г. Пермь |
|
23 августа 2019 г. |
Дело N А60-15206/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 августа 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И. В.
судей Васильевой Е.В., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Игитовой А.В.,
при участии:
от заинтересованного лица Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхованию Российской Федерации (филиал N 2) (ОГРН 1026604952252, ИНН 6660013279) - Колесников А.С., паспорт, доверенность от 25.12.2018;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхованию Российской Федерации (филиал N 2)
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 июня 2019 года
по делу N А60-15206/2019, принятое судьей В.В. Окуловой
по заявлению акционерного общества "Сельхозтехника"
(ИНН 6642001986, ОГРН 1026600882000)
к Государственному учреждению - Свердловскому региональному отделению Фонда социального страхованию Российской Федерации (филиал N 2) (ОГРН 1026604952252, ИНН 6660013279)
об оспаривании приказа N 716 от 29.11.2018,
установил:
Акционерное общество "Сельхозтехника" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к Государственному учреждению - Свердловскому региональному отделению Фонда социального страхованию Российской Федерации (филиал N 2) (далее - Фонд, заинтересованное лицо) о признании недействительным приказа N 716 от 29.11.2018 в части отказа в установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 05 июня 2019 года заявленные требования удовлетворены, приказ Фонда N 716 от 29.11.2018 в части отказа в установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год признан недействительным и отменен. Суд обязал Фонда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционерного общества "Сельхозтехника".
Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе Фонд указывает на пропуск заявителем срока обжалования приказа N 716 от 29.11.2018, исходя из того, что приказ получен
заявителем 03.12.2018, следовательно, срок обжалования истек 03.03.2019, при этом, заявление подано 19.03.2019. Кроме того, заявителем не соблюдено условие для получения скидки, предусмотренное п. 6 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 (далее - Правила), в связи с чем, скидка к страховому тарифу данного страхователя не может быть установлена.
Заявителем письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Фонда поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, АО " Сельхозтехника " зарегистрировано в качестве юридического лица и состоит на учете в качестве страхователя в филиале N 2 ГУ СРО ФСС РФ с регистрационным номером страхователя 6602130622.
Основным видом экономической деятельности АО " Сельхозтехника " является "Производство машин для уборки урожая" (ОКВЭД 28.30.05), который относится к 26 классу профессионального риска в соответствии с Классификацией видов экономической деятельности по классам профессионального риска, утвержденной Приказом Минтруда России от 30.12.2016 N 851н. Страховой тариф составляет 5%.
17.10.2018 общество обратилось в Фонд с заявлением об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год (л.д. 17). Заявление принято Фондом, о чем свидетельствует соответствующая входящая отметка на заявлении.
Приказом от 25.10.2018 N 662 Фонд отказал в предоставлении скидки по заявлению общества в связи с тем, что показатель "а" равен значению аналогичного показателя по виду экономической деятельности и, к которому отнесен основной вид экономической деятельности.
О результатах рассмотрения заявления общество поставлено в известность письмом от 18.11.2018.
Не согласившись с приказом от 25.10.2018 N 662 в части отказа в установлении скидки по тарифу на 2019 год, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что приказ от 25.10.2018 N 662 в части отказа в установлении скидки по тарифу на 2019 год не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемые ненормативный правовой акт и решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
В силу положений статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспоренного решения закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения, возлагается на орган, принявший акт.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ), страхователь обязан правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона N 125-ФЗ предусмотрено, что страховщик (Фонд социального страхования Российской Федерации) имеет право, в том числе, устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона N 125-ФЗ установлено, что страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки, устанавливаемой страховщиком.
Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 (далее - Правила N 524).
Пунктом 3 Правил N 524 предусмотрено, что размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и страховщиком, исходя из основных показателей, определенных по итогам деятельности страхователей за 3 года, предшествующих текущему году.
Методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденной приказом Минтруда России от 01.08.2012 N 39н, установлено, что скидки и надбавки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний рассчитываются Фондом социального страхования Российской Федерации в текущем финансовом году и устанавливаются на очередной финансовый год в размерах не более 40% установленного страхового тарифа по итогам деятельности страхователя за три года, предшествующих текущему, исходя из основных показателей с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года (пункт 2).
Обязательными условиями рассмотрения страховщиком вопроса об установлении страхователю скидки являются: а) осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее чем трех лет с момента государственной регистрации до года, в котором рассчитывается скидка; б) своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов; в) отсутствие задолженности по страховым взносам на дату подачи заявления об установлении скидки (пункт 8 Правил N 524).
В соответствии с пунктом 6 Правил N 524 скидка или надбавка устанавливается страховщиком страхователю, если все указанные в пункте 3 настоящих Правил показатели меньше (скидка) или больше (надбавка) аналогичных показателей по виду экономической деятельности, к которому отнесен основной вид деятельности страхователя.
Отделением фонда социального страхования отказано в предоставлении скидки ввиду того, что показатель "отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими по виду экономической деятельности и страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов" у заявителя не ниже среднего, указанного в постановлении ФСС РФ от 03.08.2018 N 85.
Постановлением ФСС РФ от 03.08.2018 N 85 установлены Значения основных показателей по видам экономической деятельности на 2019 год.
По виду деятельности "Производство машин для уборки урожая" (код 28.30.5) установлены показатели:
1) отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими по виду экономической деятельности и страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов - 0,00;
2) количество страховых случаев по виду экономической деятельности и на тысячу работающих - 1,04;
3) количество дней временной нетрудоспособности по виду экономической деятельности и на один несчастный случай, признанный страховых, исключая случаи со смертельным исходом - 92,81.
Учитывая, что утвержденный показатель по соответствующему виду деятельности на 2019 год составляет 0,00 и заявитель объективно не может представить показатель ниже, чем установлен в Постановлении от 03.08.2018 N 85, следовательно, основания для отказа в предоставлении скидки у Фонда отсутствовали.
Доводы Фонда о пропуске заявителем срока обжалования приказ Фонда N 716 от 29.11.2018 исследованы суда апелляционной инстанции и подлежат отклонению, учитывая, что суд первой инстанции рассмотрел спор по существу, что свидетельствует о восстановлении судом пропущенного процессуального срока. Принимая во внимание, что данный срок пропущен заявителем незначительно, суд апелляционной инстанции полагает, что судом первой инстанции не допущено процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного акта по существу спора.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 июня 2019 года
по делу N А60-15206/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.В.Борзенкова |
Судьи |
Е.В.Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-15206/2019
Истец: АО "СЕЛЬХОЗТЕХНИКА"
Ответчик: ГУ СРО ФСС РФ