г. Москва |
|
23 августа 2019 г. |
Дело N А40-10085/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Александровой Г.С.
судей: Бондарева А.В., Алексеевой Е.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Зиньковской Н.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Роспотребнадзора по г. Москве (Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве)
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25 апреля 2019 г.
по делу N А40-10085/19 (150-81), принятое судьей Масловым С.В.
по иску Управления Роспотребнадзора по г. Москве (Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве) (ОГРН: 1057746466535, ИНН: 7717528710)
к ИП Андрюниной О.Ю. (ОГРНИП 314784728200662), ИП Бабкину К.А. (ОГРНИП
308784729400085)
третье лицо: ООО "ВМК"
о признании действий по сдаче в аренду нежилого помещения по адресу: г. Москва, Страстной бульвар, д. 4, стр. 3 противоправными и понуждении принять необходимые меры для расторжения договора от 01.04.2015,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчиков: ИП Андрюнина О.Ю. - по доверенности от 18.02.2019 г., от ИП Бабкина К.А. не явился, извещен;
от третьего лица: Мальцев А.В. по доверенности от 09.07.2019 г.;
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по г. Москве (Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве) (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к индивидуальному предпринимателю Андрюниной О.Ю. и индивидуальному предпринимателю Бабкину К.А. (далее - ответчики) о признании противоправными действий ответчиков по сдаче в аренду нежилого помещения по адресу: г. Москва, Страстной бульвар, д. 4, стр. 3, собственниками которого они являются, повлекшее размещение в данном помещении бара "Север", обязать ответчиков не нарушать требования п. 2 ст. 209 ГК РФ и санитарного законодательства, а именно не заключать договоры аренды помещения по адресу: г. Москва, Страстной бульвар, д. 4, стр. 3, (собственниками которого являются ответчики), с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, которые планируют сами использовать данное помещение для осуществления деятельности по производству и реализации продукции общественного питания, обязать ответчиков принять необходимые меры для расторжения договора аренды нежилого помещения, в соответствии со ст. 209 ГК РФ, ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Исковые требования мотивированы выявлением нарушений санитарно-эпидемиологических требований организации питания в баре "Север" в отношении ООО "ВКМ", являющегося арендатором принадлежащего истцам нежилого помещения, права и требования по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических правил и норм в полном объеме до настоящего времени не исполнены, поскольку деятельность бара нарушает требования санитарного законодательства, охраняемые законом интересы других лиц, в действиях ответчика усматриваются нарушения требований п. 2 ст. 209 ГК РФ, а также права граждан на санитарно-эпидемиологическое благополучие.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено: ООО "ВМК".
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 25 апреля 2019 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, по основаниям, изложенным в жалобе.
ИП Андрюнина О.Ю. предоставил письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела в порядке ст. 81 АПК РФ, ее представитель в суде апелляционной инстанции против доводов жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица поддержал позицию ответчиков.
Истец и ИП Бабкин К.А., будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте настоящего судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечили, дело рассмотрено судом в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев и оценив все представленные по делу доказательства, не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между Индивидуальным предпринимателем Андрюниной О.Ю. (арендодатель - 1), Индивидуальным предпринимателем Бабкиным К.А. (арендодатель - 2) и истцом (арендатор) заключен договор аренды нежилого помещения от 01.04.2015 г., в соответствии с которым арендодатели предоставляют, а арендатор принимает во временное возмездное пользование (в аренду) нежилое помещение.
Пунктом 2.1 договора установлен срок действия договора 5 лет.
В п. 2.2 договора установлено, что договор вступает в силу с момента его государственной регистрации в установленном законодательстве порядке.
Исковые требования основаны на следующем.
Вступившим в законную силу Постановлением Тверского районного суда города Москвы от 12.07.2018 г. по делу N 5-1356/18 ООО "ВМК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного приостановления деятельности ООО "ВМК", расположенного по адресу: г. Москва, Страстной бульвар, д. 4, стр. 3, на срок 90 суток.
Судом установлено, что в ходе проведения внеплановой проверки в отношении ООО "ВМК" 31.05.2018 г. по адресу: г. Москва, Страстной бульвар, д. 4, стр. 3, установлено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания, а именно:
1) на предприятии отсутствуют условия для обработки неочищенных корнеплодов чистятся в помещении мытья посуды и кухонного инвентаря (что является нарушением п. 8.4 СП 2.3.6.1079-01) - совмещение мытья посуды, кухонного инвентаря и процесса очистки корнеплодов может привести к возникновению массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний и создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью (дизентерия, бруцеллез, иерсинеоз, листериоз);
2) для мытья кухонного инвентаря установлена одна моечная ванна (что является нарушением п. 6.16 СП 2.3.6.1079-01) - нарушение условий мытья кухонного инвентаря может привести к некачественному мытью инвентаря, что может привести к загрязнению сырых порционных полуфабрикатов, готовых блюд патогенной микрофлорой и привести к возникновению массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний (дизентерия, листериоз; пищевые токсикоинфекции);
3) в личных медицинских книжках сотрудников отсутствует отметка о вакцинации от гепатита А и дизентерии Зонне (что является нарушением п.п.13.1, 13.2 СП 2.3.6.1079-01) - в процессе, производства могут быть задействованы сотрудники, являющиеся носителями или больными, что создает угрозу возникновения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний (гепатит, дизентерия);
4) отсутствуют условия для обработки яиц, используемых для приготовления блюд (что является нарушением п. 8.19 СП 2.3.6.1079-01) - яйца, используемые при производстве продукции не моются и не подвергаются дезинфекции, в связи с чем существует угроза обсеменения готовых блюд сальмонеллами, что может привести к возникновению массовых инфекционных заболеваний;
5) полы под технологическим оборудованием не выложены плиткой, что затрудняет проведение качественных текущих уборок с применением моющих и дезинфицирующих средств (что является нарушением п. 5.6 СП 2.3.6.1079-01), что может привести к возникновению массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний (дизентерия, иерсинео, листериоз);
6) для мытья столовой посуды и кухонного инвентаря используется губчатый материал (что является нарушением п. 6.19 СП 2.3.6.1079-01) - губчатый материал не поддается качественному мытью и дезинфекции, что создает угрозу возникновения массовых инфекционных заболеваний и пищевых отравлений (дизентерия, иерсинеоз, листериоз);
7) программой производственного контроля, в части проведения лабораторных исследований, не предусмотрено проведение лабораторных исследований готовых блюд на присутствие сальмонелл (что является нарушением п. 14.1 СП 2.3.6.1079-01) - отсутствует контроль за качеством и безопасностью поступающего продовольственного сырья и вырабатываемых готовых блюд, технологическим процессом производства, условиями труда, соблюдением правил личной гигиены, наличием вредных производственных факторов и степени их влияния на здоровье персонала и среду его обитания, что может привести к реализации некачественной продукции общественного питания (массовые инфекционные заболевания), производственному травматизму;
8) площадка летнего кафе-бара "Север", прилегающая к бару находится на территории двора жилого дома N 4 стр. 3, что является нарушением п. 2.10 СанПиН 2.1.2.2645-10.
Поскольку ООО "ВМК" продолжает осуществлять деятельность по производству и реализации продукции общественного питания с нарушением требований санитарного законодательства, несмотря на постановление Тверского районного суда от 12.07.2018 г., бар "Север" размещается в помещении, собственниками которого являются ответчиками, и деятельность данного бара противоречит закону и иным правовым актам, а также нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, в данном случае усматривается нарушение требований п. 2 ст. 209 ГК РФ.
Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, пришел к выводу о необоснованности предъявленных требований и в удовлетворении иска отказал.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами и иными способами, предусмотренными законом.
При этом условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются, во-первых, установление наличия у истца, принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса; во-вторых, установление факта его нарушения; в-третьих, установление факта нарушения права истца именно ответчиком.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако, избранный им способ защиты права должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Кроме того, при выборе способа защиты нарушенного права необходимо учитывать, что судебный акт должен обладать свойством исполнимости, в случае, если принятие решения по такому делу не позволяет восстановить нарушенные права и не изменяет сложившуюся правовую ситуацию, отказ в иске является правомерным, поскольку способ защиты не приводит к восстановлению прав и имущественных интересов лиц.
Истец должен доказать, какие действия ответчика противоречат закону или иным правовым актам, какому закону или правовому акту противоречат действия ответчика, в чём конкретно выражается нарушение прав и законных интересов других лиц, причинная связь между совершёнными действиями ответчика и нарушенными правами и интересами других лиц.
Ответчики являются собственниками помещения, сдаваемого в аренду.
Действия ответчиков по заключению договора аренды, соответствуют нормам гражданского законодательства в порядке ст.ст. 209, 421, 608 ГК РФ, не нарушают права и законные интересы других лиц.
Стороны по договору аренды нежилого помещения свободны в заключении договора в силу требований закона, ответчикам не может быть запрещено сдавать нежилое помещение в аренду, поскольку ответчики не могут нести ответственность за действия других юридических лиц по заключенным договорам.
Как следует из материалов дела, права других лиц нарушаются несоблюдением ООО "ВМК" (арендатором) норм санитарно - эпидемиологического законодательства, при этом Постановлением Тверского районного суда города Москвы от 06.08.2018 г. досрочно прекращено исполнение административного наказания в виде приостановления деятельности по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.6 КоАП РФ, в отношении ООО "ВМК".
Кроме того, ответчиками представлено письмо от 01.08.2018 N 23-10236/8 из которого следует, что нарушения, послужившие основанием для привлечения ООО "ВМК" к административной ответственности устранены в полном объеме.
Поскольку между действиями ответчиков и нарушением прав и охраняемых законом интересов других лиц отсутствует причинная связь, истцом доказательств, подтверждающих факт нарушения чьих-либо прав, не представлено, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что истцом в данном случае избран ненадлежащий способ защиты права и в удовлетворении иска отказал.
Апелляционный суд соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, у апелляционного суда не имеется.
Возражения заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционным судом проверены в полном объеме, однако не могут быть приняты во внимание, поскольку не влекут иных выводов апелляционного суда, чем тех, которые суд изложил в настоящем судебном акте.
Доводы приведенные в апелляционной жалобе истца не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, которым дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, апелляционная жалоба по изложенным в ней основаниям удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы распределяются судом в порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и относятся на заявителя жалобы. Однако, заявитель жалобы в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 4, 9, 65, 66, 110, 123, 156, 176, 266-268, п.1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый Арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 25 апреля 2019 г. по делу N А40-10085/19 (150-81)оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Александрова Г.С. |
Судьи |
Бондарев А.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-10085/2019
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ГОРОДУ МОСКВЕ
Ответчик: Андрюнина Ольга Юрьевна, Бабкин Константин Алексеевич
Третье лицо: ООО ВМК, Сорокина Елена Ивановна, Характерева Н В