьей 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1). Основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Проект планировки и проект красных линий, утвержденный отдельным документом в составе документации по планировке территорий, могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке (часть 3).
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (часть 5 статьи 46 ГрК РФ).
Согласно пунктам 11 и 12 статьи 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Как усматривается из сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности от 04.03.2019 N 3977-IV-2.03 (далее - ИСОГД) испрашиваемый земельный участок расположен в зоне О-1 (многофункциональная общественно-деловая зона), зоне Н-13 (зона обеспечения безопасности полетов), в зоне с ограничениями использования земельных участков и объектов капитального строительства по условиям охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В соответствии со сведениями ИСОГД испрашиваемый земельный участок частично расположен за границами красных линий и является землями общего пользования.
В силу части 1 статьи 56, частей 1, 2 статьи 57 ГрК РФ информационные системы представляют собой организованный в соответствии с требованиями настоящего Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.
Органы государственной власти или органы местного самоуправления, соответственно принявшие, утвердившие, выдавшие документы, содержащиеся в которых сведения подлежат в соответствии с настоящим Кодексом размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, в течение семи дней со дня принятия, утверждения, выдачи указанных документов направляют соответствующие копии в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, применительно к территориям которых принимаются, утверждаются, выдаются указанные документы. Орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня получения соответствующих копий размещает их в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 6 Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 N 363, информационная система имеет 9 основных разделов, в том числе раздел III "Документы территориального планирования муниципального образования, материалы по их обоснованию", содержащий сведения, предусмотренные пунктом "в" части 4 статьи 56 ГрК РФ.
Согласно пункту 1.2 Положения о порядке создания и ведения дополнительных разделов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Тула (далее - Положение), утвержденного постановлением администрации от 06.07.2011 N 1699, информационная система обеспечения градостроительной деятельности представляет собой систематизированный в соответствии с кадастровым делением территории Российской Федерации свод документированных сведений, указанных в подпунктах "а" - "з" пункта 1 части 4 статьи 56 ГрК РФ, а также дел о застроенных и подлежащих застройке земельных участках и иных документов, материалов, карт, схем и чертежей, содержащих информацию о развитии территорий, их застройке, земельных участках, объектах капитального строительства и иную информацию, необходимую для градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального образования город Тула.
Сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности являются единственным официальным источником сведений о градостроительных регламентах общего и особого вида, иной регламентной информации об объектах градостроительной деятельности на территории города Тулы. Отраслевым (функциональным) органом администрации города Тулы, уполномоченным осуществлять ведение Сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, является управление градостроительства и архитектуры администрации города Тулы (пункты 1.6, 1.9 Положения).
Постановлением администрации от 29.08.2013 N 2829 утверждено Положение о порядке установления линий градостроительного регулирования в городе Туле, которое определяет порядок установления, изменения или отмены линий градостроительного регулирования, в том числе порядок разработки, согласования и утверждения проектов линий градостроительного регулирования, порядок формирования и актуализации сводного плана линий градостроительного регулирования, а также порядок предоставления информации по линиям градостроительного регулирования субъектам градостроительной деятельности и земельно-правовых отношений.
Постановлением администрации от 13.10.2014 N 3204 "Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле" утвержден проект линий градостроительного регулирования в городе Туле (приложение в составе: проект линий градостроительного регулирования в городе Туле (Зареченский район); проект линий градостроительного регулирования в городе Туле (Привокзальный и Советский районы), проект линий градостроительного регулирования в городе Туле (Пролетарский район), проект линий градостроительного регулирования в городе Туле (Центральный район).
Исходя из названного толкования норм права суд первой инстанции обоснованно в качестве доказательства по делу исследовал сведения о расположении спорного земельного участка в информационной системе в соответствии с проектом линий градостроительного регулирования в городе Туле, утвержденным постановлением администрации от 13.10.2014 N 3204 и генеральным планом, из которых усматривается, что часть испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 71:30:050203:3339 находится за красной линией.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно установил факт расположения спорного земельного участка в границах территории общего пользования, которая не может предоставляться в собственность гражданам и юридическим лицам.
Учитывая вышеизложенные нормы права и установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемый заявителем отказ министерства от 19.12.2018 в принятии решения о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Тула, Центральный район, площадь Хлебная, д. 8, соответствует положениям действующего законодательства и, как следствие, не нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказано обоснованно.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 14.05.2019 по делу N А68-964/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Заикина |
Судьи |
М.М. Дайнеко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-964/2019
Истец: ООО "Чинара"
Ответчик: Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области
Третье лицо: Администрация г. Тулы, Администрация города Тула