г. Москва |
|
23 августа 2019 г. |
Дело N А40-288128/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Республики Калмыкия
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.05.2019 по делу N А40-288128/18, принятое судьей
по заявлению 1) Правительства Республики Калмыкия, 2) Министерства сельского хозяйства республики Калмыкия
к заинтересованным лицам - 1) Управление Федерального казначейства по Республике Калмыкия, 2) Министерство финансов Российской Федерации
третье лицо - Федеральное казначейство Российской Федерации
о признании недействительными приказов Министерства финансов,
в присутствии:
от заявителей: |
не явились, извещены; |
от заинтересованных лиц: |
1. Игашова А.Н. по дов. от 13.12.2018; 2. Шиляев А.П. по дов. от 10.03.2017 |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Правительство Республики Калмыкия (далее - заявитель 1) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением об оспаривании приказов Министерства финансов РФ (далее - заинтересованное лицо) от 11.05.2018 г. N N 500, 501, 502, извещения Министерства финансов РФ от 06.06.2018 г. NN 19-09-05/38895, 19-09-05/38901, 19-09-05/38904, уведомление Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия от 13.06.2018 г. N 05-09-07/02-6910.
решением Арбитражного суда города Москвы от 17.05.2019, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении требований Правительства Республики Калмыкия о признании недействительными приказов Минфина России от 11.05.2018 г. N 500, 501, 502 отказано.
В остальной части производство по делу N А40-288128/18-72-2805 прекращено.
Отменены обеспечительные меры принятые, определением Арбитражного суда Республика Калмыкия от 22.07.2018 г. N А22-3892/18
Не согласившись с принятым судебным актом, Правительство Республики Калмыкия (далее - заявитель) обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование жалобы Правительство РК привело доводы, аналогичные доводам, указанным в заявлении об обжаловании ненормативных правовых актов - приказов Минфина России от 11.05.2018 N 500, 501 и 502 "О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета" (далее -приказы N 500 - 502), извещений Минфина России об исполнении приказов Минфина России от 06.06.2018 N 19-09-05/38895, 19-05-05/38901, 19-09-05/38904, уведомления (письма) Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия от 13.06.2018 N 05-09-07/02-6910 о направлении копии платежных поручений во исполнение приказа Минфина России от 11.08.2014 N 74н (порядок исполнения решений о бесспорном взыскании денежных средств).
В судебное заседание не явился представители заявителей, третьего лица - Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Федерального казначейства Российской Федерации (далее - ФК РФ), Минфина России доводы апелляционной жалобы отклонилиза необоснованностью. Считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным и просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя третьего лица, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 18.01.2018 по 4.02.2018 в отношении Министерства сельского хозяйства РК проведена внеплановая камеральная проверка соблюдения условий софинансирования субсидий из федерального бюджета, предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации, в частности бюджету РК в 2016 году.
Указанные контрольные мероприятия проведены в рамках предоставленных пунктом 3 статьи 166.1 и статьей 269.2 БК РФ полномочий по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, осуществляемых Федеральным казначейством, в том числе через свои территориальные органы, в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 269.2 БК РФ и пунктами 39 - 43 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013N 1092 (далее - Правила N 1092).
По результатам проверки орган внутреннего финансового контроля (пункт 3 статьи 265 БК РФ) оформил акт камеральной проверки от 14.02.2018 (пункт 44 Правил N 1092, далее - Акт проверки), копия которого вручена в тот же день объекту контроля, о чем имеется дата и подпись должностного лица.
Согласно Акту проверки УФК по РК в деятельности Минсельхоза РК выявлены бюджетные нарушения в виде нарушения условий софинансирования, установленных Соглашением от 25.03.2016 N 95/10-с, при исполнении расходных обязательств Республики Калмыкия на реализацию мероприятий в отрасли сельского хозяйства, софинансируемых за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета.
Нарушения Министерством сельского хозяйства РК бюджетного законодательства, в частности, условий софинансирования расходных обязательств РК квалифицируются в соответствии со статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) как нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, определяемых Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 132 БК РФ, за совершение которого применяется бюджетная мера принуждения в виде бесспорного взыскания в доход федерального бюджета суммы средств из бюджета публично-правового образования, которому предоставлены межбюджетные трансферты из федерального бюджета, использованные с нарушением условий предоставления (расходования).
Акт проверки и прилагаемые к нему материалы направлены в Федеральное казначейство для принятия решения о направлении в Минфин России уведомления о применении бюджетных мер принуждения (пункты 46, 47 и 71 Правил N 1092).
Рассмотрев Акт проверки и прилагаемые к нему материалы, руководитель Федерального казначейства направил в Минфин России уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 12.04.2018 N 07-04-04/09-6733 (далее -Уведомление о БМП), в котором в краткой форме отражены обстоятельства бюджетных нарушений, указанные в Акте проверки, и суммы средств субсидий, использованных с нарушением условий софинансирования, подлежащие бесспорному взысканию в доход федерального бюджета.
На основании указанного уведомления о БМП министр финансов Российской Федерации издал оспариваемые приказы N 500 - 502 по каждому бюджетному нарушению, (пункт 1 статьи 306.2 БК РФ), на основании которых из бюджета Республики Калмыкия (публичного-правового образования) бесспорно взысканы суммы средств в размерах, указанных в приказах.
Во вводной части приказы содержат ссылки на основания их издания, такие как: факт бюджетного нарушения в виде нарушения условий предоставления (расходования) субсидии из федерального бюджета, установленных соответствующими Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598 (Приложение N 8 к постановлению), и предоставленных на осуществление мероприятий по комплексному обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", на Соглашение от 25.03.2016 N 95/10-С и Уведомление о БМП от 12.04.2018 N 07-04-04/09- 6733.
Все приказы содержат ссылки на основания их издания, такие как: факт бюджетного нарушения в виде нарушения условий предоставления (расходования) субсидий из федерального бюджета, установленных соответствующими Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации (N 1295, N 1258, N 667 и N 1460), на Соглашение от 03.02.2016 N 154/17-С и Уведомление о БМП от 12.04.05.2018 N 07-04-04/09-6733.
В результате проверки указанных обстоятельств суд пришел к выводу, что приказы N 500 - 502 изданы министром финансов Российской Федерации в пределах полномочий, предусмотренных пунктом 6 статьи 166 (до 18.07.2018) и пунктом 1 статьи 306.3 БК РФ, а также в соответствии с пунктом 10.13 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329.
Суд первой инстанции установил, что приказы как распорядительные акты изданы в надлежащей форме и по каждому мероприятию, что соответствует критериям проверки ненормативных правовых актов, установленным статьей 200 АПК РФ.
Суд, сославшись на положения части 3.1 статьи 70 АПК РФ, правомерно исходил, что обстоятельства в части порядка принятия указанных приказов, полномочий должностного лица, принявшего приказы, порядка проведения контрольных мероприятий УФК по РК и действия Федерального казначейства по оформлению и направлению Уведомления о БМП в Минфин России, а также сроки направления указанных документов и принятия приказов заявителем не оспаривались, из заявления не следует таких доводов, следовательно, являются признанными стороной заявителя.
Проверяя правомерность использования субсидии из федерального бюджета, предоставленных бюджету РК на условиях софинансирования, суд, руководствуясь положениями статей 198, 200 и 65 АПК РФ, правомерно исходил из следующего.
Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения пункт 1 статьи 132 БК РФ).
Согласно пункту 3 ст. 132 БК РФ (в редакции на момент предоставления субсидии) установлено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
В соответствии с п. 1 ст. 130 БК РФ межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 БК РФ, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Среди межбюджетных трансфертов, указанных в статье 129 БК РФ, предусмотрены субсидии.
Согласно пункту 2 статьи 26.19 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), из федерального бюджета могут предоставляться субсидии бюджету субъекта Российской Федерации для долевого финансирования расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.
Исходя из указанных норм БК РФ и Закона N 184-ФЗ, в их системном взаимодействии, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать условия предоставления (расходования) субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, а также определять уровни объемов и порядок расчета таких объемов предоставляемых субсидий, субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования (софинансирования).
Согласно п. 2 ст. 115 Конституции Российской Федерации и абзацу четвертому статьи 23 Федерального Конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Следовательно, Правила предоставления субсидий должны соблюдаться всеми без исключения участниками межбюджетных отношений, получающими субсидии из федерального бюджета. Такие участники межбюджетных отношений в соответствии со статьёй 6 БК РФ именуются получателями средств федерального бюджета.
В соответствии с указанными нормами бюджетного законодательства и в целях исполнения федерального закона о федеральном бюджете на 2016 год, федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", закона Республики Калмыкия "О республиканском бюджете на 2016 год", региональной программы развития сельских территорий Правительство Российской Федерации постановлением от 15.07.2013 N 598 утвердило и ввело в действие "Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесенных затрат на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов" (Приложение N 8 к постановлению N 598, далее - Правила N 598).
Указанными Правилами предусмотрено, что субсидии из федерального бюджета предоставляются и распределяются бюджетам субъектов Российской Федерации на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 1 Правил, далее - субсидии).
Мероприятия, на которые предоставляются субсидии, перечислены в пункте 2 Правил N 598. Субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий государственных программ (подпрограмм государственных программ) субъектов Российской Федерации по устойчивому развитию сельских территорий.
При этом для целей софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации перечень мероприятий, предусмотренных правовыми актами (программами) субъектов Российской Федерации, должен соответствовать нормативным правовым актам Российской Федерации (то есть программам, утвержденным постановлениями Правительства Российской Федерации, подпункт "а" пункта 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999).
Указанное требование названных Правил является одним из условий предоставления субсидий из федерального бюджета, вытекающее из принципа целевого и адресного назначения субсидий, установленного статьёй 38 БК РФ.
Помимо указанного условия, все названные Правила содержат также ряд обязательных условий, к которым отнесены такие как:
наличие утвержденной государственной программы субъекта Российской Федерации (муниципальной программы) (содержащих соответствующие мероприятия);
наличие средств в бюджетах субъектов Российской Федерации (местных бюджетах) на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации (расходных обязательств муниципальных образований) (на реализацию мероприятий программ);
наличие нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, устанавливающих порядок и условия предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации субсидий (в том числе субсидий за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации). Указанные условия Правил не являются исчерпывающими и свидетельствуют о том, что в случае утверждения субъектом РФ соответствующих федеральной программе мероприятий в программе субъекта РФ по развитию сельского хозяйства, на осуществление которых в бюджете субъекта РФ предусмотрены соответствующие бюджетные обязательства субъекта РФ в виде ассигнований, утвержденных законом о бюджете субъекта РФ на соответствующий финансовый год, и правил субъекта РФ о предоставлении субсидий из бюджета субъекта РФ, Российская Федерация предоставит субсидии на софинансирование таких мероприятий в силу целевого назначения субсидий.
Также, кроме указанных условий, Правила содержат финансовые условия предоставления (расходования) субсидий, определяющие объемы субсидий, расчеты объемов предоставляемых субсидий, уровни софинансирования и порядок использования предоставляемых субсидий с учетом принципа софинансирования.
Аналогичные условия содержат Правила N 598 (пункт 3).
Кроме того, в названном пункте Правил N 598 указано на долю расходов бюджета субъекта РФ в софинансировании расходных обязательств субъекта РФ, в частности, - не менее 30 процентов (за исключением высоко дотационных субъектов Российской Федерации), а для высокодотационных субъектов Российской Федерации - не менее 5 процентов. При этом субъект Российской Федерации вправе увеличить долю своих расходов в случае непривлечения средств внебюджетных источников, указанных в подпункте "в" пункта 3 данных Правил.
Термин "уровни софинансирования" по смыслу означает пропорцию (процентное соотношение либо соотношение между конкретными суммами средств) между объемами средств субсидии из федерального бюджета и собственными средствами бюджета субъекта РФ на осуществление программных мероприятий.
Пунктами 6-17 Правил N 598 предусмотрены критерии определения размеров субсидий с методиками их расчетов.
Указанные методики расчетов и подлежащие на их основе расчету размеры субсидий служат ориентиром при планировании средств в бюджетах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также при заключении соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета, и подлежат уточнению при предоставлении субсидий в соответствии с пунктом 18 Правил N 598. Высвобождающиеся средства субсидий в результате уточнения подлежат перераспределению между субъектами РФ.
Основным регулятором уровней софинансирования между средствами бюджета Российской Федерации и средствами бюджета субъекта РФ является пункт 24 Правил N 598, в соответствии с которым в случае если при заключении соглашения размер средств, предусмотренных в бюджете субъекта РФ на реализацию мероприятий, указанных в пункте 2 Правил N 598, меньше размера, установленного в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Правил N 598, размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта РФ в текущем финансовом году, подлежит сокращению.
Подпункт "б" пункта 3 Правил N 598 определяет условие наличия в законе субъекта РФ о бюджете субъекта РФ бюджетных ассигнований на исполнение в очередном финансовом году и плановом периоде расходных обязательств субъектаРФ, связанных с реализацией мероприятий, предусмотренных пунктом 2 Правил N 598, то есть на весь перечень таких мероприятий.
Таким образом, указанные Правила предоставления субсидий из федерального бюджета содержат условия софинансирования, определяемые долевым соотношением между средствами субсидии из федерального бюджета и средствами бюджета субъекта РФ, направляемыми на исполнение расходных обязательств субъекта РФ.
Конкретное соотношение объемов средств федерального и регионального бюджетов устанавливается в заключаемом между федеральным органом (ГРБС) и высшим исполнительным государственным органом субъекта РФ Соглашении о предоставлении субсидий из федерального бюджета, когда стороны согласуют между собой уровни софинансирования, устанавливая в Соглашении конкретные суммы расходов за счет двух бюджетов (в том числе консолидированного бюджета субъекта РФ) на выполнение мероприятий региональной программы, и одновременно принимают на себя расходные обязательства в объемах сумм бюджетных средств, указанных в Соглашении.
Суд исследовал и установил, что является расходными и бюджетными обязательствами.
Так, суд указал, что согласно абзацу двадцатому статьи 6 БК РФ под расходными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году (абз. 21 ст. 6 БК РФ).
Кроме того, указанные обязательства одновременно являются публичными обязательствами Российской Федерации и субъекта РФ в силу абзаца 22 статьи 6 БК РФ, согласно которому под публичными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).
Согласно пункту 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Таким образом, с учетом вышеуказанных положений БК РФ об обязательствах, Российская Федерация и Республика Калмыкия, заключая Соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета, и, предусматривая в Соглашениях конкретные суммы расходных обязательств за счет двух бюджетов, вытекающие из федерального закона о федеральном бюджете на 2016 год, распоряжений Правительства Российской Федерации о предоставлении субсидий, из закона Республики Калмыкия о республиканском бюджете на соответствующий на 2016 год и региональной программы развития сельского хозяйства, одновременно принимают на себя публичные обязательства по осуществлению соответствующих расходов на выполнение мероприятий как федеральной программы N 598, так и региональной программы, на софинансирование которой в соответствующей пропорции (доле) предоставляются субсидии из федерального бюджета.
Правила N 598 содержат положения об обязательном и принудительном возврате и взыскании остатков средств субсидии, неиспользованной в текущем финансовом году субъектом РФ или использованной по нецелевому назначению, в федеральный бюджет по окончании соответствующего финансового года или по результатам контрольных мероприятий (пункты 27, 28, 29, 30 и 32 Правил N 598).
Согласно пункту 20 Правил N 598 субсидии из федерального бюджета предоставляются на основании соглашений, заключаемых между главным распорядителем средств федерального бюджета (курирующего федеральную программу федерального органа исполнительной власти) и высшим исполнительным органом субъекта РФ, форму которого в соответствии с пунктом 21 Правил N 598 утверждает соответствующий федеральный орган исполнительной власти.
Положения Правил, регулирующие обязательный и принудительный возврат в федеральный бюджет неиспользованных средств субсидий (межбюджетных трансфертов) и (или) образовавшихся их остатков, предусмотрены пунктом 5 статьи 242БКРФ.
Положения пункта 5 статьи 242 БК РФ являются императивными и подлежат неукоснительному соблюдению всеми участниками бюджетных отношений (в том числе межбюджетных отношений), получателями средств федерального бюджета.
Судом проверены положения Соглашения N 95/10-с. Указанное Соглашение было заключено между Минсельхозом России и Правительством Республики Калмыкия во исполнение государственной программы N 598, Федерального закона о федеральном бюджете на 2016 год, закона субъекта РФ о республиканском бюджете на 2016 год, указанных выше Правил.
В частности, суд указал.
Предметом Соглашения N 95/10-с (в том числе в ред. доп. соглашений, приложение N 1 к Соглашению) является предоставление субсидий из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств Республики Калмыкия, в том числе на реализацию мероприятий.
В соответствии с пунктом 1.3 Соглашения высший исполнительный орган использует субсидии, указанные в пункте 1.2 Соглашения (имеет ссылку на приложение N 1 к Соглашению, установлен перечень субсидий с указанием сумм бюджетных средств), в пределах годовых размеров субсидий, утвержденных Распоряжением, и в порядке и на условиях, установленных в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий Программы.
Согласно пункту 1.4. Соглашения N 95/10-с размер субсидий, предусмотренных Республике Калмыкия, подлежит сокращению в случае если размер средств, предусмотренных в бюджете Республики Калмыкия на реализацию мероприятий Программы не позволяет обеспечить установленную долю расходов бюджета Республики Калмыкия в финансировании расходного обязательства Республики Калмыкия, софинансируемого за счет субсидии.
Пунктом 2.2.4 Соглашения N 95/10-с установлено обязательство высшего исполнительного органа о выполнении обязательства по финансированию мероприятий Программы, указанных в п. 1.1 Соглашения в объемах, не менее предусмотренных в приложении N 2 к Соглашению, а также обязательство по согласованию изменений объемов средств бюджета Республики Калмыкия с Минсельхозом России и заключения в таком случае дополнительного соглашения. Аналогичное обязательство содержит пункт 2.2.8 Соглашения N 95/10-с.
Пунктом 2.2.10 Соглашения N 95/10-с предусмотрено обязательство получателя субсидии по возврату неиспользованных на 01 января текущего года остатков субсидии, а также в случае ненадлежащего исполнения своих обязательств по Соглашению принудительный возврат и взыскание субсидии в федеральный бюджет в порядке, установленном Минфином России.
Указанные выше условия Соглашения в их совокупности позволяют прийти к выводу, что в случае сокращения расходных обязательств Республикой Калмыкия, подлежащих исполнению в объемах, установленных Соглашением, предоставленные средства субсидий из федерального бюджета подлежат сокращению, а возникшие остатки субсидий по состоянию на 1 января следующего финансового года, подлежат возврату в федеральный бюджет. В случае невозврата остатков субсидий в федеральный бюджет, последние подлежат взысканию в доход федерального бюджета.
В то же время указанные условия Соглашений и пункта 2 статьи 26.19 Закона N 184-ФЗ устанавливают расходование бюджетных средств по долевому принципу (в установленных объемах) между средствами субсидий и собственными средствами бюджета Республики Калмыкия, то есть с соблюдением пропорции между средствами двух бюджетов при софинансировании расходных обязательств Республики Калмыкия, которые Республикой в лице Минсельхоза РК при осуществлении фактических расходов были нарушены.
Суд дал оценку доводам заявителя, указав на следующее.
Доводы заявителя о том, что Правительством РК не совершались бюджетные нарушения являются несостоятельными и опровергаются преамбулой Соглашения, поскольку от имени Правительства РК Соглашение подписал министр сельского хозяйства РК, являющийся членом Правительства Республики.
При этом согласно положениям статьи 2 Закона Республики Калмыкия от 02.11.1998 N 1-П-З "О Правительстве Республики Калмыкия" Правительство РК представляет Республику в отношениях с федеральными органами государственной власти и вправе подписывать договоры и соглашения от имени Республики; контролирует деятельность министерств и иных органов исполнительной властиРеспублики.
Согласно статье 5 указанного Закона Правительство РК обеспечивает исполнение республиканского бюджета, разрабатывает и осуществляет государственную политику в области сельскохозяйственного производства, развития производственной и социальной инфраструктуры села.
Следовательно, Правительство РК не может не участвовать в распределении средств бюджета Республики, а также обязано обеспечивать контроль за его исполнением, в том числе контроль за расходованием бюджетных средств министерствами Республики, включая Минсельхоз РК.
Как отметил суд, объемы средств, предусмотренные Соглашениями подлежат использованию в пределах годового объема, в этой связи неравномерное поступление субсидий из федерального бюджета не влияет на финансирование Республикой Калмыкия расходных обязательств в части принятого на себя объема расходных обязательств за счет собственных средств бюджета Республики, установленного Соглашениями.
При соблюдении указанных условий (пропорции) в случае сокращения общего объема расходов (за счет двух бюджетов) в результате, например, эффективного проведения торгов, такое сокращение расходов (экономия) не может возникнуть только у бюджета Республики, оно возникает также и в объеме средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета.
При этом установленная Соглашением пропорция средств бюджетов, вытекающая из соотношения объемов средств двух бюджетов (в суммовом выражении) должна применяться к общему остатку неиспользованных бюджетных средств при осуществлении программных мероприятий.
Возникновение остатка средств (в результате сокращения расходов) только в средствах Республики указывает на нарушение баланса интересов Российской Федерации, предоставившей субсидии, которые были израсходованы Республикой в избыточном объеме (то есть с перерасходом).
Соответственно, при фактическом расходовании бюджетных средств как федерального, так и республиканского бюджетов, Республика Калмыкия в лице Правительства РК или органов Республики не вправе в одностороннем порядке применять иные уровни софинансирования в обход условий Соглашения и в целях оправдания получения остатков (экономии) средств только республиканского бюджета.
Следовательно, орган внутреннего финансового контроля пришел к обоснованным выводам о нарушении условий софинансирования при фактическом исполнении расходных обязательств Республики Калмыкия Минсельхозом Республики Калмыкия.
Таким образом, неисполнение (сокращение) в одностороннем порядке расходных обязательств в нарушение условий Соглашения N 95/10-с и Правил, влечет нарушение уровней софинансирования расходных обязательств и уменьшение общего объема потребности в бюджетных средствах, в том числе в субсидии из федерального бюджета при условии сохранения пропорции между средствами двух бюджетов.
О нарушении условий софинансирования вследствие неисполнения(ненадлежащего исполнения) государственными органами Республики расходных обязательств указано в акте проверки и уведомлении о БМП.
Кроме того, указанные выводы контрольного органа основаны на отчетах о расходовании бюджетных средств, в том числе субсидий, которые Минсельхоз Республики Калмыкия направлял в Минсельхоз России, а также на платежных документах, полученных в процессе контрольных мероприятий.
Направление таких отчетов предусмотрено условиями указанных выше Соглашений.
Оспаривая приказы, заявитель, по сути, оспаривает сведения своих же отчетов, которые отражены в Акте проверки и Уведомлении о БМП, и положены в основу принятых приказов N 500-502.
Давая оценку фактическим обстоятельствам совершения бюджетного нарушения, суд указал.
Согласно Акту проверки (стр. 59 - 68) и Уведомлению о БМП (стр. 28 -32) установлено:
1) На реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (далее - Мероприятие 1) было предусмотрено средств за счет двух бюджетов 16 806 500 рублей, из них:
* средства федерального бюджета в размере 9 250 800 рублей;
* средства бюджета (консолидированного) Республики Калмыкия - 7 555 700 рублей (6 500 000 руб. собственных средств бюджета Республики и 1 055 700 средства бюджетов муниципальных образований).
Фактические расходы средств за счет двух бюджетов по отчету (ф. 0503127) на осуществление Мероприятия 1 составили 16 383 500 рублей, их них:
* за счет средств федерального бюджета (субсидия) - 9 250 800 рублей (или 100 % планового объема средств субсидии из федерального бюджета);
* за счет бюджета Республики Калмыкия 7 132 700 рублей.
При общем уменьшенном фактическом расходе бюджетных средств, средства федерального бюджета (при соблюдении пропорции) могли быть использованы в размере не более 9 017 968 рублей 16 копеек.
Разница между плановым объемом средств субсидии и объемом, который подлежал расходованию при уменьшении общего объема средств, составила 232 831 рубль 84 копейки, что взыскано на основании приказа N 500.
2) На реализацию мероприятий по комплексному обустройству объектами социальной инфраструктуры и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, а именно на развитие водоснабжения в сельской местности (далее - Мероприятие 2) было предусмотрено средств за счет двух бюджетов 52 139 300 рублей, из них:
* средства федерального бюджета в размере 28 180 000 рублей;
* средства бюджета (консолидированного) Республики Калмыкия - 23 959 300 рублей (23 459 300 руб. собственных средств бюджета Республики и 500 000 средства бюджетов муниципальных образований).
* Фактические расходы средств за счет двух бюджетов по отчету (ф. 0503127) на осуществление Мероприятия 2 составили 50 273 650 рублей, их них: за счет средств федерального бюджета (субсидия) - 28 180 000 рублей (или 100 % планового объема средств субсидии из федерального бюджета);
* за счет бюджета Республики Калмыкия 22 093 650 рублей.
При общем уменьшенном фактическом расходе бюджетных средств, средства федерального бюджета (при соблюдении пропорции) могли быть использованы в размере не более 27 171 662 рублей 39 копеек.
Разница между плановым объемом средств субсидии и объемом, который подлежал расходованию при уменьшении общего объема средств, составила 1 008 337 рублей 61 копейка, что взыскано на основании приказа N 501.
3) На реализацию мероприятий по комплексному обустройству объектами социальной инфраструктуры и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, а именно на реализацию проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности (далее - Мероприятие 3) было предусмотрено средств за счет двух бюджетов 20 066 500 рублей, из них:
* средства федерального бюджета в размере 7 764 000 рублей;
* средства бюджета (консолидированного) Республики Калмыкия - 12 302 500 рублей (12 102 500 руб. собственных средств бюджета Республики и 200 000 средства бюджетов муниципальных образований).
Фактические расходы средств за счет двух бюджетов по отчету (ф. 0503127) на осуществление Мероприятия 3 составили 10 859 400 рублей, их них:
* за счет средств федерального бюджета (субсидия) - 7 764 000 рублей (или 100 % планового объема средств субсидии из федерального бюджета);
* за счет бюджета Республики Калмыкия 3 095 400 рублей.
При общем уменьшенном фактическом расходе бюджетных средств, средства федерального бюджета (при соблюдении пропорции) могли быть использованы в размере не более 4 201 648 рублей 60 копеек.
Разница между плановым объемом средств субсидии и объемом, который подлежал расходованию при уменьшении общего объема средств, составила 3 562 351 рубль 40 копеек, что взыскано на основании приказа N 502.
Оценивая фактические показатели расходов средств двух бюджетов, суд пришел к выводу, что Республикой Калмыкия расходные обязательства за счет средств бюджета Республики исполнены частично (сокращены), тогда как средства федерального бюджета израсходованы полностью.
Расчет размеров сумм, использованных с нарушением бюджетного законодательства выполнен по методике, утвержденной приказом Минфина России от 31.03.2017 N 53н, и основан на математических принципах расчета долей в общем объеме средств.
Указанная методика впоследствии была внесена в Правила N 999 постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2017 N 1519, пунктом 5 которого действию указанной методики (формулы) для расчетов размеров сумм, использованных с нарушением условия софинансирования, придана обратная сила, что позволило применять данную методику к субсидиям, предоставленным из федерального бюджета в проверяемый период.
Таким образом, из приведенных результатов контроля исполнения бюджетных и расходных обязательств Республики Калмыкия следует, что Минсельхоз Республики Калмыкия в отсутствие экономических оснований сократил расходные обязательства за счет средств бюджета Республики Калмыкия и неосновательно получил экономию средств бюджета Республики Калмыкия за счет перерасхода средств федерального бюджета, предоставленных Республике Калмыкия как публично-правовому образованию, на исполнение расходных обязательств Республики, тем самым нарушил условия софинансирования, установленные Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации, и Соглашением о предоставлении субсидий.
При этом стоит отметить, что предоставление финансовой помощи в форме субсидий не влечет за собой переход расходного обязательства субъекта Российской Федерации к Российской Федерации, что соответствует принципу разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов (статья 30 БК РФ) и принципу самостоятельности бюджетов (статья 31 БК РФ), согласно которому недопустимо установление расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет других бюджетов (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.10.2015 N 307-ЭС15-7013).
Проанализировав исследованные фактические обстоятельства дела, суд пришел к обоснованному выводу, что Республика Калмыкия, сократив свои расходные обязательства, по сути, не исполнив собственный закон об областном бюджете, Республика фактически снизила общую потребность в бюджетных средствах на указанные программные мероприятия, в том числе за счет предоставленных субсидий из федерального бюджета, которые исходя из указанных обстоятельств были получены в бюджет Республики в повышенном размере с нарушением бюджетного законодательства.
Нарушение условий софинансирования расходных обязательств, допущенное Республикой Калмыкия в лице Минсельхоза Республики, указывает на нарушение условий расходования средств субсидий и, соответственно, баланса интересов Российской Федерации на использование средств федерального бюджета в соответствии с Правилами, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации, а также на нарушение прав других регионов, поскольку высвободившиеся средства федерального бюджета в соответствии с указанными Правилами подлежали перераспределению между другими регионами при наличии потребности в средствах указанных субсидий.
Довод заявителя о соблюдении условия предоставления субсидий, обоснован только в части получения субсидий из федерального бюджета, однако после получения субсидий условия Соглашения, указанные выше Правила, положения бюджетного законодательства о расходовании субсидий на условиях долевого принципа заявителем полностью проигнорированы и нарушены, вследствие чего указанный довод является несостоятельным.
В соответствии с пунктом 1 ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которыхпредоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Пунктом 2 статьи 306.2 БК РФ предусмотрены бюджетные меры принуждения, к которым, в том числе отнесено бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно ст. 306.8 БК РФ нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Взысканные суммы средств не превышают размера ранее предоставленных средств субсидий из федерального бюджета, следовательно, взыскание их части не влечет убытки в региональном бюджете и не нарушает права Правительства РК, поскольку такие средства являются средствами публично-правового образования -РК, а не собственными средствами Правительства РК или Минсельхоза РК.
Учитывая изложенное, опровергаются доводы заявителя о том, что приказом Минфина России нарушаются права и законные интересы Правительства РК, так как средства бюджета публично-правового образования - Республики Калмыкия не являются собственными средствами Правительства РК, Правительство наделено лишь полномочиями по распоряжению средствами бюджета Республики (публичными средствами) от имени которой обязано обеспечивать исполнение бюджетных (расходных) обязательств.
Взыскивая из бюджета РК часть средств ранее предоставленной субсидии, Российская Федерация, от имени которой выступает Минфин России, одновременно вынуждает власти Республики исполнять расходную часть бюджета Республики за счет собственных средств республиканского бюджета, а не перекладывать принятые самостоятельно расходы Республики на бюджет Российской Федерации, которая помимо Республики Калмыкия включает в себя еще 84 региона, перед которыми Российская Федерация также несет расходные обязательства в согласованных с регионами объемах средств.
Таким образом, нарушение Республикой Калмыкия условий софинансирования является следствием нарушения Республикой своих расходных обязательств, что влечет бесспорное взыскание средств ранее предоставленного межбюджетного трансферта (ст. 306.8 БК РФ).
Вывод суда о том, что приказы от 11.05.2018 г. N N 500, 501, 502 изданы Минфином России обоснованно и направлены на восстановление баланса интересов публично-правового образования - Российской Федерации, за счет перерасхода бюджетных средств которой Республика Калмыкия получила необоснованную экономию средств республиканского бюджета при снижении общей потребности в бюджетных средствах на осуществление программных мероприятий и, в частности, - в средствах федерального бюджета, в полной мере поддерживаются судом апелляционной инстанции.
Суд также дал развернутую оценку относительно извещений Минфина России об исполнении приказов, ошибочно называемых заявителем уведомлениями, поскольку в них кроме сведений о счете, приказе и подлежащих списанию суммах, не содержится каких-либо властных распоряжений индивидуально-определенного характера, адресованных объекту контроля, а также в письмах о направлении копий платежных поручений о списании средства из бюджета Республики Калмыкия.
Поскольку указанные документы не являются ненормативными правовыми актами, соответственно, не могут быть обжалованы в порядке главы 24 АПК РФ, что указывает на то, что требования в данной части не подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Следовательно, производство по делу в данной части требований в соответствии с частью 1 статьи 150 АПК РФ подлежит прекращению.
В соответствии с частью 1 статьи 97 АПК РФ обеспечение иска по ходатайству лица, участвующего в деле, может быть отменено арбитражным судом, рассматривающим дело.
В пункте 25 Постановления от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что исходя из части 5 статьи 96 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта.
В связи с этим арбитражный суд вправе указать на отмену обеспечительных мер в названном судебном акте по ходатайству лица, участвующего в деле.
Исходя из этого, суд первой инстанции с учетом положений статей 90 - 97 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств, имеющихся в материалах дела, приняв во внимание обстоятельства дела, характер заявленных требований пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований их сохранения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Апелляционная жалоба не содержат сведений о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционным жалобам распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат отнесению на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.05.2019 по делу N А40-288128/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.