г. Москва |
|
23 августа 2019 г. |
Дело N А40-150232/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева,
судей Д.В. Пирожкова, А.И. Трубицына,
при ведении протокола судебного заседания секретарем A.M. Кулиш,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Форвард-Транс"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23 апреля 2019
года по делу N А40-150232/18, принятое судьей Жбанковой Ю.В.,
по иску ООО "Поволжская Шинная Компания"
к ООО "Форвард-Транс"
третьи лица 1. Компания Maersk Line GCC, 2. СПАО "Ингосстрах"
о взыскании
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Медведева А.В. по доверенности от 22.07.2019, Иневаткина Т.Н. по доверенности от 01.02.2019 (до перерыва), после перерыва - представители не явились, извещены
от ответчика: Великородная Н.А. по доверенности от 29.04.2019, Грибанов Л.Г. по доверенности от 05.08.2019
от третьего лица СПАО "Ингосстрах": Воронина Т.А. по доверенности от 03.12.2018
от третьего лица Компания Maersk Line GCC: представитель не явился, извещено
УСТАНОВИЛ
ООО "Поволжская Шинная Компания" (далее истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО "Форвард-Транс" (далее ответчик) о взыскании 12 614 954 руб. 69 коп. убытков, из них 12 075 557 руб. 29 коп. стоимость утраченного груза, 539 397 руб. 40 коп. стоимость фрахта, согласно п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 г. N 22 "О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта" процентов за пользование чужими денежными средствами на всю взыскиваемую сумму с момента вступления судебного акта в законную силу и до его фактического исполнения, по п. 1 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 23 апреля 2019 года с ООО "Форвард-Транс" (адрес: 125284, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА БЕГОВАЯ, ДОМ 3, СТРОЕНИЕ 1, ОФИС 3183, ОГРН 1087746847517, ИНН 7714747496, дата регистрации 16.07.2008) в пользу ООО "Поволжская Шинная Компания" (адрес: 445000, ГОРОД ТОЛЬЯТТИ, УЛИЦА БОРКОВСКАЯ, 18 А, ОГРН 1056320173360, ИНН 6321152408, (дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 20.06.2005) взысканы убытки в размере 12 614 954 (Двенадцать миллионов шестьсот четырнадцать тысяч девятьсот пятьдесят четыре) руб. 69 коп. и расходы по оплате государственной пошлины в размере 86 075 (Восемьдесят шесть тысяч семьдесят пять) руб.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
С решением не согласился ответчик, подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся решение суда отменить.
Истец просит решение суда оставить в силе, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Третье лицо СПАО "Ингосстрах" поддержало процессуальную позицию ответчика.
Заслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия находит решение суда от 23 апреля 2019 года подлежащим изменению.
Как усматривается из материалов судебного дела, между истцом (клиент) и ответчиком (экспедитор) был подписан договор транспортной экспедиции N 22 от 01.06.2015 г., в соответствии с которым экспедитор по поручению клиента и за его счет обязуется за вознаграждение выполнить или организовать выполнение определенных настоящим договором услуг, связанных с перевозкой груза в соответствии с транспортными заказами Клиента, которые являются неотъемлемыми приложениями настоящего договора. Экспедитор принимает на себя ответственность перед Клиентом за действия третьих лиц по сделкам, заключенным Экспедитором для исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции N 22 (п. 1.3.)
Условия о правах и обязанностях сторон содержатся в разделе 2 рассматриваемого договора. Обязанности экспедитора помимо прочих включают обеспечение беспрепятственного продвижение груза Клиента, в случае задержке вагонов, контейнеров в пути следования устанавливает причину задержки, контролирует ее устранение, принимает меры по возобновлению движения вагонов, контейнеров по назначению. ( п.2.1.5.) Организация перевозки груза и согласованному обслуживанию грузов, включая заключение соответствующих договоров, организация перевалки, фрахтование судов, хранение грузов, расчеты с исполнителями за указанные услуги, таможенное оформление грузов/контейнеров (п.2.1.1.)
Во исполнение условий п. 1.2. договора ответчик организовал перевозку груза морским транспортом на судне "Maersk Нопат", рейс 806 W, Циндао-Новороссийск, где перевозчиком является компания Maersk Line.
Исходя из положений п. 3 рассматриваемого договора расчеты (в счетах, актах сверки и т.д.) и оплата (перечисление денежных средств) между сторонами производятся в рублях РФ, если иное не установлено Приложением к настоящему договору. Стоимость услуг также определяется в рублях РФ, и содержат указание на НДС.
Пункт 8.2 договора транспортной экспедиции N 22 от 01.06.2015 года содержит согласованное его сторонами условие о том, что направленные друг другу с помощью факсимильной или электронной связи документы, касающиеся исполнения ими договора, имеют юридическую силу.
В связи с необходимостью перевозки груза с территории Китая на территорию Российской Федерации между ООО "Поволжская шинная компания" и ООО "Форвард-Транс" составлены поручения экспедитору
N N 234-239 от 13 февраля 2018 года к договору N 22 от 01.06.2015 года на перевозку автомобильных шин торговой марки "BONTYRE", согласно следующему: импортный контракт N 27 от 28.05.2014 г., груз - автомобильные шины торговой марки "BONTYRE", инвойс N 18MSK004-0211 от 07.02.2018 г., сумма 32 422,48 долл.США; импортный контракт N 27 от 28.05.2014 г., груз - автомобильные шины торговой марки "BONTYRE", инвойс N 18MSK005-0211 от 07.02.2018 г., сумма 38 543,00 долл.США. импортный контракт N 25 от 05.05.2015 г., груз - автомобильные шины торговой марки "BONTYRE", инвойс N GT1272F от 31.01.2018 г., сумма 62 538,24 долл.США. импортный контракт N 25 от 05.05.2015 г., груз - автомобильные шины торговой марки "BONTYRE", инвойс N GT1272F-91 от 31.01.2018 г., сумма 62 203,44 долл.США. Общая стоимость груза (суммарная сумма инвойсов) составляет 195 707,16 дол. США.
Перевозка груза осуществлялась морским транспортом на судне "Maersk Нопат". 05 апреля 2018 года Ответчиком были выставлены счета за морскую перевозку груза (фрахт): счет N 220026, сумма 1740 дол США; счет N 220027, сумма 1740 дол США; счет N 220028, сумма 1740 дол США; счет N 220029, сумма 1740 дол США; счет N 220030, сумма 1740 дол США; 03 мая 2018 года вышеуказанные счета были оплачены, сумма 539 397 руб. 40 коп., что подтверждено платежным поручением N 859.
Вверенный экспедитору (ответчику) груз, согласно коносаментам N N : 963762940 (контейнер N TCLU5964585), 963753402 (контейнер N PONU 8087804), 963707838 (контейнер N MSKU9749572, MRKU3516885) и 963717583 (контейнер N MRKU6441809, MRKU4975533) по настоящее время истцу не доставлен.
12 и 15 марта 2018 года от ответчика по электронной почте получены пересылаемые информационные сообщения от перевозчика - компании Maersk Line GCC о том, что 07.03.2018 года на борту судна "Maersk Нопат", на котором перевозился груз с территории Китая в Российскую Федерацию, в то время когда судно находилось в пути из Сингапура в Суэцкий канал, произошёл пожар и, в связи, с чем капитаном судна "Maersk Нопат" и судовладельцем была объявлена "Общая авария".
Контейнер N MSKU9749572, коносамент N 963707838 в результате пожара был утрачен полностью, остальные контейнера находятся в порту Jebel АН до оплаты фрахта и расходов диспашера, спасателей Smit Singapore PTE Ltd и Ardent Maritime Netherlands BV no договору Lloyds Open From от 7 марта 2018.
19 апреля 2018 года исх.N 45 от ответчика получено Уведомление содержащее предложение о регистрации в установленном порядке для обеспечения своих прав и своевременного получения информации. В целях обеспечения прав на получение процентов от спасения груза судовладельцами и спасателями наложено залоговое удержание на товары, находящиеся на борту в момент возникновения аварии. Для отмены залогового удержания в адрес владельцев судна должны были быть представлены аварийный бонд, гарантия оплаты страхового случая, подписанная страховщиками груза\или фактическая оплата, копия коносамента, копия морского счета на груз.
Диспашером номинирована компания Richards Hogg Lindiey (RHL) (4th Floo, Royal Liver Building,Pier Head, Liverpool L3 1JH).
15 марта и 6 апреля 2018 года направлены претензии в адрес экспедиторской компании N N 42,68 о возмещении стоимости утраченного груза, претензии получены.
Кроме того, претензией N 42 от 15 марта 2018 г. было предъявлено требование о проведении сюрвейрского осмотра в присутствии представителя Департамента качества ООО "Поволжская шинная компания". Настоящее требование оставлено без должного внимания.
В соответствии с п. 5.1. договора, сторонами предусмотрено условие о том, что экспедитор за невыполнение или не надлежащее выполнение обязательств, несет ответственность в соответствии с международными соглашениями и обычаями, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Срок ожидаемой доставки должен был быть 30 марта 2018 года.
Дата получения коносамента - 26.02.2018 г, что подтверждено сообщением ответчика, полученном по электронной почте.
Удовлетворяя исковые требования в части взыскания стоимости утраченного груза и фрахта, суд пришел к выводу, что, не смотря на общую аварию, груз был доставлен в порт Новороссийск, был разгружен, и по нему было обслуживание в таможенной процедуре "импорт", в связи с чем в отсутствии доказательств передачи груза истцу по истечении 30 дней после срока ожидаемой доставки 30 марта 2018 года, удовлетворил иск, заявленный как взыскания стоимости утраченного груза и стоимости фрахта, квалифицирован указанные расходы как убытки истца.
Доводы ответчика о том, что все спорные контейнеры, за исключением контейнера N MSKU 9749572, действительно уничтоженного в результате пожара на судне, находятся в распоряжении перевозчика (третье лицо) и удерживаются им до урегулирования финансовых отношений по общей аварии, оставлены судом первой инстанции без проверки, в том числе и по причине неверного вывода суда об утрате груза после его прибытия в Новороссийск.
Восполняя неполноту исследования фактических обстоятельств, суд апелляционной инстанции приобщил к материалам дела представленный ответчиком, выполненный по запросу СПАО "Ингосстрах", акт экспертного осмотра N М1907224, составленный в отношении контейнеров NN PONU8087804, MRKU6441809, MRKU4975533, MRKU3516885, TCLU5964585, согласно которому вышеуказанные контейнеры находятся в портах Альхесирас, Валенсия (Испания), Танжер (Марокко), и в вышеуказанных контейнерах находится спорный груз.
Определением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 12 августа 2019 года дело слушанием было отложено на 20 августа 2019 года.
Истцу, в связи с устными пояснениями, данными в заседании от 12 августа 2019 года, о фальсификации акта экспертного осмотра N М190722 было предложено подготовить заявление о фальсификации акта экспертного осмотра NМ1907224 в порядке ст. 161 АПК РФ, при этом указать способы проверки такого заявления.
Предложить истцу представить письменные пояснения за подписью уполномоченного лица о возможности осуществить выезд для осмотра контейнеров PONU8087804, MRKU6441809, MRKU4975533, MRKU3516885, TCLU5964585.
В заседании суда апелляционной инстанции 20 августа 2019 года истец под протокол судебного заседания пояснил, что заявление о фальсификации в порядке ст.161 АПК РФ делать не намерен.
Направлять представителей в порты нахождения контейнеров PONU8087804, MRKU6441809, MRKU4975533, MRKU3516885, TCLU5964585 не будет, так как груз не доставлен в Новороссийск.
При таких обстоятельствах акт экспертного осмотра N М1907224 признается судом апелляционной инстанции достоверным доказательством и, как следствие, позиция ответчика, что судом неправильно установлены фактические обстоятельства, и спорный груз не был утрачен в Новороссийске, нашла свое объективное подтверждение.
В этой связи судебная коллегия приходит к выводу, что в отношении контейнеров PONU8087804, MRKU6441809, MRKU4975533, MRKU3516885, TCLU5964585 между участниками дела сложились фактически отношения, связанные не с утратой груза, а с законностью (незаконностью) нахождения груза в распоряжении морского перевозчика (третье лицо Компания Maersk Line GCC).
Соответственно, если истец считает, что Общая авария не наделяет перевозчика правом на удержание груза, ООО "Поволжская Шинная Компания" вправе обратиться с иском к Компании Maersk Line GCC об истребовании имущества из чужого незаконного владения.
В отношении груза в контейнере N MSKU 9749572 судебная коллегия считает иск подлежащим удовлетворению в сумме 1 804 741,29 руб., рассчитанной, исходя из цен инвойса GT1272F-89 от 31.01.2018 г. и упаковочного истца по курсу пересчета 16.04.2018 на момент оплаты груза, заявленного самим истцом, поскольку пожар на судне нельзя признать действием непреодолимой силы, обусловленной стихийными явлениями природы.
Соответственно, возможность пожара при доставке груза является обычным профессиональным риском, за который должен отвечать экспедитор.
С учетом того, что фрахт по спорному контейнеру истцом не оплачивался, в части фрахта в иске следует отказать.
Расходы сторон по оплате госпошлины распределяются пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, в результате чего с ответчика в пользу истца следует взыскать 9 741 руб. в возмещение расходов по оплате госпошлины (ст.110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 23 апреля 2019 года по делу N А40-150232/18 изменить. Взыскать с ООО "Форвард-Транс" в пользу ООО "Поволжская Шинная Компания" 1 804 741 руб. 29 коп. - в счет возмещения убытков, 9 741 руб. - в возмещение расходов по оплате госпошлины, в остальной части иска отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
А.И. Трубицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.