город Томск |
|
21 августа 2019 г. |
Дело N А45-7331/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Павлюк Т.В.,
судей Кривошеиной С.В.,
Скачковой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Любимовой А.Н., рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя Юмашевой Натальи Михайловны, общества с ограниченной ответственностью "Сателит" на решение от 22.05.2019 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N N А45-7331/2019 (судья Рубекина И.А.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сателит" (630126, г. Новосибирск, ул. Выборная, д. 144, пом. 9, ОГРН 1075404016313, ИНН 5404329336), индивидуального предпринимателя Юмашевой Натальи Михайловны (630032, г. Новосибирск, ОГРНИП 315547600041852, ИНН 540432484929) к Министерству по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (121357, г. Москва, ул. Ватутина, д. 1), Главному управлению МЧС России по Новосибирской области (630099, г. Новосибирск, ул. Октябрьская, д. 80) о признании незаконными действий, распоряжения, требования о предоставлении документов, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Прокуратура Новосибирской области
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: от Юмашевой Н.М.: Перфилов А.С., представитель по доверенности от 05.07.2018, удостоверение; от ООО "Сателит": Перфилов А.С., представитель по доверенности от 09.07.2018, удостоверение;
от МЧС России: Таратутин А.В., представитель по доверенности от 27.09.2018, паспорт; Зобков Д.В., представитель по доверенности от 18.04.2019, паспорт;
от ГУ МЧС России по Новосибирской области: без участия (извещен);
от Прокуратуры Новосибирской области: Дашевская О.С., представитель по доверенности от 29.07.2019, удостоверение;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сателит" (далее - общество, ООО "Сателит") и индивидуальный предприниматель Юмашева Наталья Михайловна (далее - предприниматель, ИП Юмашева Н.М.) обратились в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - заинтересованное лицо 1, МЧС России), Главному управлению МЧС России по Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо 2, ГУ МЧС России по Новосибирской области) о признании незаконными действий ГУ МЧС России по Новосибирской области в части формирования плана поверок на 2019 году и включения в него контрольно-надзорных мероприятий в отношении ООО "Сателит" N N 541901860248, от 01.10.2018 года, 541901859026 от 01.10.2018 года, 541902181147 от 27.11.2018 года; недействительным Распоряжения 06.02.2019 N 269 о проведении плановой выездной проверки ООО "Сателит", принятого отделом надзорной деятельности профилактической работы по г. Новосибирску Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Новосибирской области, подписанное заместителем Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России, заместителем главного государственного инспектора Дмитриевым С. А.; недействительным Распоряжение от 08.02.2019 N 1 о проведении плановой выездной проверки ООО "Сателит", принятое Департаментом надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России, вынесенное директором Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России, главным государственным инспектором по пожарному надзору Еникеевым Р.Ш.; незаконными заявленное в ходе проведения проверки заместителем Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России, заместителем главного государственного инспектора Дмитриевым С.А. требование о предоставление заверенных копий документов, изложенное в письме от 18.02.2019 N 19-5-2-589.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечена прокуратура Новосибирской области.
Решением суда от 22.05.2019 (резолютивная часть объявлена судом 15.05.2019) в удовлетворении требований ООО "Сателит", ИП Юмашевой Н.М. отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество и предприниматель обратились в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят отменить решение суда, удовлетворить заявленные требования. Апеллянты считают, что при принятии оспариваемого решения судом допущено нарушение норм материального и процессуального права, выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
МЧС России, Прокуратура по Новосибирской области в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), каждый, представители в судебном заседании доводы жалоб отклонили, просят оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
От ГУ МЧС по Новосибирской области отзыв на апелляционные жалобы в соответствии со статьей 262 АПК РФ не поступил.
В судебном заседании представитель апеллянтов поддержал доводы жалоб, настаивал на их удовлетворении, по основаниям изложенным в жалобах.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителя ГУ МЧС по Новосибирской области, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив апелляционные жалобы, отзывы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная инстанция приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, заявители по настоящему делу являются правообладателями следующих объектов недвижимого имущества (объектов защиты):
-нежилых помещений, с кадастровыми номерами 54:35:014700:62; 54:35:014700:63, 54:35:014700:64, 54:35:014700:65, 54:35:014700:66, 54:35:014700:67, 54:35:014700:69, 54:35:014700:70, общей площадью 21611,8 кв.м., в совокупности составляющих 1 корпус ТК "Восток". Указанные помещения являются объектом долевой собственности ООО "Сателит", Тиганова Сергея Андреевича, Юмашевой Натальи Михайловны, Куклина Дмитрия Витальевича. Данное обстоятельство подтверждается прилагаемыми выписками из ЕГРН. Указанное здание было введено в эксплуатацию после реконструкции в 2015 году.
-земельного участка с кадастровым (условным) номером 54:35:014700:19, ООО "Сателит", Тиганов Сергей Андреевич, Юмашева Наталья Михайловна, Кальченко Сергей Владимирович, Куклин Дмитрий Витальевич являются участниками долевой собственности в отношении вышеуказанного земельного участка, что подтверждается прилагаемыми выписками из ЕГРН.
Кроме того, ООО "Сателит" принадлежат на праве собственности нежилые помещения с кадастровыми номерами 54:35:014700:58, общей площадью 2100,2 кв.м., 54:35:014700:59, общей площадью 2029,7 кв.м., 54:35:014700:60, общей площадью 1032,1 кв.м., 54:35:014700:61, общей площадью 2202,9 кв.м.
Отделом надзорной деятельности профилактической работы по г. Новосибирску Управления Надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Новосибирской области было вынесено распоряжение N 269 о проведении плановой проверки по месту осуществления предпринимательской деятельности ООО "Сателит".
08 февраля 2019 года директором Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России, главным государственным инспектором по пожарному надзору Еникеевым Р.Ш. подписано Распоряжение N 1 о проведении внеплановой выездной проверки заявителя - ООО "Сателит" по месту фактического осуществления деятельности и используемых им производственных объектов по адресу - 630010 г. Новосибирск ул. Дегтярева, 19 на объекте, отнесенном к значительной категории риска.
Полагая, что вышеуказанные действия о включении в план проверок - проверки в отношении ООО "Сателит", а также о вынесении Распоряжения ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России N 269 от 06.02.2019, распоряжение ДНД и ПР МЧС России N 1 от 08.02.2019, а также действия по непосредственному проведению проверки являются незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителей, общество и предприниматель обратились в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал заявленные требования не обоснованными, не подлежащими удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, в связи, с чем отклоняет доводы апелляционных жалоб, при этом исходит из следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
Пунктом 17 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) установлено, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора), например, в области федерального государственного пожарного надзора.
По смыслу данной нормы при наличии специальных правил, содержащихся в федеральном законодательстве о пожарной безопасности, регулирующих перечисленные вопросы, соответствующие общие положения Федерального закона N 294-ФЗ при организации и осуществлении федерального государственного пожарного надзора подлежат применению с учетом требований специального законодательства.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона N 69-ФЗ установлено, что данный федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся введении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Согласно статье 6.1 Федерального закона N 69-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей.
Предметом проверки является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности.
В ежегодном плане проведения плановых проверок, приказе (распоряжении) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки, акте проверки дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта защиты, в отношении которого соответственно планируется проведение мероприятий по контролю и фактически были проведены указанные мероприятия, наименование его правообладателя (правообладателей).
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение, в том числе трех лет со дня: ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности; окончания проведения последней плановой проверки; одного года и более со дня окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты, используемого (эксплуатируемого) организацией, осуществляющей деятельность в отдельных сферах деятельности. Периодичность проведения таких проверок устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ.
Таким образом, из анализа приведенных норм следует, что предметом проверки при осуществлении федерального государственного пожарного надзора является соблюдение на эксплуатируемых объектах защиты, к которым согласно статье 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123) относятся, в том числе здания и сооружения, этим юридическим лицом требований пожарной безопасности, поскольку в силу статьи 5 Федерального закона N 123-ФЗ требования пожарной безопасности на объектах защиты должны соблюдаться постоянно независимо от смены собственников и(или) пользователей помещений.
"Положением о федеральном государственном пожарном надзоре", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806, далее - Положение) периодичность проведения плановых проверок объектов защиты установлена в зависимости от присвоенной категории риска.
Здание торгового центра "Восток" по ул. Дегтярева, 19 в Дзержинском районе г. Новосибирска, в соответствии с критериями, установленными п. 26 приложения к Положению, распоряжением ОНДиПР по г. Новосибирску от 26.08.2018 N 25, правомерно отнесены к категории значительного риска, периодичность проверки которых согласно п. 21 Положения установлена один раз в 4 года.
В силу п. 6.3. Закона N 294-ФЗ постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 утверждены Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В соответствии с указанными Правилами, ФЗ N 294-ФЗ ГУ МЧС по Новосибирской области проведены мероприятия по разработке, согласованию и утверждению плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 г.
Статьей 9 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрена процедура согласования плановых проверок с органами прокуратуры, при этом по смыслу ст. 9 Закона N294-ФЗ сводный план проверок представляет собой информационную обобщенную базу поступивших от контролирующих органов планов, не является ненормативным правовым актом (он не существует на бумажном носителе, не имеет официальных реквизитов, не утверждается уполномоченным должностным лицом, не порождает прав и обязанностей субъектов предпринимательства). Обязанность по рассмотрению проектов ежегодных планов на предмет законности включения в них объектов возложена на прокуратуры субъектов РФ.
Как следует из материалов дела, на основании п. 3 ст. 9 Закона 294-ФЗ Главным управлением МЧС России по Новосибирской области был разработан и утвержден ежегодный план проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в котором были указаны перечисленные в п. 4 ст. 9 Закона 294- ФЗ сведения в отношении плановой проверки ООО "Сателит": проверяемое лицо - объект торговли ООО "Сателит",- цель проведения проверки - выполнение обязательных требований пожарной безопасности, Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",- основание проведения проверки - абз. 4 ст. 6.1. Закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",- дата начала - 19.02.2019,- дата окончания - 22.02.2019,- срок проведения - 15 часов, - наименование органа контроля - Главное управление МЧС России по Новосибирской области.
В соответствии с п. 6 ст. 9 Закона N 294-ФЗ до 01.09.2018 утвержденный руководителем Главного управления МЧС России по Новосибирской области проект ежегодного плана проверок на 2019 г. направлен на согласование в прокуратуру Новосибирской области.
В установленном Законом 294-ФЗ порядке Прокуратурой Новосибирской области согласовано проведение Главным управлением МЧС России по Новосибирской области рассматриваемой проверки ООО "Сателит" (номер в ФГИС "Единый реестр проверок" 541902181147). Далее в срок до 01.12.2019 ежегодные планы проведения плановых проверок, поступившие от органов государственного контроля (надзора), в том числе от Главного управления МЧС России по Новосибирской области, обобщены прокуратурой Новосибирской области и направлены в Генеральную прокуратуру РФ для формирования ежегодного сводного плана проведения плановых проверок. В срок до 31.12.2019 генеральной прокуратурой РФ сформирован сводный план проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 г. и размещен на официальных сайтах Генеральной прокуратуры РФ (по адресу proverki.gov.ru.) и прокуратуры Новосибирской области.
Таким образом, исследовав и оценив фактические обстоятельства дела, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что оспариваемые заявителями действия ГУ МЧС по НСО в части формирования плана проверок на 2019 и включения в него контрольно-надзорных мероприятий соответствуют действующему законодательству, совершены в пределах предоставленных полномочий и не нарушают прав и законных интересов заявителей.
При этом судом первой инстанции правомерно указано на право МЧС России привлекать к проведению проверки экспертов, экспертные организации закреплено в п.5 ст.2, п. 2 ст. 7, ст. 12, п. 2 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ, Положении N 290, п. 8 Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утв. приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644.
С учетом изложенного, права и интересы заявителей Распоряжением N 269 не нарушены, обратного заявителями не доказано в порядке ст.65 АПК РФ.
Довод ООО "Сателит" о том, что суд первой инстанции сделал вывод, что ни при планировании проверки, ни при вынесении распоряжения о ее проведении не должна осуществляться идентификация объектов, в отношении которых будут реализованы контрольно-надзорные мероприятия, не обоснован и противоречит выводам суда первой инстанции, изложенным в решении.
Как верно установлено судом первой инстанции, ежегодный план проверок был в установленном порядке сформирован Главным управлением МЧС России по Новосибирской области и согласован прокуратурой Новосибирской области, в мероприятии по контролю N 541902181147 в плане проверок на 2019 г. и Распоряжении N 1 указано проверяемое лицо - объект торговли ООО "Сателит", место проведения проверки:- место нахождения юридического лица - 630091, г. Новосибирск, ул. Выборная, д. 144, место фактического осуществления деятельности, место нахождения опасных производственных объектов: 630010, г. Новосибирск, ул. Дегтярева, 19, что свидетельствует о том, что сведения конкретизированы, а мероприятие по контролю N 541902181147 размещено в плане проверок на 2019 согласовано Прокуратурой Новосибирской области и в составе сводного плана проверок размещено в установленном порядке в сети Интернет.
Согласно пункта 2 статьи 12 Закона N 294 выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица и (или) по месту фактического осуществления деятельности.
Порядок организации проверки определен в статье 14 Федерального закона N 294-ФЗ.
В частности, проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (часть 1).
В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются: наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля; фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций; наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности; цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами; сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля; перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; даты начала и окончания проведения проверки (часть 2).
В силу ст. 6.1. Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в ежегодном плане проведения плановых проверок, приказе (распоряжении) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта защиты, территории или земельного участка, в отношении которых соответственно планируется проведение мероприятий по контролю и фактически были проведены указанные мероприятия, наименование их правообладателя (правообладателей).
Правительством Российской Федерации в развитие федеральных законов постановлением от 28.04.2015 N 415 утверждены Правила формирования и ведения единого реестра проверок, согласно пп. "в" п. 1 приложения N 1 к которым информация о плановых проверках юридических лиц включает в себя информацию о лице, в отношении которого проводится проверка, содержащую: место нахождения юридического лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), в отношении которого проводится проверка; место фактического осуществления деятельности индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится проверка; место нахождения опасных производственных объектов.
Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" утверждена форма распоряжения (приложение 1 к Приказу), которая предусматривает указание только на место нахождения юридического лица, места фактического осуществления деятельности индивидуальным предпринимателем и (или) используемых ими производственных объектов.
С учетом изложенных норм, являются правомерными выводы суда о соответствии действующему законодательству распоряжения N 1 от 08.02.2019, отсутствии нарушений прав и интересов заявителей.
Также правомерно отклонены судом первой инстанции доводы заявителей о том, что проведенная проверка не является плановой, поскольку проведена не ГУ МЧС России по Новосибирской области, которым мероприятие по контролю внесено в план проверок на 2019 г., а проведена ДНДиПР МЧС России, которым вынесено Распоряжение N 1, поскольку указанное не свидетельствует о том, что оспариваемым Распоряжением назначена внеплановая проверка, распоряжение МЧС N1 дано именно на плановую проверку, а не внеплановую. Факт направления сведений для включения в план на 2019 год ГУ МСЧ по НСО не свидетельствует о незаконности распоряжения N1 от 08.02.2019.
Так, как ранее изложено, проверка назначена в соответствии с планом (мероприятия по контролю N 541902181147 от 27.11.2018) одним федеральным органом исполнительной власти - МЧС России.
В силу пп. "а" п. 2 Положения о федеральном государственном пожарной надзоре, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 (далее - Положение N 290), органами государственного пожарного надзора являются, в частности, структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора. Согласно п. 3 Положения N 290 деятельность органов государственного пожарного надзора осуществляется на основе подчинения нижестоящих органов государственного пожарного надзора вышестоящим. Осуществлять полномочия в установленной сфере деятельности вправе главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору - руководитель структурного подразделения центрального аппарата МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора (пп. "а" п.8 Положения N 290). Полномочия государственных пожарных инспекторов РФ и их заместителей перечислены в пунктах 9, 10-12, 13 Положения N290, в частности: право назначать проведение проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты в части соблюдения требований пожарной безопасности, а также назначать проведение проверок и проводить проверки деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по обеспечению пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, распоряжение N 1 подписано уполномоченным лицом - директором ДНДиПР МЧС России, главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору Еникеевым Р.Ш. в соответствии с вышеуказанными нормами Положения N 290.
ГУ МЧС по Новосибирской области является территориальным органом МЧС России. Деятельность отдела государственного пожарного надзора и профилактической работы УНД и ПР ГУ МЧС России по Новосибирской области осуществляется на основе подчинения вышестоящему органу пожарного надзора, которым является ДНДиПР МЧС России.
Оспариваемое Распоряжение N 1 от 08.02.2019 вынесено на основании согласованного прокуратурой Новосибирской области и надлежащим образом сформированного и опубликованного плана проверок на 2019 г.
Распоряжением N 1 утверждено проведение плановой выездной проверки на основании включенного в ФГИС "Единый реестр проверок" мероприятия по контролю N 541902181147 от 27.11.2018, а не внеплановой.
Распоряжение N 1 соответствует требованиям п. 2 ст. 14 Закона N 294- ФЗ, в нем указаны: наименование органа государственного контроля (надзора); наименование проверяемого юридического лица, места нахождения или фактического осуществления деятельности: адрес места нахождения - 630091, г. Новосибирск, ул. Выборная, д.144, помещение 9; адрес фактического осуществления деятельности и (или) используемых ими производственных объектов: 630010, г. Новосибирск, ул. Дегтярева, 19, объект защиты отнесен к значительной категории риска; фамилии, имена, отчества, должности должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки; привлекаемые к проведению проверки эксперты, представители экспертных организаций; цели и задачи проверки: проверка проводится в рамках Федерального государственного пожарного надзора, ФРГУ N10001495160, с целью исполнения плана плановых проверок на 2019 год. Проверочный лист - приложение N6 к приказу МЧС России от 28.06.2018 г. N261 "Об утверждении форм проверочных листов, используемых должностными лицами федерального государственного пожарного надзора МЧС России при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности", задачи - оценка соответствия осуществляемых юридическим лицом деятельности или действий (бездействий) обязательным требованиям пожарной безопасности; предмет проверки; срок проведения проверки (15 часов), срок начала и окончания; правовые основания проверки; подлежащие проверке обязательные требования; сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; применимый административный регламент по осуществлению государственного контроля (надзора); перечень документов, которых необходимо представить ООО "Сателит".
В соответствии с пунктом 6.1. Федерального закона от 21.12.1994 N 69- ФЗ "О пожарной безопасности" в пункте 2 Распоряжения N1 указано место, в котором должна быть проведена проверка: "место осуществления деятельности и (или) используемых производственных объектов" проверяемого лица ООО "Сателит" по адресу: 630010, г. Новосибирск, ул. Дегтярева, д. 19. В пункте 11 уточняется, что по указанному адресу необходимо провести обследование (визуальный осмотр) используемых при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования ООО "Сателит".
В соответствии с пунктом 54 Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утв. приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644 в пункте 2 Распоряжения N1 проверяемый по месту фактического осуществления деятельности ООО "Сателит" "объект защиты отнесен к значительной категории риска".
Таким образом, при вынесении Распоряжения N 1 в соответствии с утвержденным планом проверок соблюдены требования законодательства.
Отклоняя доводы заявителей в части отсутствия правовых оснований для требования о предоставлении заверенных копий градостроительной, разрешительной и иной документации, перечисленных в письме от 18.02.2019 N 19-5- 2-589 МЧС России, суд указал, что письмо от 18.02.2019 N 19-5-2-589 МЧС России было направлено в соответствии с полномочиями МЧС России и были указаны ссылки на применимые положения законодательства, документы касались предмета проверки.
В силу ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право запрашивать и получать от организаций, в отношении которых проводится проверка соблюдения требований пожарной безопасности, на основании мотивированных письменных запросов документы и (или) информацию, необходимые для проведения проверки.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны, в числе прочего, предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях.
В силу ст. 12 Закона N 294-ФЗ предметом выездной проверки (как плановой, так и внеплановой) являются содержащиеся в документах юридического лица сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора) проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.
При изложенных обстоятельствах, требование о предоставлении документов является правомерным, истребование в оспариваемом письме обширного перечня документов, относящихся к предмету проверки, действующему законодательству не противоречит.
Оспариваемые действия, распоряжения, требование о предоставлении документов, изложенное в письме от 18.02.2019 не нарушают права и интересы ИП Юмашевой Н.М., поскольку вынесены фактически в отношении ООО "Сателит", каких либо предписаний заинтересованными лицами в отношении нее не выносилось.
Доводы общества и предпринимателя о нарушении МЧС России положений Административного регламента подлежат отклонению апелляционным судом, поскольку пунктом 43 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644 запрещается планирование одной проверки в отношении нескольких проверяемых лиц. Для каждого правообладателя должна быть спланирована отдельная проверка.
Следовательно, указанное положение Административного регламента не обязывает МЧС России проводить сплошные проверки всех правообладателей помещений в рамках одного объекта защиты, а лишь закрепляет порядок планирования при наличии законных оснований для проверки одновременно нескольких лиц.
Доводы предпринимателя о необоснованности проведения проверки ввиду того, что плановая проверка проведена в отношении конкретного юридического лица ООО "Сателит", отклоняются апелляционным судом, поскольку как усматривается из материалов дела заинтересованное лицо в отношении ИП Юмашевой Н.М. актов при планировании проверки и ее проведении не выносились, права и интересы ИП Юмашевой Н.М. не нарушены, планирование проверки и вынесение распоряжения о проведении проверки ООО "Сателит" не создает препятствий ИП Юмашевой Н.М. в осуществлении предпринимательской деятельности.
Ссылки ИП Юмашевой Н.М. на нарушение ст. 21 Закона N 294-ФЗ также отклоняется коллегией, поскольку оспариваемые в рамках настоящего дела действия и акты МЧС России связаны с проведением выездной плановой проверки конкретного лица -ООО "Сателит".
МЧС России проверялись документы, а также деятельность юридического лица, в том числе по месту ее фактического осуществления, именно в отношении ООО "Сателит".
Проведение проверки ООО "Сателит", в том числе по месту фактического осуществления деятельности в ТК "Восток" (по адресу: г. Новосибисрк, ул. Дегтярева, д. 19) в установленном Законом N 294-ФЗ порядке было согласовано прокуратурой Новосибирской области, что подтверждено самой Прокуратурой Новосибирской области в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции (в отзыве от 22.04.2019 N 8-254-2019).
Таким образом, заинтересованным лицом в установленном законом порядке МЧС России была запланирована, согласована с прокуратурой и проведена проверка конкретного юридического лица - ООО "Сателит". Никаких неблагоприятных последствий для ИП Юмашевой Н.М. оспариваемые в рамках настоящего дела распоряжения и акты не повлекли, препятствия для ее предпринимательской деятельности не созданы.
При данных обстоятельствах, ГУ МЧС России по НСО, МЧС России соблюдены установленные законодательством требования при осуществлении оспариваемых действий и вынесении оспариваемых ненормативных актов, нарушения прав и законных интересов оспариваемыми действиями и ненормативными актами не установлено.
Оценка доказательств по настоящему спору произведена арбитражным судом первой инстанции в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ. При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебного акта, допущено не было. Оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не установлено.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание позицию, изложенную в абзаце 2 пункта 15 информационного письма Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 25 мая 2005 года N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб., 2850 руб. на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату подателям жалоб из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.05.2019 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N N А45-7331/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Сателит", индивидуального предпринимателя Юмашевой Натальи Михайловны, без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Сателит" (630126, г. Новосибирск, ул. Выборная, д. 144, пом. 9, ОГРН 1075404016313, ИНН 5404329336) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную по апелляционной инстанции в размере 1 500 рублей по платежному поручению N 452 от 21.06.2019.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Юмашевой Натальи Михайловны (630032, г. Новосибирск, ОГРНИП 315547600041852, ИНН 540432484929) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную по апелляционной инстанции в размере 2 850 рублей по платежному поручению N 33 от 21.06.2019.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-7331/2019
Истец: ИП Юмашева Н.М., ООО "Сателит"
Ответчик: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий- МЧС России (Департамент надзорной деятельности и профилактической работы)
Третье лицо: Прокуратура Новосибирской области, ИП Юмашева Наталья Михайловна, Прокуратура Томской области
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6246/19
21.08.2019 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6753/19
22.05.2019 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-7331/19
04.03.2019 Определение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-7331/19