г. Киров |
|
23 августа 2019 г. |
Дело N А28-827/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.
при участии в судебном заседании представителя истца Верхорубовой А.Л., по доверенности от 07.11.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Кировской области от 17.04.2019 по делу N А28-827/2018, принятое судом в составе судьи Покрышкиной Ю.Е.
по иску акционерного общества "Кировская теплоснабжающая компания" (ИНН 4345230958 ОГРН 1084345012465)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745 ОГРН 1027700430889),
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом", Управление судебного департамента в Пермском крае,
о взыскании задолженности и пени,
установил:
акционерное общество "Кировская теплоснабжающая компания" (далее - Компания, истец, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Учреждение, ответчик) о взыскании 3 834 руб. 14 коп. долга по государственному (муниципальному) контракту N 917397 за ноябрь 2017 года (далее - спорный период), 23 987 руб. 37 коп. пени за период с 12.12.2017 по 30.01.2019.
Правовым основанием заявленных требований истец указал статьи 307, 309, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (далее - ООО "ГУЖФ", третье лицо 1), Управление судебного департамента в Пермском крае (далее - Департамент, третье лицо 2).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 17.04.2019 иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскано 7 134 руб. 26 коп. пени за период с 12.12.2017 по 25.01.2018, 513 руб. расходов по уплате госпошлины, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что ряд помещений на спорном объекте занимает Военная прокуратура Кировского гарнизона, а ряд - отдельный судебный состав Пермского гарнизонного военного суда. Все здание (Московская, 28) находится в собственности Российской Федерации. Поскольку военная прокуратура входит в состав объектов МО РФ, она обслуживается Учреждением в лице ЖЭ(К)О N 4 по принципу территориального закрепления объекта. Финансирование на объект выделяется из бюджета МО РФ в рамках Закона N 44-ФЗ. В отношении военного суда таким же образом действует Департамент. Согласно акту приема-передачи недвижимого имущества в безвозмездное пользование (приложение N 3 к договору от 12.12.2014 NБП-37) Департаменту 12.12.2014 переданы в безвозмездное пользование нежилые помещения площадью 408 кв.м. В соответствии с пунктом 2.2.8 договора безвозмездного пользования от 12.12.2014 Департамент обязуется заключить соответствующие договоры на предоставление коммунальных услуг и оплачивать их. Также Учреждение и Департамент подписали протокол согласования объемов оказанных услуг, на долю Департамента приходится 44,01%, на долю Учреждения - 55,99%. Единственный тепловой ввод не является основанием для отказа в заключении договора теплоснабжения с организациями-потребителями. Основанием для заключения договора теплоснабжения является наличие у организации-потребителя правоустанавливающих документов на собственность, либо иного документа, предоставляющего право законного владения (пользования) объектом недвижимости. У Департамента есть договор безвозмездного пользования от 12.12.2014 N БП-37. Обязание организации, занимающей часть помещений в здании и имеющей на занимаемой ее территории площадей тепловой ввод, полностью вносить плату за поставленный ресурс в размере 100%, является нарушением ее прав, поскольку прокуратура имеет право законного пользования только частью помещений. Кроме того, невозможно соотнести такую оплату исходя из положений Закона N 44-ФЗ, где контракт должен быть экономически просчитан и обоснован, а лимиты бюджетных обязательств закладываются в него в строгом соответствии с принятыми на себя обязательствами по оплате. Вывод о наличии двух вводов, суд сделал только на основании представленного истцом акта, другими доказательствами это не подкреплено. При этом суд делает вывод о транзитной тепловой линии, но не берет ее во внимание относительно подхода принципа произведения расчета. Более того, если основной ввод находится в здании, занимаемом Департаментом, то ответчик не обязан оплачивать ресурс в 100% размере. Кроме того, заявитель ссылается на различные выводы, сделанные судами в рамках настоящего дела и в рамках дела N А28-6216/2018 относительно количества тепловых вводов в здание.
Истец в отзыве отклонил доводы заявителя, просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Подробно позиция изложена письменно.
ООО "ГУЖФ" в отзыве указало, что возражений относительно апелляционной жалобы не имеет.
Департамент отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 27.05.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 29.05.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 14.08.2019 до 16.08.2019.
После перерыва ответчик и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Компания (теплоснабжающая организация) и Учреждение (потребитель) заключили государственный (муниципальный) контракт (снабжения тепловой энергией в горячей воде) N 917397 (в редакции протоколов разногласий и согласования разногласий) (далее - Контракт), по условиям которого теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей сетевой воде (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а также соблюдать предусмотренный Контрактом режим потребления.
Теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей сетевой воде (мощность) и (или) теплоноситель в точки поставки, указанные в приложениях N N 1 - 3. Потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию в горячей сетевой воде (мощность) и (или) теплоноситель, а также соблюдать предусмотренный контрактом режим потребления тепловой энергии в соответствии с разделом N 4 контракта.
Сведения об объектах потребителя приведены в приложении N 3 к контракту (пункты 2.2.1 Контракта).
В силу пунктов 3.1, 3.3, 3.4 Контракта коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с требованиями утвержденных Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
Учет количества потребленной тепловой энергии и теплоносителя осуществляется по допущенным в эксплуатацию представителем теплоснабжающей организацией приборам учета потребителя, указанным в приложении N 5 к Контракту.
При отсутствии у потребителя в точках учета приборов учета, а также в случае неисправности приборов учета, либо при нарушении установленных контрактом сроков предоставления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя, количество тепловой энергии, потребленной потребителем, определяется теплоснабжающей организацией расчетным методом.
Расчетным периодом принимается один календарный месяц (пункт 4.4 Контракта).
Основанием для расчетов по контракту является акт поданной-принятой тепловой энергии за договорную тепловую нагрузку (мощность), фактически принятое количество тепловой энергии и (или) теплоноситель и счет-фактура, которые оформляются теплоснабжающей организацией.
Потребитель обязан до 5 числа месяца, следующего за расчетным, получить в теплоснабжающей организации счет-фактуру и акт поданной-принятой тепловой энергии, который в течение 3 рабочих дней со дня получения необходимо надлежащим образом оформить, подписать уполномоченными лицами и возвратить в теплоснабжающую организацию.
Если потребитель в указанный срок не направит в адрес теплоснабжающей организации надлежащим образом оформленный и подписанный уполномоченным лицом акт поданной-принятой тепловой энергии и не представит мотивированных возражений на акт, считается, что тепловые ресурсы приняты без возражений и акт подписан потребителем (пункт 4.6 Контракта).
Контракт вступает в силу с момента подписания сторонами и распростроняет свое действие на отношения сторон с 01.04.2017 по 31.12.2017 включительно (пункт 7.1 Контракта).
В приложении N 3 к Контракту приведен перечень объектов потребителя и субабонентов с указанием тепловых нагрузок. В данном перечне указаны, в том числе, административное здание с тепловой нагрузкой 0,0464 Гкал/ч и хранилище с тепловой нагрузкой 0,0281, расположенные по адресу: ул. Московская, 28.
Во исполнение условий Контракта истец в ноябре 2017 года поставил на объекты ответчика, тепловую энергию в горячей воде, и выставил для оплаты счет-фактуру от 30.11.2017 N 2745 на сумму 299 136 руб. 18 коп.
В подтверждение факта поставки ресурса, его объема и стоимости истцом также представлены акт поданной-принятой тепловой энергии от 30.11.2017, расчетная ведомость от 30.11.2017, отчеты о расходе тепла.
Расчет стоимости поставленного ресурса произведен по установленным для истца тарифам (решение правления региональной службы по тарифам Кировской области от 16.12.2016 N 48/8-тэ-2017).
Претензией от 12.12.2017 истец предложил ответчику оплатить образовавшуюся задолженность.
Ответчик поставленный ресурс оплатил не в полном объеме, что послужило основанием для обращения истца в суд.
31.03.2018, 30.06.2018, 30.11.2018, 31.12.2018 истцом произведены корректировки начислений ответчику за ноябрь 2017 года. С учетом корректировок и частичной оплаты задолженность по расчету истца составила 3 834 руб. 14 коп.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт поставки ресурса в спорный период подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
Разногласия у сторон возникли по определению объема ресурса на объекте: г. Киров, ул. Московская, д. 28.
Ответчик считает, что объем оказанных услуг по теплоснабжению подлежит оплате пропорционально занимаемым Военной прокуратурой Кировской области и Управлением Судебного департамента в Пермской крае площадям в соответствии с подписанным между ответчиком и Управлением Судебного департамента в Пермском крае протоколом согласования объемов оказанных услуг по теплоснабжению и водоснабжению (водоотведению) объекта по адресу: г. Киров, ул. Московская, 28 (административное здание N 1 и хранилище N 5) от 01.04.2017.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В силу части 1 статьи 15, статьи 15.1 Закона о теплоснабжении поставка тепловой энергии (мощности) осуществляется на основании договора теплоснабжения, заключенного теплоснабжающей организацией с потребителем.
Пунктом 34(1) Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее также - Правила N 808) установлено, что бюджетные, казенные и автономные учреждения, казенные предприятия оплачивают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель теплоснабжающей организации по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей, и (или) по ценам, определяемым по соглашению сторон в случаях, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении", за потребленный объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в следующем порядке, если иное не установлено договором теплоснабжения:
30 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа текущего месяца;
оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных бюджетными, казенными и автономными учреждениями, казенными предприятиями в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя за истекший месяц меньше договорного объема, определенного договором теплоснабжения, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего платежа за следующий месяц.
Отношения сторон в спорный в спорный период регулировались Контрактом N 917397.
В приложении N 3 к контракту, заключенному по его условиям на 2017 год, приведен перечень объектов потребителя и субабонентов с указанием тепловых нагрузок. В данном перечне указаны административное здание с тепловой нагрузкой 0,0464 Гкал/ч и хранилище с тепловой нагрузкой 0,0281, расположенные по адресу: ул. Московская, 28.
При заключении договора ответчик не изъявлял желания исключить какое-либо здание по ул. Московской, 28, либо уменьшить нагрузку в соответствии с пропорцией, согласно занимаемым площадям.
Дополнительных соглашений относительно изменений Приложения N 3 к Контракту от ответчика не поступало.
Как пояснил истец и подтвердил ответчик в судебном заседании суда апелляционной инстанции, по условиям Контракта на Учреждение возложена обязанность по оплате всего объема тепловой энергии, поступающей как в административное здание, так и хранилище, что подтверждается также сведениями о тепловых нагрузках на данные здания, указанных в приложении N 3 к заключенному сторонами Контракту.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае возражения ответчика фактически направлены на односторонний отказ от принятого на себя обязательства, что противоречит требованиям статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации о надлежащем исполнении обязательств и недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства.
Учитывая изложенное, и принимая во внимание, что суд апелляционной инстанции пересматривает дело только в обжалуемой части, истцом данное решение не обжаловано, указанное решение подлежит оставлению в силе.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 17.04.2019 по делу N А28-827/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-827/2018
Истец: АО "Кировская теплоснабжающая компания"
Ответчик: ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
Третье лицо: ООО "Главное управление жилищным фондом", Управление Судебного департамента в Пермском крае