г. Чита |
|
23 августа 2019 г. |
Дело N А78-7378/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,
судей Басаева Д.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевым И.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главы крестьянско-фермерского хозяйства Жалсанова Аюра Цырендоржиевича на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 7 сентября 2018 года по делу N А78-7378/2016 по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Забайкальского края (ОГРН 1087536008559, ИНН 7536095737; место нахождения: г. Чита, ул. Амурская, д. 13) к Главе крестьянско-фермерского хозяйства Жалсанову Аюру Цырендоржиевичу (ОГРНИП 309753830700038, ИНН 753103749091) о взыскании средств неиспользованного гранта в сумме 5 777 600 рублей,
и по встречному исковому заявлению Главы крестьянско-фермерского хозяйства Жалсанова Аюра Цырендоржиевича к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края об обязании заключить дополнительное соглашение к соглашению N 32 от 5 августа 2013 года о продлении срока исполнения гранта до 1 ноября 2019 года,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Акционерного общества "Российский Сельскохозяйственный банк" (ОГРН 1027700342890, ИНН 7725114488; место нахождения: г. Москва, переулок Гагаринский, д. 3)
(суд первой инстанции: Леонтьев И.В.),
при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:
от Министерства: Гречишникова Н.С., доверенность от 11 июня 2019 года (после перерыва 8 августа 2019 года в 9 час. 00 мин.),
от главы КФХ Жалсанова А.Ц.: Жалсанов А.Ц. (после перерыва 8 августа 2019 года в 9 часов 00 минут и в 17 часов 30 минут), Баженов Н.А., доверенность от 8 октября 2018 года (до перерыва 1 августа 2019 года и после перерыва 8 августа 2019 года в 9 часов 00 минут), Богодухов И.Н., доверенность от 28 июля 2019 года (до перерыва 1 августа 2019 года и после перерыва 8 августа 2019 года в 9 часов 00 минут), Доржиев Г.Д., доверенность от 24 июня 2019 года (до перерыва 1 августа 2019 года),
от АО "Россельхозбанк": не было,
и установил:
Министерство сельского хозяйства Забайкальского края (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с исковым заявлением к Главе крестьянско-фермерского хозяйства Жалсанову Аюру Цырендоржиевичу (далее - глава КФХ Жалсанов А.Ц.) о взыскании средств неиспользованного гранта в сумме 5 777 600 рублей.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 16 марта 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 июня 2017 года, исковые требования Министерства удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 октября 2017 года решение Арбитражного суда Забайкальского края от 16 марта 2017 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 июня 2017 года по настоящему делу отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Забайкальского края.
При повторном рассмотрении дела главой КФХ Жалсановым А.Ц. предъявлено встречное исковое заявление, уточненное в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК Российской Федерации) (т. 3 л.д. 131-134, т. 4 л.д. 20), к Министерству об обязании заключить дополнительное соглашение к соглашению N 32 от 5 августа 2013 года о продлении срока исполнения гранта до 1 ноября 2019 года.
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 27 февраля 2018 года встречное исковое заявление КФХ Жалсанов А.Ц. принято к производству для совместного рассмотрения с первоначальным иском.
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 29 мая 2018 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Акционерное общество "Российский Сельскохозяйственный банк" (далее - АО "Россельхозбанк").
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 7 сентября 2018 года исковые требования Министерства удовлетворены, с главы КФХ Жалсанова А.Ц. в пользу Министерства взыскано 5 777 600 рублей основного долга. В удовлетворении встречного иска Жалсанова А.Ц. к Министерству отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, глава КХФ Жалсанов А.Ц. обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных Министерством требований и удовлетворении встречного иска, указывая на нарушение судом первой инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неверную оценку судом имеющихся в деле доказательств.
В частности, Жалсанов А.Ц. считает, что суд первой инстанции в нарушение указаний суда кассационной инстанции при новом рассмотрении дела не установил фактический объем использования средств предоставленного гранта. При этом указывает, что им в материалы дела представлены документы, подтверждающие расходы в пределах спорного соглашения в сумме 9 942 500 рублей; настаивает, что все документы, подтверждающие освоение гранта, им представлены.
Заявитель апелляционной жалобы не согласен с признанием произведенных затрат нецелевым использованием гранта, поскольку такие затраты непосредственно связаны с деятельностью, с планом расходов, соответствуют задачам и целям гранта.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство указывает на необоснованность доводов Жалсанова А.Ц., выражает согласие с решением суда первой инстанции и просит оставить его без изменения.
На основании статьи 163 АПК Российской Федерации в судебном заседании 1 августа 2019 года объявлялся перерыв до 9 часов 00 минут и до 17 часов 30 минут 8 августа 2019 года, о чем были сделаны публичные объявления путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда апелляционной инстанции.
О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, установленном главой 12 АПК Российской Федерации, что подтверждается отчетом о публикации 5 августа 2019 года на официальном сайте Федеральных арбитражных судом Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) информации о перерыве в судебном заседании, однако АО "Россельхозбанк" явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, Министерство сельского хозяйства обеспечило явку представителя в судебное заседание 8 августа 2019 года в 9 часов 00 минут (после повторного признания явки его представителя в судебное заседание обязательной).
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и пояснений Жалсанова А.Ц. по делу, а также отзыва Министерства на апелляционную жалобу, заслушав Жалсанова А.Ц., его представителей и представителя Министерства, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, во исполнение постановления Правительства Забайкальского края от 10.04.2013 N 128 "Об утверждении Порядка предоставления грантов за счет средств бюджета Забайкальского края на развитие семейных животноводческих ферм в 2013 году" между Министерством и Жалсановым А.Ц. 5 августа 2013 года заключено Соглашение N 32 о предоставлении гранта на развитие семейных животноводческих ферм (т. 1 л.д. 20-24, далее - Соглашение).
Пунктом 1.1 Соглашения предусмотрено, что Министерство предоставляет средства в виде гранта на развитие семейной животноводческой фермы в размере 5 777 600 рублей, а Жалсанов А.Ц. принимает указанные средства и использует их для реализации проекта по развитию семейной животноводческой фермы в соответствии с целями, условиями и в порядке, установленными данным Соглашением.
Согласно пункту 1.2 Соглашения проект по развитию крестьянского фермерского хозяйства реализуется в соответствии с этапами и в сроки, установленные графиком реализации проекта.
Грант используется исключительно в соответствии с планом расходов. Грант предоставляется на безвозвратной и безвозмездной основе на условиях долевого финансирования из средств федерального бюджета и бюджета Забайкальского края и подлежит возврату в соответствующие бюджеты лишь в случаях, предусмотренных действующим законодательством и настоящим соглашением (пункты 1.3. и 1.4. Соглашения).
Пунктом 2.3.1 Соглашения определено, что глава КФХ обязуется реализовать проект по развитию семейной животноводческой фермы в соответствии с этапами и с роки, установленные графиком реализации проекта.
Кроме того, глава КФХ обязался использовать грант исключительно в соответствии с планом расходов, в течение 18 месяцев со дня поступления средств на расчетный счет главы КФХ (пункты 2.3.2 и, 2.3.3. Соглашения).
На основании пункта 2.3.5 Соглашения Жалсанов А.Ц. принял на себя обязательства оплачивать за счет собственных средств не менее 40 % стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, указанных в плане расходов, в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10 % от стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг.
Грант должен быть использован в соответствии с планом расходов на развитие семейной животноводческой фермы в течение 18 месяцев со дня поступления денежных средств на расчетный счет (пункт 2.3.15 Соглашения).
Планом расходов определена сумма, необходимая для реализации проекта "Развитие семейной животноводческой фермы молочного направления", следующим образом:
бюджетные средства - в сумме 5 777 600,00 рублей,
собственные средства - в сумме 925 000,00 рублей,
заемные средства - в сумме 2 964 900,00 рублей.
Денежные средства (грант) в полном объеме были зачислены на счет Жалсанова А.Ц. 16 и 29 августа 2013 года, что подтверждается заявками на кассовый расход с отметками органа Федерального казначейства о регистрации заявки на кассовый расход (т. 1 л.д. 30-35).
С учетом того, что срок использования предоставленного гранта истек 1 марта 2015 года, при этом целевые показатели, определенные проектом развитие семейной животноводческой фермы, Жалсановым А.Ц. не были достигнуты, Министерством сделан вывод о неполном использовании гранта, в связи с чем Жалсанову А.Ц. направлена претензия о возврате неиспользованных средств (т. 1 л.д. 36-37).
Неисполнение в добровольном порядке требований указанной претензии послужило основанием для обращения в арбитражный суд с иском о взыскании средств неиспользованного гранта в сумме 5 777 600 рублей.
В свою очередь, глава КФХ Жалсанов А.Ц., указав, что срок использования гранта по Соглашению в соответствии с планом расходов (в течение 18 месяцев со дня поступления денежных средств на расчетный счет) им пропущен, но при этом Министерством, несмотря на обращения Жалсанова А.Ц., вопрос о продлении срока использования средств гранта не решен, обратился в суд с встречным иском об обязании Министерства заключить дополнительное соглашение к соглашению N 32 от 5 августа 2013 года о продлении срока исполнения гранта до 1 ноября 2019 года.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания с главы КФХ Жалсанова А.Ц. гранта в сумме 1 954 200 рублей и для отказа в удовлетворении встречного иска (в полном объеме), исходя из следующего.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1).
Предоставление субсидий допускается из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2).
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3).
По смыслу приведенных положений законодательства использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2018 года N 305-ЭС18-13693 и от 31 января 2019 года N 305-ЭС18-17266).
При этом статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает соблюдение определенных условий предоставления и выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
В Информационном письме от 22 декабря 2005 года N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов.
Согласно подпункту в) пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 165 (далее - Правила N 165), под грантом на развитие семейной животноводческой фермы понимаются средства, передаваемые из бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета на счет главы крестьянского (фермерского) хозяйства, открытый в кредитной организации, для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с Программой, в целях создания и развития на территории сельских поселений и межселенных территориях субъекта Российской Федерации крестьянского (фермерского) хозяйства, включая:
разработку проектной документации строительства, реконструкции или модернизации семейных животноводческих ферм;
строительство, реконструкцию или модернизацию семейных животноводческих ферм;
строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов по переработке продукции животноводства;
комплектацию семейных животноводческих ферм и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой, а также их монтаж;
покупку сельскохозяйственных животных.
Аналогичные положения (о целях предоставления гранта) содержаться и в пункте 2 Порядка предоставления грантов за счет средств бюджета Забайкальского края на развитие семейных животноводческих ферм в 2013 году, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 10.04.2013 N 128 (далее - Порядок N 128).
При этом "семейная животноводческая ферма" представляет производственный объект, предназначенный для выращивания и содержания сельскохозяйственных животных, находящийся в собственности или пользовании крестьянского (фермерского) хозяйства, а "развитие семейной животноводческой фермы" - строительство или модернизация семейной животноводческой фермы, в том числе ее проектирование, возведение, ремонт, комплектация оборудованием и сельскохозяйственными животными (пункт 2 Правил N 165).
На основании пункта 18 Порядка N 128 грант должен быть использован получателем в соответствии с планом расходов на развитие семейной животноводческой фермы в течение 18 месяцев со дня его поступления на расчетный счет главы хозяйства. Неиспользованные средства гранта возвращаются в доход бюджета Забайкальского края в течение 30 календарных дней со дня окончания срока его использования.
В соответствии с Планом расходов (приложение N 2 к соглашению о предоставлении гранта на развитие семейной животноводческой фермы от 5 августа 2013 года N 32) общая стоимость строительства семейной животноводческой фермы составляет 3 257 000 рублей, в том числе средства гранта - 1 954 200 рублей (т. 1, л.д. 26).
Согласно Графику реализации проекта (приложение N 1 к соглашению о предоставлении гранта на развитие семейной животноводческой фермы от 5 августа 2013 года N 32) строительство животноводческой фермы должно быть завершено не позднее октября 2014 года.
Между тем, как следует из имеющихся в материалах дела документов, фактически легальное (с соблюдением требований статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации) строительство животноводческой фермы, включающей в себя административно-бытовое здание базы КФХ и коровник базы КФХ, началось не ранее 3 июня 2016 года, когда главе КФХ Жалсанову А.Ц. были выданы разрешения на строительство N 75-RU92521304-20-2016 и N 75-RU92521304-21-2016.
Ввод в эксплуатацию животноводческой фермы осуществлен 20 и 21 июня 2016 года - после выдачи разрешений на ввод объекта в эксплуатацию N 75-RU92521304-09-2016 и N 75-RU92521308-10-2016 (т. 1, л.д. 61-64).
Таким образом, в нарушение требований пункта 18 Порядка N 128, пунктов 2.3.3 и 2.3.15 Соглашения и приложения N 1 к нему главой КФХ Жалсановым А.Ц. в срок до октября 2014 года не были использованы средства гранта, предназначенные для строительства животноводческой фермы.
Кроме того, как установлено судом первой инстанции и подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами (в том числе актом обследования крестьянского (фермерского) хозяйства от 5 мая 2016 года, актом проверки Министерства от 26 декабря 2017 года N 22-2017-1 и приложенными к ним фотографиями), семейная животноводческая ферма построена не в соответствии со сметной документацией, одобренной конкурсной комиссией и Министерством при рассмотрении вопроса о выдаче гранта, и действующими отраслевыми нормативами.
В частности, сметная документация предусматривала строительство 5 объектов - административного здания, кормоцеха, гаража, бани, коровника с телятником.
Однако кормоцех не построен вовсе, а при строительстве коровника не были соблюдены положения НТП-АПК 1.10.01.001-00 "Нормы технологического проектирования ферм крупного рогатого скота крестьянских хозяйств" от 1 августа 2000 года и локального сметного расчета от 17 июня 2013 года N 5.
Согласно пункту 21 Порядка N 128 в случае нецелевого использования хозяйством полученного гранта Министерство в течение 10 рабочих дней с даты установления указанного факта выставляет главе хозяйства требование о возврате предоставленного гранта в бюджет Забайкальского края. Глава хозяйства в течение 20 рабочих дней с даты получения требования перечисляет средства в доход бюджета Забайкальского края.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции об обоснованности требования Министерства о взыскании с главы КФХ Жалсанова А.Ц. гранта в сумме 1 954 200 рублей, предназначавшейся для строительства животноводческой фермы, является правильным, соответствует действующему бюджетному законодательству, Порядку N 128 и условиям Соглашения.
Равным образом, обоснованным является и вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения встречного иска главы КФХ Жалсанова А.Ц. о продлении срока исполнения гранта до 1 ноября 2019 года.
В этой части суждения суда первой инстанции мотивированы ссылками на положения статей 421, 450, 451 и 452 Гражданского кодекса Российской Федерации и такие фактические обстоятельства дела, как обращение главы КФХ Жалсанова А.Ц. в АО "Россельхозбанк" за предоставлением кредита только 12 декабря 2014 года, то есть уже после истечения установленного Соглашением срока использования гранта на строительство животноводческой фермы (октябрь 2014 года), и отсутствие препятствий для получения заемных средств у иных кредиторов.
Поддерживая в целом такие выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что в силу пункта 18 Порядка N 128 грант должен быть использован получателем в соответствии с планом расходов на развитие семейной животноводческой фермы в течение 18 месяцев со дня его поступления на расчетный счет главы хозяйства.
Приведенная норма по своему содержанию является императивной и не позволяет сторонам соответствующих соглашений продлевать установленный срок использования гранта, в связи с чем встречное требование главы КФХ Жалсанова А.Ц. не основано на положениях действующего законодательства.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции не может согласиться с позицией суда первой инстанции в части взыскания с главы КФХ Жалсанова А.Ц. гранта в сумме 3 823 400 рублей, в том числе 3 255 600 рублей - гранта на приобретение сельскохозяйственной техники 567 800 рублей - гранта на покупку сельскохозяйственных животных (КРС).
Фактическое использование гранта на указанные цели в установленные Соглашением сроки (не позднее мая и декабря 2014 года соответственно) подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами - договорами купли-продажи, актами приемки-передачи, счетами-фактурами, товарными накладными, платежными поручениями, квитанциями (т. 2, л.д. 25-64, 77-84, 91-96, 103-115).
При этом каких-либо претензий в части использования средств гранта на приобретение тракторов ДТ-75 и Беларус-82-1, пресса-подборщика ПР-145с, валковых граблей ГВК-6, автомобиля УАЗ-Хантер и погрузчика КУН-08 Министерством не предъявлено, что подтвердила суду апелляционной инстанции его представитель в судебном заседании 8 августа 2019 года.
Единственным основанием для взыскания суммы гранта по мотиву нецелевого его использования Министерством указано приобретение не только автомобиля КамАЗ (за сумму 1 960 000 рублей), но и прицепа НЕФАЗ 8560 к нему (за 570 000 рублей).
Однако Министерством и впоследствии поддержавшим его судом первой инстанции не учтено, что в соответствии с Приложением N 2 к Соглашению предусмотрено приобретение не просто автомобиля КамАЗ, а автомобиля "КамАЗ-сельхозник" (т. 1, л.д. 26).
Представитель Министерства Гречишникова Н.С. в судебном заседании 8 августа 2019 года на соответствующие вопросы не смогла пояснить суду апелляционной инстанции содержание понятия "КамАЗ-сельхозник" (протокол и аудиозапись судебного заседания от 8 августа 2019 года).
В то же время из доступных Интернет-ресурсов суду апелляционной инстанции стало известно, что "КамАЗом-сельхозником", как правило, состоит из собственно грузового бортового автомобиля КамАЗ и прицепа к нему.
В этой связи, по мнению суда апелляционной инстанции, "КамАЗ-сельхозник", предназначенный для использования в сельском хозяйстве, состоит из главной вещи (автомобиля) и принадлежности (прицепа), что согласуется с положениями статьи 135 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что общая стоимость приобретенного главой КФХ Жалсановым А.Ц. по договору купли-продажи от 28 октября 2013 года N 028.10.401 (т. 2, л.д. 91-96) автомобиля КамАЗ 45143 и прицепа НЕФАЗ 8560 (2 530 000 рублей) не превышает общую стоимость КамАЗа-сельхозника, определенную в Приложении N 2 к Соглашению и включающую в себя сумму гранта 1 518 000 рублей, суд апелляционной инстанции находит необоснованным поддержанный судом первой инстанции довод Министерства о нецелевом использовании гранта в этой части.
Как следует из материалов дела, единственной претензией Министерства в части использования гранта на приобретение сельскохозяйственных животных (КРС) является превышение общей суммы денежных средств (1 345 800 рублей), фактически израсходованных главой КФХ Жалсановым А.Ц. на эти цели, над суммой денежных средств, предназначенных для этих целей в Соглашении (984 580 рублей, включая сумму гранта в размере 567 800 рублей).
Представитель Министерства Гречишникова Н.С. пояснила суду апелляционной инстанции, что основанием для вывода о нецелевом использовании гранта в этой части является предположение о том, что разница между фактически израсходованной и определенной в Соглашении суммой (по расчетам Министерства - 303 200 рублей) - это средства гранта, использованные Жалсановым А.Ц. из других целевых статей (строительство животноводческой фермы и т.д.) (протокол судебного заседания от 8 августа 2019 года).
Однако каких-либо объективных доказательств тому, что денежные средства в сумме 303 200 рублей были использованы главой КФХ Жалсановым А.Ц. на приобретение сельскохозяйственных животных за счет иных целевых направлений гранта и относятся именно к гранту, Министерством в нарушение требований части 1 статьи 65 АПК Российской Федерации не представлено (при том, что сам ответчик отрицает факт нецелевого использования гранта при покупке сельскохозяйственных животных).
При таких фактических суд апелляционной инстанции не может сделать достоверный и доказательно обоснованный вывод о том, что Жалсановым А.Ц. на приобретение сельскохозяйственных животных за счет средств гранта затрачено больше, чем предусмотрено приложением N 2 к Соглашению (567 800 рублей).
На основании изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что Министерством не представлено убедительных доказательств нецелевого использования главой КФХ Жалсановым А.Ц. средств гранта, предназначенных (и фактически направленных) на приобретение сельскохозяйственной техники и сельскохозяйственных животных (в общей сумме - 3 823 400 рублей).
Исходя из легального определения понятия "нецелевое использование бюджетных средств" (статья 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации), использование Жалсановым А.Ц. гранта на указанные цели не может быть признано нецелевым.
Как уже отмечалось ранее, на основании пункта 21 Порядка N 128 в случае нецелевого использования хозяйством полученного гранта Министерство в течение 10 рабочих дней с даты установления указанного факта выставляет главе хозяйства требование о возврате предоставленного гранта в бюджет Забайкальского края. Глава хозяйства в течение 20 рабочих дней с даты получения требования перечисляет средства в доход бюджета Забайкальского края.
При этом пунктом 22 Порядка N 128 предусмотрено, что в случае неперечисления главой хозяйства неиспользованных средств полученного гранта в бюджет Забайкальского края в срок, установленный пунктом 21 настоящего Порядка, указанные средства взыскиваются Министерством в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, буквальное толкование взаимосвязанных положений пунктов 21 и 22 Порядка N 128 позволяет суду апелляционной инстанции сделать вывод о том, что данный нормативный правовой акт, которому должны не противоречить условия Соглашения, в случае выявления нецелевого использования полученного гранта допускает возврат гранта не в полном объеме, а только в части денежных средств, использованных не по целевому назначению (то есть с нарушением условий Соглашения, в рассматриваемом случае - 1 954 200 рублей).
Делая такой вывод, суд апелляционной инстанции принимает во внимание (для сравнения) положения пунктов 25 и 26 Порядка N 128, которыми (в отличие от пунктов 21 и 22 Порядка) императивно установлено, что в случае выявления фактов предоставления гранта с нарушением условий его предоставления грант должен быть возвращен в бюджет Забайкальского края в полном объеме.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции в части взыскания с главы КФХ Жалсанова А.Ц. в пользу Министерства гранта в сумме 3 823 400 рублей и взыскания в доход федерального бюджета относящейся к этой сумме государственной пошлины в размере 38 112 рублей.
В этой части в удовлетворении заявленного Министерством требования о взыскании гранта следует отказать.
В связи с частичным отказом в удовлетворении заявленного Министерством требования судебные расходы по уплате государственной пошлины следует распределить по правилам статьи 110 АПК Российской Федерации, в том числе частично взыскав понесенные ответчиком в связи с рассмотрением дела судами апелляционной (дважды) и кассационной инстанций такие расходы с Министерства.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 7 сентября 2018 года по делу N А78-7378/2016, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 110, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 7 сентября 2018 года по делу N А78-7378/2016 в части взыскания с Главы Крестьянско-фермерского хозяйства Жалсанова Аюра Цырендоржиевича (ОГРН 309753830700038, ИНН 753103749091) в пользу Министерства сельского хозяйства Забайкальского края (ОГРН 1087536008559, ИНН 7536095737) основного долга в сумме 3 823 400 рублей и взыскания в доход федерального бюджета государственной пошлины в размере 38 112 рублей отменить.
В отмененной части принять новый судебный акт.
В удовлетворении искового заявления Министерства сельского хозяйства Забайкальского края (ОГРН 1087536008559, ИНН 7536095737) к Главе Крестьянско-фермерского хозяйства Жалсанову Аюру Цырендоржиевичу (ОГРН 309753830700038, ИНН 753103749091) о взыскании полученного гранта в сумме 3 823 400 рублей отказать.
Взыскать с Министерства сельского хозяйства Забайкальского края (ОГРН 1087536008559, ИНН 7536095737) в пользу Главы Крестьянско-фермерского хозяйства Жалсанова Аюра Цырендоржиевича (ОГРН 309753830700038, ИНН 753103749091) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 204 рубля.
Арбитражному суду Забайкальского края выдать исполнительный лист.
В остальной части решение Арбитражного суда Забайкальского края от 7 сентября 2018 года по делу N А78-7378/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Забайкальского края.
Председательствующий |
Г.Г. Ячменёв |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-7378/2016
Истец: Министерство сельского хозяйства Забайкальского края
Ответчик: Глава Крестьянско-фермерского хозяйства Жалсанов Аюр Цырендоржиевич
Третье лицо: УФМС России по Забайкльскому краю
Хронология рассмотрения дела:
23.08.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2238/17
07.09.2018 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-7378/16
21.11.2017 Определение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-7378/16
27.10.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5354/17
26.06.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2238/17
16.03.2017 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-7378/16