г. Воронеж |
|
14 августа 2019 г. |
Дело N А64-425/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 августа 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мелковой О.А.,
при участии:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области: Попова Н.В., представитель по доверенности от 23.01.2019 сроком до 31.12.2019;
от акционерного общества "Тамбовская сетевая компания": Князева Ж.В., представитель по доверенности от 24.12.2018 сроком до 31.12.2019;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 07.06.2019 по делу N А64-425/2019 (судья Павлов В.Л.), принятого по заявлению акционерного общества "Тамбовская сетевая компания" (ОГРН 1056882300694, ИНН 6829012231) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области о признании незаконным и отмене постановления N АПЗ-99/18 от 29.12.2018,
УСТАНОВИЛ :
Акционерное общество "Тамбовская сетевая компания" (далее - Общество, заявитель, АО "ТСК") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - антимонопольный орган, УФАС по Тамбовской области) о признании незаконным и отмене постановления N АПЗ-99/18 от 29.12.2018 об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 07.06.2019 по делу N А64-425/2019 постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 29.12.2018 N58-3-06/5523 о привлечении акционерного общества "Тамбовская сетевая компания" к административной ответственности, предусмотренной ст. 9.15 КоАП РФ, изменено в части назначения наказания.
Арбитражный суд назначил акционерному обществу "Тамбовская сетевая компания" административное наказание по ст. 9.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, антимонопольный орган обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе УФАС по Тамбовской области указывает на то, что основания для снижения предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ минимального размера штрафа применительно к части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ в рассматриваемом случае отсутствуют.
Ссылается на то, что исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением АО "Тамбовская сетевая компания", позволяющих применить положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, не установлено.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа просил решение в обжалуемой части отменить и принять по делу новый судебный акт.
В представленном суду отзыве на апелляционную жалобу Общество ссылается на то, что судом первой инстанции обоснованно применены положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Общества просил решение в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Таким образом, с учетом отсутствия возражений АО "Тамбовская сетевая компания", судом апелляционной инстанции проверяется законность и обоснованность решения Арбитражного суда Тамбовской области только в обжалуемой части.
Судебное заседание проходило посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 24.12.2018 с 11 часов 00 минут по 13 часов 00 минут, в целях осуществления государственного контроля за соблюдением Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, Управлением проводился осмотр Интернет-сайта АО "Тамбовская сетевая компания" по адресу: https://oaotsk.ru/.
Для соединения с сетью Интернет использовался моноблок Acer, модель AspireZC-606 на базе процессора Intel(R) Pentium(R) CPU J2900, 2,41 GHz, 8 ГБ ОЗУ, ОС Windows 7 Профессиональная и Internet-браузер Mozilia Firefox 64.0
Осмотр проводился путем последовательности переходов на страницы осматриваемого интернет-сайта.
В результате осмотра антимонопольным органом установлено, что на официальном сайте АО "Тамбовская сетевая компания" в сети Интернет отсутствует информация, предусмотренная абзацем восемнадцатым подпункта "б" пункта 11 Стандартов раскрытия информации за ноябрь 2018 года, а именно: о вводе в ремонт и выводе из ремонта электросетевых объектов с указанием сроков.
Также отсутствует информация, предусмотренная подпунктом "в" пункта 11 Стандартов раскрытия информации с января по ноябрь 2018 года, а именно: о наличии (об отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам (работам, услугам) субъектов естественных монополий и о регистрации и ходе реализации заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям, включая информацию, содержащую сводные данные о поданных заявках на технологическое присоединение к электрическим сетям и заключенных договорах об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по сетевой компании с указанием количества: поданных заявок и объема мощности, необходимого для их удовлетворения; заключенных договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, содержащих сведения об объеме присоединяемой мощности, сроках и плате по каждому договору; аннулированных заявок на технологическое присоединение; выполненных присоединений и присоединенной мощности.
По результатам осмотра должностным лицом антимонопольного органа 24.12.2018 был составлен акт осмотра Интернет-сайта.
На основании материалов проведенной проверки, 26.12.2018 антимонопольным органом в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ в отношении АО "ТСК" был составлен протокол об административном правонарушении N АП3-99/18, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ.
29.12.2018 УФАС по Тамбовской области вынесено постановление N АП3-99/18 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа размере 200 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Судом первой инстанции заявленные требования удовлетворил частично, снизив размер административного штрафа.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ), при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 9.15 КоАП РФ предусмотрено наступление ответственности за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.
Требования к составу информации, раскрываемой субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, в том числе субъектами естественных монополий, за исключением потребителей электрической энергии, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия установлены Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты раскрытия информации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии" государственный контроль (надзор) в части соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии возложен на Федеральную антимонопольную службу и ее территориальные органы в пределах полномочий (пункт 2).
При этом согласно пункту 1 Стандартов раскрытия информации под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных Стандартами случаях - предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации.
На основании пункта 3 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04,05.2012 N 442, сетевые организации являются субъектами розничных рынков электрической энергии.
АО "Тамбовская сетевая компания" является сетевой организацией, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии.
Сетевая организация раскрывает информацию в соответствии с пунктом 9 раздела I и разделом II Стандартов раскрытия информации.
Согласно абзацу восемнадцатому подпункта "б" пункта 11 Стандартов раскрытия информации, сетевая организация раскрывает информацию о вводе в ремонт и выводе из ремонта электросетевых объектов с указанием сроков (сводная информация).
Информация, указанная в абзаце восемнадцатом подпункта "б" и подпункте "м" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, по мере обновления, но не реже одного раза в месяц (пункт 12 Стандартов раскрытия информации).
Согласно подпункту "в" пункта 11 Стандартов раскрытия информации, сетевая организация раскрывает информацию о наличии (об отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам (работам, услугам) субъектов естественных монополий и о регистрации и ходе реализации заявок на w-технологическое присоединение к электрическим сетям, включая информацию, содержащую сводные данные в разрезе субъектов Российской Федерации о поданных заявках на технологическое присоединение к электрическим сетям и заключенных договорах об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по сетевой компании с указанием количества: поданных заявок и объема мощности, необходимого для их удовлетворения; заключенных договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, содержащих сведения об объеме присоединяемой мощности, сроках и плате по каждому договору; аннулированных заявок на технологическое присоединение; выполненных присоединений и присоединенной мощности.
Информация в отношении трансформаторных подстанций 35 кВ и выше, указанная в подпункте "в" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежемесячно (пункт 11(1) Стандартов раскрытия информации).
Обстоятельства дела свидетельствуют, что на официальном сайте АО "Тамбовская сетевая компания" в сети Интернет на момент осмотра сайта антимонопольным органом, отсутствует информация о вводе в ремонт и выводе из ремонта электросетевых объектов с указанием сроков, а также иная вышеуказанная информация..
На основании статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Факт неразмещения в установленный срок на интернет-сайте заявителя информации, предусмотренной подпунктами "б", "в" пункта 11 Стандартов раскрытия информации, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе актом осмотра Интернет-сайта от 24.12.2018, протоколом от 26.12.2018 по делу об административном правонарушении, а также другими материалами дела об административном правонарушении, не оспорен Обществом.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения материалы дела не содержат.
Таким образом, наличие состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ, доказано.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений судом не установлено.
Вместе с тем, изменяя постановление антимонопольного органа в части назначения наказания, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1).
Согласно позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 22.04.2014 N 13-П, одной из задач законодательства об административных правонарушениях является, как следует из ст. 1.2 КоАП РФ, предупреждение административных правонарушений, а целью административного наказания как установленной государством меры ответственности за совершение административного правонарушения - предупреждение совершения новых правонарушений как самими правонарушителями, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ).
Реализация указанной цели в аспекте общей и частной превенции обеспечивается посредством неотвратимости наказания и за счет введения таких мер юридической ответственности, которые, будучи соразмерными и справедливыми, позволяют в конкретных обстоятельствах стимулировать участников правовых отношений к правомерному поведению.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, административное наказание может быть назначено судом ниже низшего предела.
Исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации: административный штраф - мера ответственности, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений, поэтому его размеры должны обладать разумным сдерживающим эффектом. Увеличение штрафов само по себе не выходит за рамки полномочий федерального законодателя. Однако размеры штрафов (в особенности минимальные) в отношении юридических лиц должны отвечать критериям пропорциональности и обеспечивать индивидуализацию наказания. Такая индивидуализация становится затруднительной, а подчас и невозможной в случаях, когда минимальный размер штрафа составляет сто тысяч рублей и более.
Пунктом 2 постановления определено, что впредь до внесения в КоАП надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч и более, может быть снижен судом ниже низшего предела.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации также указано, что до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений возможность снижения минимального размера административного штрафа законодательно не установлена, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, Конституционный Суд Российской Федерации полагает, что принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке. Если же административное наказание за совершение административного правонарушения было назначено иным компетентным органом, должностным лицом, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер административной ответственности), рассмотрев соответствующее заявление юридического лица, также не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему административного штрафа.
Суд первой инстанции, делая выводы по настоящему делу, учитывал вышеизложенную позицию.
Статьей 9.15 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде административного штрафа в пределах от 200 000 руб. до 500 000 руб.
Судом первой инстанции учтено, что Обществу назначен административный штраф хотя и в минимальном размере - 200 000 руб., предусмотренном санкцией, однако в рассматриваемом конкретном случае, является чрезмерным и не соответствует характеру совершенного правонарушения (с учетом того, что отсутствуют сведения о вредных последствиях, правонарушение совершено впервые). Следует также учесть, что Общество не оспаривало совершение правонарушения. Выявленные нарушения Обществом были устранены. Наличие формальных нарушений требований действующего законодательства в рассматриваемом случае не свидетельствует о существенных нарушениях чьих-либо прав.
С учетом вышеизложенного следует признать правомерным вывод суда первой инстанции о возможности в данном случае уменьшения размера штрафной санкции до 100 000 руб.
По мнению суда апелляционной инстанции наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб. соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в указанной части.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для снижения штрафа не принимаются, поскольку не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
С учетом указанного, а также изложенных выше обстоятельств, решение в обжалуемой части не подлежит отмене.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 07.06.2019 по делу N А64-425/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-425/2019
Истец: АО "Тамбовская сетевая компания"
Ответчик: Управление федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области