город Москва |
|
13 августа 2019 г. |
дело N А40-318490/18 |
Резолютивная часть постановления оглашена 24.07.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.08.2019.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Омаровым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Высокий"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.03.2019
по делу N А40-318490/18, принятое судьей Блинниковой И.А.
по заявлению Жилищно-строительного кооператива "Высокий" (ОГРН 1037739101180)
к 1. Государственному бюджетному учреждению г. Москвы "Московское городское бюро технической инвентаризации", 2. Департаменту городского имущества г. Москвы, 3. Префектуре ВАО г. Москвы
о признании незаконными действия;
при участии:
от заявителя - Тетеркин Г.П. по доверенности 18.07.2019, Алдаров А.Т. по доверенности от 16.06.2019, Молодцова Ю.В. по доверенности от 20.12.2018;
от заинтересованных лиц - 1. Васильева И.Г. по доверенности от 10.12.2018; 2. Ермолаев Н.Н. по доверенности от 29.11.2018; 3. Силкина А.А. по доверенности от 21.02.2019;
установил: Жилищно-строительный кооператив "Высокий" обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными действий Департамента городского имущества г. Москвы и Государственного бюджетного учреждения г. Москвы "Московское городское бюро технической инвентаризации" по объединению технических паспортов двух самостоятельных многоквартирных домов в один; об обязании Департамента городского имущества г. Москвы и Государственного бюджетного учреждения г. Москвы "Московское городское бюро технической инвентаризации" внести изменения и разделить технический паспорт двух самостоятельных многоквартирных домов; об обязании Префектуру ВАО г. Москвы внести изменения в распоряжение Префекта ВАО г. Москвы N 2566-В-РП от 25.12.2006; об обязании Департамента городского имущества г. Москвы изменить адреса многоквартирных домов, расположенных по адресу: 107113, Москва, улица Сокольнический Вал, дом 50, корпус 2, на следующие - муниципальному жилому дому, возведенному в 1978 году, с кадастровым номером 77:03:0003005:1046, присвоить адрес: 107113, Москва, улица Сокольнический Вал, дом 50, корпус 1; - жилому дому Жилищно-строительный кооператив "Высокий" (ЖСК "Высокий"), возведенному в 1987 году, с кадастровым номером 77:00:0000000:1119, присвоить адрес: 107113, Москва, улица Сокольнический Вал, дом 50, корпус 2.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.03.2019 ходатайство Жилищно-строительный кооператив "Высокий" о восстановлении срока на обжалование действий Департамента городского имущества г. Москвы и Государственного бюджетного учреждения г. Москвы "Московское городское бюро технической инвентаризации" по объединению технических паспортов двух самостоятельных многоквартирных домов в один и заявление Жилищно-строительного кооператива "Высокий" о признании незаконными действий Департамента городского имущества г. Москвы и Государственного бюджетного учреждения г. Москвы "Московское городское бюро технической инвентаризации" по объединению технических паспортов двух самостоятельных многоквартирных домов в один, оставлены без удовлетворения.
ЖСК "Высокий" не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители лиц, участвующих в деле в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из пояснений заявителя следует, что 02.02.2016 Правлению ЖСК "Высокий" стало известно, что по адресу: Москва, Сокольнический Вал, дом 50, корпус 2, числится ещё один многоквартирный дом, объекты объединены в один дом в 2013.
Из пояснений Департамента следует, что 4-х секционный 16-этажный жилой дом по адресу: Москва, улица Сокольнический Вал, дом 50, корпус 2 по своим конструктивным признакам и функциональным свойствам является единым объектом технического учета с индивидуальными характеристиками (площадь, планировка, границы), расположенным на отдельном земельном участке с кадастровым номером 77:03:0003005:129. Секции 1-2 и 3-4 жилого дома являются смежными между собой, имеют единый фундамент и общие стены, в связи с чем, оснований для учета данных секций как двух самостоятельных объектов с составлением на них отдельных технический паспортов не имеется.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из пропуска заявителем срока подачи заявления, установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и заявленные требования направлены на признание недействительными распорядительных документов об адресации указанного объекта.
В ходе судебного заседания в суде апелляционной инстанции установлено, что управлением многоквартирного дома 1987 года постройки, площадью 6.963, 6 кв.м. по адресу: Москва, улица Сокольнический Вал, дом 50, корпус 2, с даты его постройки и по настоящее время, осуществляется Жилищно-строительным кооперативом "Высокий", при этом другой многоквартирный дом площадью 8.191.9 кв.м. находится под управлением управляющей организации ГБУ г. Москвы "Жилищник". Заявитель указывает на то, что по одному адресу оказалось два самостоятельных, изолированных друг от друга многоквартирного дома с разной формой собственности, с разным периодом ввода в эксплуатацию и, по сути, создан один объект (корпус) муниципального дома 1978 года постройки с кадастровым номером 77:03:0003005:1046. Однако по данному адресу числится два самостоятельных объекта: 1 - 16-этажный дом, проект серии П3, 1978 года постройки за счет бюджета, муниципальный фонд; 2 - 16-этажный дом, проект серии П44, 1987 года постройки за счет пайщиков, секции 3 и 4.
Ранее до 24.01.2013 указанные многоквартирные дома учтены МосгорБТИ, как два, с уникальными номерами, каждое здание имело свой технический паспорт имеют свои кадастровые номера, зарегистрированы Росреестром. Кроме того, в дежурном адресном плане квартала дом ЖСК "Высокий" обозначен цифрой "2", муниципальный дом цифрой "1".
Данные факты подтверждаются письмами от 30.03.2016 N 08-50-1224/16, от 17.03.2008 N 01-18-1460/8.
В 2013 ТБТИ "Восточный" объединены технические паспорта двух самостоятельных многоквартирных домов в один технический паспорт.
Согласно ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В силу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, выслушав представителей, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене в части исходя из следующего.
Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. ст. 14 - 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", присвоение адресов объектам адресации в границах городского округа, изменение, аннулирование адресов относится к полномочиям органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона N 443-ФЗ и п. 5 Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 N 1221, объектами адресации могут быть один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.
Здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных (п. 6 ч. 2 ст. 2 Федерального закона N 384-ФЗ).
Признаками единства здания при отсутствии единого фундамента и сообщения между частями одного здания может служить общее назначение здания, однородность материала стен, общие лестничные клетки, единое архитектурное решение (приложение 1 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 37).
В силу п. 3.21 ГОСТа Р 51929-2014 многоквартирный дом - это оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом, объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющий надземную и подземную части, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения, помещения общего пользования, не являющиеся частями квартир, иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и жилые помещения, предназначенные для постоянного проживания двух и более семей, имеющие самостоятельные выходы к помещениям общего пользования в таком доме (за исключением сблокированных зданий); в состав многоквартирного дома входят встроенные и (или) пристроенные нежилые помещения, а также придомовая территория (земельный участок).
Согласно п. 8 Правил N 1221 присвоение адреса зданию осуществляется в случае выдачи (получения) разрешения на строительство здания либо выполнения в отношении здания в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком здании, сооружении и объекте незавершенного строительства, при постановке здания, сооружения и объекта незавершенного строительства на государственный кадастровый учет (в случае, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для строительства или реконструкции здания, сооружения и объекта незавершенного строительства получение разрешения на строительство не требуется).
Согласно п. 9 Правил N 1221, при присвоении адресов зданиям, сооружениям и объектам незавершенного строительства такие адреса должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых расположены соответствующие здания, сооружения и объекты незавершенного строительства.
Доказательств того, что спорные объекты представляют собой сблокированное здание, заинтересованными лицами не представлено.
Вместе с тем, объединение технических паспортов является нарушением п. 6 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства (утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921), в соответствии с которым технический паспорт оформляется на каждый объект капитального строительства.
Кроме того, наличие двух объектов недвижимости на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0003005:129 вносит неопределенность в принадлежности указанного земельного участка к зданию ЖСК "Высокий", так как спорные объекты являются независимыми жилыми многоквартирными домами.
Следовательно, действия государственных органов в отношении двух разных объектов кадастрового учета без их индивидуализации являются незаконными, как совершенные с нарушением норм действующего законодательства.
Доводы заинтересованных лиц о том, что права собственников помещений в многоквартирном доме ЖСК "Высокий" объединением адресов не нарушены, поскольку собственники помещений несут бремя содержания своего имущества от занимаемой ими площади, принимаются судом апелляционной инстанции во внимание, вместе с тем, разница амортизационного износа спорных многоквартирных домов, объединенных в один дом не позволяет разрешать технические, ремонтные, экономические и финансовые вопросы; такое объединение не отражает реального состояния зданий, степень физического износа с учетом разного периода ввода в эксплуатацию; оформление одного технического паспорта на два дома уменьшает стоимость одного метра общей площади и приведет к уменьшению долей в общедомовом имуществе для собственников помещений в доме ЖСК "Высокий" и следствием может явиться то, что такое уменьшение долей приведет к уменьшению выплачиваемой собственникам жилых помещений компенсации в случае изъятия недвижимого имущества для государственных нужд в порядке ст. 239 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Иные доводы заинтересованных лиц судом апелляционной инстанции отклоняются, исходя из того, что оспариваемыми действиями права и законные интересы ЖСК "Высокий" нарушены, поскольку кооперативом соблюден установленный для обращения порядок необходимый для обоснованного разрешения обращения на законной основе.
Согласно п. 1.1 постановления Правительства г. Москвы от 26.02.2016 N 58-ПП "О присвоении, изменении и аннулировании адресов в г. Москве и внесении изменений в правовые акты г. Москвы" с 2016 изменен порядок присвоения объекту его адреса и данные функции переданы Департаменту городского имущества г. Москвы
Следует отметить, что в рассматриваемом деле заинтересованные лица полномочны передавать/истребовать обращения (документы) заявителей рамках межведомственного информационного взаимодействия.
С учетом установления судом апелляционной инстанции факта нарушения заинтересованными лицами требований законодательства, а также прав и законных интересов ЖСК "Высокий", доводы кооператива о необоснованном отказе в восстановлении судом первой инстанции срока на обращение в суд, предусмотренного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции принимаются, исходя из того, что оценка причин пропуска данного срока, как уважительных, является усмотрением суда.
В части требования ЖСК "Высокий" об обязании Префектуру ВАО г. Москвы внести изменения в распоряжение Префекта ВАО г. Москвы N 2566-В-РП от 25.12.2006, суд апелляционной инстанции исходит из нецелесообразности обращения заявителя с таким требованием с учетом периода и изменения законодательства.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.03.2019 по делу N А40-318490/18 отменить в части.
Признать действия Департамента городского имущества г. Москвы и Государственного бюджетного учреждения г. Москвы "Московское городское бюро технической инвентаризации" по объединению технических паспортов двух самостоятельных многоквартирных домов (МКД) в один незаконными.
Обязать Департамент городского имущества г. Москвы и Государственное бюджетное учреждение г. Москвы "Московское городское бюро технической инвентаризации" внести изменения и разделить технический паспорта двух самостоятельных многоквартирных домов (МКД).
Обязать Департамент городского имущества г. Москвы изменить адреса многоквартирных домов, расположенных по адресу: 107113, Москва, улица Сокольнический Вал, дом 50, корпус 2, на следующие: - муниципальному жилому дому, возведенному в 1978 году, с кадастровым номером 77:03:0003005:1046, присвоить адрес: 107113, Москва, улица Сокольнический Вал, дом 50, корпус 1; - жилому дому ЖСК "Высокий", возведенному в 1987 году, с кадастровым номером 77:00:0000000:1119, присвоить адрес: 107113, Москва, улица Сокольнический Вал, дом 50, корпус 2.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с Департамента городского имущества г. Москвы в пользу ЖСК "Высокий" расходы по уплате государственной пошлины в размере 6.000 руб. по заявлению и 1.500 руб. по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-318490/2018
Истец: ЖСК Высокий
Ответчик: ГБУ МГБ технической инвентаризации, Департаент городского имущества г. Москвы, Префектура ВАО
Хронология рассмотрения дела:
19.05.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18591/19
01.02.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-70658/20
21.10.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-318490/18
18.06.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-13031/20
26.11.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18591/19
28.10.2019 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18591/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18591/19
13.08.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-25345/19
20.03.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-318490/18