г.Москва |
|
21 августа 2019 г. |
Дело N А40-66640/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
И.А.Чеботаревой, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.М.Пахомовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "РУСЬ"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.06.2019, принятое судьей Аксеновой Е.А.
по делу N А40-66640/19 (121-570)
по заявлению ООО "РУСЬ"
к 1) Минсельхозу России, 2) Минсельхозпроду Пермского края
о признании незаконным бездействия,
при участии:
от заявителя:
от ответчиков: |
Рогожников Р.В. по дов. от 06.07.2017; Репин А.А. по дов. от 28.01.2019; 1) Бажанова Е.А. по дов. от 03.12.2018; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "РУСЬ" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании бездействия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее также - ответчик, Минсельхоз России) по инвестиционному проекту "Молочный комплекс (2000 голов КРС) I-III этапы строительства (I этап строительства) ООО "РУСЬ" незаконным в части нерассмотрения дополнительно фактически понесенных затрат на дополнительные 1000 скотомест коров от общего количества 2000 скотомест коров в размере 301 076,8 тыс. руб. стоимости законченного строительством объекта (без НДС), об обязании Минсельхоза России включить в реестр расходных обязательств на 2019 год и перечислить межбюджетный трансферт в бюджет Пермского края для получателя ООО "РУСЬ" в сумме 75 269,2 тыс. руб.
Решением суда от 11.06.2019 заявленные требования оставлены без удовлетворения. В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на отсутствие условий, предусмотренных ст.13 ГК РФ, ч.1 ст.198 АПК РФ, необходимых для признания оспариваемого бездействия незаконным.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ООО "РУСЬ" в апелляционной жалобе просит решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и заявленные Обществом требования удовлетворить в полном объеме. Ссылается на незаконность и необоснованность оспариваемого бездействия, которым, по мнению заявителя, нарушены права и законные интересы ООО "РУСЬ".
Представитель Минсельхоза России в судебном заседании, а также в представленном в порядке ст.262 АПК РФ отзыве на жалобу возражал против доводов и требований заявителя, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края (далее также - соответчик, Минсельхозпрод Пермского края), извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей участвующих в деле лиц, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, изложенные в жалобе и отзыве на жалобу, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в Минсельхоз России в рамках проведения отбора инвестиционных проектов в 2018 году Минсельхозпродом Пермского края представлена заявка от 03.12.2018 N СЭД-25- 02.2-01-166 на участие в отборе инвестиционных проектов, направленных на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса, инвестиционного проекта ООО "РУСЬ" "Молочный комплекс (2000 голов КРС) по адресу: Пермский край, Кунгурский район, Кыласовское сельское поселение. I-III этапы строительства" (I этап строительства)" (далее также - Инвестиционный проект).
Сметная стоимость Инвестиционного проекта согласно представленной заявке составляет 751 076,8 тыс. руб.
Комиссия по отбору инвестиционных проектов, направленных на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса, признала вышеуказанный проект соответствующим установленным требованиям.
ООО "РУСЬ" отобрано с целью предоставления государственной поддержки по направлению "молочные комплексы"; расчетный объем субсидии - 112500 тыс. руб., что отражено в протоколе заседания комиссии от 17.12.2018 N ЕФ-17-48.
19.12.2018 по итогам отбора на федеральном уровне ООО "РУСЬ" обратилось в Минсельхозпрод Пермского края с заявками на предоставление субсидии: за счет средств федерального бюджета - в сумме 112,5 млн. руб.; за счет средств краевого бюджета Пермского края - 135 млн. руб.
По итогам рассмотрения документов с Обществом заключены Соглашения о предоставлении субсидии на возмещение части прямых понесенных затрат, направленных на создание, реконструкцию и модернизацию объектов агропромышленного комплекса от 24.12.2018 N 18-519 (КБ) и от 26.12.2018 N 18-519 (далее также - Соглашения).
Размер предоставляемой в соответствии с п.2.1 Соглашений составляет 247 500 000 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 112 500 тыс. руб. и за счет средств краевого бюджета Пермского края - 135 000 тыс. руб.
Минсельхозпродом Пермского края обязательства по указанным Соглашениям в сумме 247,5 млн. руб. исполнены в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями от 28.12.2018 N 335990 на сумму 241000000 руб. и от 29.12.2018 N 650906 на сумму 6 500 000 руб.
Полагая, что в результате незаконного бездействия Минсельхоза России Общество получило субсидию не в полном объеме, заявитель обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При этом под незаконным бездействием следует понимать несовершение в установленные сроки госорганом действий, отнесенных к его компетенции, при наличии условий, в связи с которыми возникает обязанность совершить эти действия.
Между тем в ходе рассмотрения настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.
На основании п.1 ст.78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг за счет средств бюджета субъекта РФ предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2018 N 1413 утверждены Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса (далее также - Правила).
Согласно п.3 данных Правил иные межбюджетные трансферты предоставляются в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с предоставлением средств из бюджета субъекта Российской Федерации их получателям на возмещение части прямых понесенных затрат по нескольким направления, в том числе на создание и (или) модернизацию животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм), принадлежащих на праве собственности сельскохозяйственным товаропроизводителям и российским организациям (подп."в").
В 2018 году отбор осуществлялся в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Федеральным законом от 05.12.2017 N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", и лимитов бюджетных обязательств, а также в пределах средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, доведенных до Минсельхоза России как получателя средств на цели, указанные в п.3 Правил.
Порядок отбора инвестиционных проектов, представленных получателями средств на возмещение части прямых понесенных затрат по реализуемым объектам, а также требования к объектам, устанавливаются Минсельхозом России (п.5 Правил).
Доля средств из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых получателям средств на возмещение части прямых понесенных затрат за счет иных межбюджетных трансфертов, в общем размере прямых понесенных затрат составляет в отношении объектов, указанных в подпунктах "в" и "и" пункта 3 настоящих Правил, 25 процентов фактической стоимости объекта, но не выше предельной стоимости объекта (п.7 Правил).
Предельная стоимость объекта определяется исходя из предельного значения стоимости единицы мощности объекта, устанавливаемого Минсельхозом России по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации (п.8 Правил).
На основании приведенных норм Приказом Минсельхоза России от 29.11.2018 N 549 утвержден Порядок отбора инвестиционных проектов, представленных сельскохозяйственными товаропроизводителями, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и российскими организациями, осуществляющими создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса, на возмещение части прямых понесенных затрат по реализуемым объектам агропромышленного комплекса (далее также - Порядок), а Приказом Минсельхоза России от 29.11.2018 N 550 - предельные значения стоимости единиц мощности объектов агропромышленного комплекса, в соответствии с п.3 которого для животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм), предназначенных для содержания и доения коров, предельное значение стоимости единицы мощности составляет 450 тыс. рублей за скотоместо.
Таким образом, строительство молочной фермы мощностью в 1000 голов может быть профинансировано за счет трансфертов из федерального бюджета в размере 25% фактической стоимости объекта, которая не превышает 450 млн. руб. (450 тыс. руб. х 1000).
Поскольку в соответствии с заявочной документацией (положительное заключение государственной экспертизы от 14.06.2013) I этап строительства предусматривал создание коровника на 1000 голов, Минсельхоз России предусмотрел выделение из федерального бюджета средств на предоставление субсидии Обществу в сумме 112,5 млн. руб. (450 млн. руб. х 25%).
При таких обстоятельствах подлежит отклонению как необоснованный довод Общества о том, что возмещение затрат ООО "РУСЬ" должно производиться с учетом стоимости всего Инвестиционного проекта, поскольку заявка содержала просьбу о возмещении понесенных затрат только по I этапу строительства, который включает коровник N 1 на 1000 голов, в том числе 800 голов лактирующих и 200 голов сухостойных, а также помещения для содержания молодняка и ряд производственно-технических зданий и сооружений. Иных заявок на возмещение стоимости расходов, в том числе по последующим этапам строительства от Общества не поступало. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Требования Общества, направленные на обязание Минсельхоза России включить в реестр расходных обязательств на 2019 год и перечислить межбюджетный трансферт в бюджет Пермского края для получателя ООО "РУСЬ" в сумме 75 269,2 тыс.руб., фактически направлены на оспаривание условий заключенных между ООО "РУСЬ" и Минсельхозпродом Пермского края Соглашений.
Предоставление субсидий в соответствии с Бюджетным кодексом РФ осуществляется в соответствии с договором (соглашением), заключаемым между получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и юридическим лицом, которому предоставляется субсидия.
Заявитель, подписав Соглашения без замечаний, согласился с условиями Соглашений, расчетом суммы субсидий, предоставляемой заявителю за счет средств федерального бюджета и за счет средств краевого бюджета Пермского края.
Заключенные Соглашения заявителем не оспаривались.
Дополнений об изменении условий Соглашений между сторонами также не заключалось.
Обязательства по Соглашениям, как было указано выше, исполнены Минсельхозпродом Пермского края в полном объеме.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований правомерен, поскольку в рассматриваемом случае отсутствуют основания, предусмотренные ст.13 ГК РФ, ч.1 ст.198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания оспариваемого бездействия незаконным.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, сводятся к повторению доводов, заявленных Обществом в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и не могут служить основанием к отмене или изменению обжалуемого решения суда первой инстанции, поскольку основаны на субъективных суждениях заявителя и исходят из неверного толкования норм права, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11.06.2019 по делу N А40-66640/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
И.А.Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-66640/2019
Истец: ООО "РУСЬ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ, Министерство сельского хозяйства РФ
Хронология рассмотрения дела:
09.12.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-20095/19
07.11.2019 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-20095/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-20095/19
21.08.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-42038/19
11.06.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-66640/19