г. Санкт-Петербург |
|
23 августа 2019 г. |
Дело N А21-1396/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19477/2019) Администрации МО "Багратионовский городской округ" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.04.2019 по делу N А21-1396/2019 (судья Сычевская С.Н.), принятое
по заявлению Администрации МО "Багратионовский городской округ"
к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области
о признании недействительным и отмене предписания
установил:
Администрации муниципального образования "Багратионовский городской округ" (ИНН 3915004197, ОГРН 1023902213917, место нахождения: 238420, Калининградская область Багратионовский район, г.Багратионовск ул.Пограничная дом 57; далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным и отмене предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (ИНН 3906999637, ОГРН 1163926082253, место нахождения: г.Калининград, ул.Д.Донского, дом 1; далее - Министерство, административный орган) N ЖК-2/2468/16362-вх/ШАА от 12.11.2018 по устранению выявленных нарушений требований жилищного законодательства.
Решением от 15.04.2019 суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, у Администрации в рассматриваемом случае отсутствует обязанность проводить открытый конкурс по отбору управляющей организации. С учетом изложенного, заявитель указывает на незаконность предписания Министерства N ЖК-2/2468/16362-вх/ШАА от 12.11.2018.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, на основании приказа N 5257 от 18.10.2018 Министерством проведена внеплановая документарная проверка Администрации МО "Багратионовский городской округ" по вопросу несоблюдения требований законодательства в части непроведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами N 162, 173, 179, 185 в п. Долгоруково Багратионовского района, Калининградской области (далее - МКД).
Проверкой установлено, что доля Министерства обороны Российской Федерации в праве общей собственности на общее имущество в вышеуказанных многоквартирных домах в пос. Долгоруково, Багратионовского района Калининградской области составляет более 50%. Вместе с тем, открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления МКД, в которых доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, не проводился.
Министерство посчитало, что Администрацией МО "Багратионовский городской округ" нарушены часть 4 ст. 161 и часть 2 ст. 163 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила N 75).
По результатам контрольных мероприятий Министерством составлен акт проверки от 12.11.2018 года N ЖК-1/5257/ШАА.
В целях устранения выявленных нарушений требований жилищного законодательства Администрации выдано предписание N ЖК-2/2468/16362-вх/ШАА от 12.11.2018, в соответствии с которым в срок до 15.02.2019 необходимо провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления МКД и проинформировать Министерство.
15 марта 2019 года Министерством вынесено решение о внесении изменений в акт проверки ЖК-1/5257/ШАА от 12.11.2018, в котором указано о верной редакции акта проверки, читать в следующей редакции: "таким образом, на дату и время проведения проверки открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами N N 162, 173, 185 в п.Долгоруково Багратионовского района Калининградской области, в которых доля государственной собственности в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, не проводился".
15 марта 2019 года Министерством вынесено решение о внесении изменений в предписание N ЖК-2/2468/16362-вх/ШАА от 12.11.2018,в в котором указано на исключение из предписания многоквартирного дома N 179 в п.Долгоруково Багратионовского района Калининградской области.
Предписание Министерства N ЖК-2/2468/16362-вх/ШАА от 12.11.2018 обжаловано Администрацией в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности обжалуемого предписания Министерства, нарушения прав и законных интересов Администрации указанным предприятием не установил. На основании изложенного, в удовлетворении заявления Администрации отказано.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) признаются недействительными при наличии одновременно двух условий: если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 163 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 Кодекса.
Исходя из буквального толкования вышеуказанной статьи достаточно преобладание более 50 процентов любого вида собственности (федеральной, региональной, муниципальной) для проведения открытого конкурса. Указанная норма прямо содержит указание о том, что проведение открытого конкурса является обязанностью именно органа местного самоуправления вне зависимости от преобладающего вида собственности: во-первых ссылка на Правила N 75 (Правилами закреплено, что именно орган местного самоуправления проводит открытый конкурс); во-вторых ссылка на часть 4 статьи 161 ЖК РФ, которой установлено, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации.
Как установлено проверкой и подтверждается письмами ООО "ГУЖФ" и Администрации МО "Багратионовский городской округ" доля Министерства обороны Российской Федерации в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирных домах N N 162, 173, 179, 185 в пос. Долгоруково, Багратионовского района Калининградской области составляет более 50%. Таким образом, доля Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации в праве общей собственности на общее имущество превышает 50%, в связи с чем, в соответствии с требованиями части 4 ст. 161 и части 2 ст. 163 ЖК РФ в рассматриваемом случае требуется проведение органом местного самоуправления открытого конкурса для управления МКД.
Из системного толкования положений части 3 статьи 45, частей 1, 4 статьи 161, части 2 статьи 163 ЖК РФ Орган местного самоуправления обязан провести открытый конкурс для выбора управляющей организации в случае, если совокупная доля публично-правовых образований (публичная доля) в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов.
Положениями части 3 статьи 45, частей 1, 4 статьи 161, части 2 статьи 163 ЖК РФ установлено императивное требование о проведении открытого конкурса для определения управляющей компании по управлению МКД, в случае, если доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, иной порядок не предусмотрен.
Таким образом, в случае, если доля физических лиц - собственников жилых помещений в доме составляет менее 50% от общего числа собственников, то физические лица лишены возможности принять решение о выборе управляющей компании самостоятельно, без участия публичных образований.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований и признал обжалуемое предписание Министерства законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.04.2019 по делу N А21-1396/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-1396/2019
Истец: Администрация МО "Багратионовский городской округ"
Ответчик: Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области