г. Москва |
|
23 августа 2019 г. |
Дело N А40-148759/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
И.В. Бекетовой, В.А. Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУК АУИПИК
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.05.2019 по делу N А40-148759/18 (154-1712), принятое судьей А.В. Полукаровым
по заявлению ФГБУК АУИПИК (ОГРН 1027739550156, ИНН 7705395248)
к Росимуществу (ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134)
третьи лица: 1) Минкультуры России; 2) Фонд единого института развития в жилищной сфере; 3) АО "ДОМ.РФ"
о признании недействительным распоряжения N 309-р от 27.04.2018.
при участии:
от заявителя: |
Ковалева О.Ю. по дов. от 04.04.2019; |
от ответчика: |
Казимирская Е.В. по дов. от 20.12.2018; |
от третьих лиц: |
1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен; 3) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ФГБУК АУИПИК (далее - Заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным распоряжения Росимущества от 27.04.2018 N 309-р "О совершении единым институтом развития в жилищной сфере -акционерным обществом "ДОМ.РФ" юридических и иных действий, в том числе сделок, в качестве агента Российской Федерации", возложении на Росимущество обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.05.2019 в удовлетворении заявленного требовании отказано.
Не согласившись с указанным решением, ФГБУК АУИПИК обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Считает, что при вынесении решения судом допущено нарушение норм материального права.
Росимущество считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Привлеченные в качестве третьих лиц Минкультуры России, Фонд единого института развития в жилищной сфере, АО "ДОМ.РФ", надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в отсутствие третьих лиц в соответствии со статьями 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 22.05.2019 не имеется.
Как следует из материалов дела, в собственности Российской Федерации находятся:
- здание, назначение: нежилое, вид: объект культурного наследия федерального значения "Палаты, XVII в.", площадь: 304,5 кв.м. с кадастровым номером 77:05:0001001:1114, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Кожевническая, д. 22 (далее - Объект);
- земельный участок: категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: общественное управление (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии); историко-культурная деятельность (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии), площадь: 620 кв.м. с кадастровым номером 77:05:0001001:79, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Кожевническая, вл. 22 (далее - Земельный участок).
Объект культурного наследия, расположенный по адресу: г.Москва, ул. Кожевническая, д. 22 совместным распоряжением Минкультуры России N 429, Минимущества России N 1367-р от 22.12.2000 был закреплен на праве оперативного управления за Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры". Право оперативного управления Учреждения на Объект было зарегистрировано 26.10.2016.
Земельный участок передан ФГБУК "АУПИК" в постоянное (бессрочное) пользование (номер и дата государственной регистрации: 77:05:0001001:79- 77/012/2017-1 от 03.07.2017).
Правительственной комиссией по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, принято решение о целесообразности совершения единым институтом развития юридических и иных действий, в том числе сделок в качестве агента Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 12.2 Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" в отношении находящихся в федеральной собственности Земельного участка и Объекта в целях, предусмотренных указанным Законом N 161-ФЗ.
В соответствии с протоколом от 06.02.2018 N 1 (раздел XXVII) и протоколом от 06.04.2018 N 3 (раздел XL), которым были внесены изменения, Правительственной комиссией были приняты следующие решения:
- о прекращении права оперативного управления ФГБУК "АУПИК" на находящийся в федеральной собственности Объект;
- о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ФГБУК "АУПИК" на находящийся в федеральной собственности Земельный участок;
- о передаче единому институту развития в федеральной собственности Земельного участка с расположенным на нем находящимся в федеральной собственности Объектом по передаточному акту для совершения единым институтом развития юридических и иных действий, в том числе сделок, в качестве Российской Федерации в целях, предусмотренных ФЗ N 161;
- об обеспечении возможности внесения единым институтом развития в качестве агента Российской Федерации в реестр федерального имущества сведений об обременениях права собственности Российской Федерации на находящийся в федеральной собственности Земельный участок с расположенным на нем находящимся в федеральной собственности Объектом.
Во исполнение указанного решения 27.04.2018 Росимущество издало распоряжение N 309-р "О совершении единым институтом развития в жилищной сфере - акционерным обществом "ДОМ.РФ" юридических и иных действий, в том числе сделок, в качестве агента Российской Федерации" (далее - Распоряжение), согласно которому приняла решения:
- прекратить право постоянного (бессрочного) пользования Агентства на Земельный участок;
- изъять Объект из оперативного управления Агентства; - передать акционерному обществу "ДОМ.РФ" Земельный участок с расположенным на нем Объектом для совершения юридических и иных действий, в том числе сделок, в качестве агента Российской Федерации;
- АО "ДОМ.РФ" в установленном порядке обеспечить государственную регистрацию прекращения права постоянного (бессрочного) пользования Агентства на Земельный участок и на Объект, а также обеспечить государственную регистрацию обременения права собственности Российской Федерации в части совершения АО "ДОМ.РФ" юридических и иных действий, в том числе сделок, в качестве агента Российской Федерации на Земельный участок и на Объект, и обеспечить в установленном порядке внесение изменений в реестр федерального имущества.
Не согласившись с указанным распоряжением, заявитель обратился в суд.
Учреждение со ссылками на положения статьей 235, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации, а также отсутствие согласия Минкультуры России и Учреждения на прекращение прав ФГБУК "АУПИК", считает неправомерным прекращение права постоянного (бессрочного) пользования на Земельный участок и права оперативного управления на Объект, а также неправомерным принятие решения о передаче АО "ДОМ.РФ" Земельного участка, на который не прекращено право постоянного (бессрочного) пользования.
Оценивая законность судебного акта, и, отклоняя доводы Учреждения, суд исходил из следующего.
Федеральный закон от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" регулирует отношения, возникающие между единым институтом развития в жилищной сфере, органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, а также устанавливает особенности осуществления единым институтом развития в жилищной сфере деятельности, предусмотренной Законом.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 161-ФЗ подготовка предложений для вынесения на Правительственную комиссию об использовании земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для жилищного строительства, создания промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов и иного развития территорий осуществляется акционерным обществом "ДОМ.РФ" (далее - АО "ДОМ.РФ", единый институт развития) на основании перечней находящихся в федеральной собственности земельных участков (в том числе с расположенными на них объектами недвижимого имущества) и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 12 ФЗ N 161 и пункта 4 Положения о Правительственной комиссии после получения предложений единого института развития, указанных в части 7 и 7.1 статьи 11 и части 6 статьи 14 ФЗ N 161, межведомственный коллегиальный орган рассматривает их и принимает решение о целесообразности/нецелесообразности совершения единым институтом развития юридических и иных действий, в том числе сделок, в отношении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в качестве агента Российской Федерации в целях, предусмотренных Федеральным законом N 161-ФЗ.
Так, Правительственная комиссия (межведомственный коллегиальный орган) после получения предложений АО "ДОМ.РФ" приняла Решение о целесообразности совершения единым институтом развития в жилищной сфере юридических и иных действий, в том числе сделок, в качестве агента Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 12.2 Закона N 161-ФЗ в отношении как Объекта культурного наследия (протокол от 06.02.2018 N 1 (раздел XXVII), так и Земельного участка (протокол от 06.02.2018 N 1 (раздел XXVII) и протокол от 06.04.2018 N 3 (раздел XL), которым были внесены изменения в протокол от 06.02.2018 N 1).
Согласно части 1 статьи 15 ФЗ N 161-ФЗ в случае, если находящиеся в федеральной собственности земельные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования организациям, такое право прекращается без согласия этих организаций и независимо от оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 45 ЗК РФ по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти в отношении земельных участков, юридические и иные действия, в том числе сделки, с которыми в соответствии с решением межведомственного коллегиального органа, указанным в пункте 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, будут осуществляться единым институтом развития.
В соответствии с частью 2 статьи 15 ФЗ N 161 в случае, если находящиеся в федеральной собственности объекты недвижимого имущества, другое имущество закреплены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за организациями, такие объекты недвижимого имущества, другое имущество подлежат изъятию без согласия этих организаций и независимо от оснований, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти в отношении объектов недвижимого имущества, юридические и иные действия, в том числе сделки, в отношении которых в соответствии с решением межведомственного коллегиального органа, указанным в пункте 2 части 1 статьи 12 ФЗ N 161, будут осуществляться единым институтом развития.
В силу части 3 статьи 15 ФЗ N 161 уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обязан принять решения, предусмотренные пунктом 2 части 1, пунктом 2 части 2 статьи 15, в течение десяти дней с даты представления единым институтом развития документов, предусмотренных ФЗ N 161.
Кроме того, в соответствии с частью 8 статьи 12 ФЗ N 161 и пунктом 18 Положения о Правительственной комиссии, Решение Правительственной комиссии является обязательным для органов государственной власти и организаций.
В соответствии с пунктом 18 вышеназванного Положения о Правительственной комиссии решения комиссии, принятые в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для органов государственной власти и организаций и направляются им в виде копий протоколов заседаний комиссии или выписок из них.
Таким образом, как верно указал суд, решение Правительственной комиссии, оформленное протоколами от 06.02.2018 N 1 и от 06.04.2018 N 3, и содержащее указание Росимуществу принять решения:
о прекращении права оперативного управления Учреждения на Объект (протокол от 06.02.2018 N 1);
о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования Учреждения на Земельный участок (протокол от 06.04.2018 N 3);
о передаче ДОМ.РФ Земельного участка с расположенном на нем Объектом по передаточному акту для совершения АО "ДОМ.РФ" юридических и иных действий, в том числе сделок, в качестве агента Российской Федерации в целях, предусмотренных пунктом 1 протокола (протокол от 06.02.2018 N 1);
о обеспечении возможности внесения АО "ДОМ.РФ" в реестр федерального имущества сведений об обременениях права собственности Российской Федерации на находящийся в федеральной собственности Земельный участок с расположенным на нем находящимся в федеральной собственности Объектом,
является обязательным для органов государственной власти и организаций.
Законность решения Правительственной комиссии подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г.Москвы по делу N А40-117592/2018.
С учетом изложенного, суд пришел к обоснованному выводу, что право постоянного (бессрочного) пользования на Земельный участок и право оперативного управления на Объект были прекращены на законных основаниях, в порядке, установленном Федеральным законом N 161-ФЗ, на основании Решения Правительственной комиссии. При этом, ни Федеральным законом N 161-ФЗ, ни Положением не предусмотрен учет мнения пользователя земельного участка относительно возможности совершения в отношении земельных участков, находящихся в пользовании, а также совершение действий с земельным участком с обязательным уведомлением пользователя.
Заявитель, выражая несогласие с судебным актом, указывает, что при издании Распоряжения не был принят во внимание особый статус Объекта и земельного участка, а также особенности данных объектов недвижимости, установленные Федеральным законом N 161-ФЗ.
Указанные доводы были рассмотрены судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой соглашается апелляционный суд.
Арбитражный суд г.Москвы обоснованно исходил их следующего.
Согласно выписке из ЕГРН от 22.01.2018 на Земельном участке расположен Объект, являющийся объектом культурного наследия федерального значения, включенный в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - "Палаты XVII".
Границы территории объекта культурного наследия федерального значения "Палаты, XVII в.", расположенного по адресу: г. Москва, ул. Кожевническая, д. 20 (адрес на момент принятия на государственную охрану), утверждены приказом Росохранкультуры от 26.01.2011 N 106.
Согласно пояснительной записке АО "ДОМ.РФ" к Предложению Мосгорнаследие сообщило, что Земельный участок расположен на территории объекта археологического наследия федерального значения "Территория культурного слоя "Кожевнической слободы, XVI-XVII вв. н.э." (Указ Президента РФ от 20.02.1995 N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения"). Земельный участок расположен в границах охранной зоны N 229А, утвержденной постановлением правительства Москвы от 19.09.2006 N 713-1111, в границах зоны строго регулирования застройки N 1, в границах зоны охраняемого культурного слоя N 1, утвержденных постановлением правительства Москвы от 07.07.1998 N 545.
Требования к осуществлению деятельности в границах территории культурного наследия и зон охраны устанавливаются в соответствии с постановлением правительства Москвы от 19.09.2006 N 713-ПП и со ст. 5.1 и ст. 34 ФЗ от 20.07.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Кроме того, согласно выписке из ЕГРН от 22.01.2018 вид разрешенного использования Земельного участка: общественное управление (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии); историко-культурная деятельность (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии).
При этом согласно градостроительному законодательству вид разрешенного использования определяется на основании утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки соответствующего муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок.
Кроме того, цели деятельности единого института развития в жилищной сфере, установленные в ст. 3 ФЗ N 161, не сводятся только к жилищному строительству.
Таким образом, как верно указал суд, Земельный участок и Объект, расположенный на нем, возможно использовать, а также осуществлять с ними юридические и иные действия, в том числе сделки в соответствии с требованиями законодательства.
Кроме того, о статусе Объекта и об имеющихся ограничениях в использовании Земельного участка было указано в Предложении АО "ДОМ.РФ", направленном в Правительственную комиссию в соответствии со статьей 11 Федерального закона N 161-ФЗ, с необходимыми документами.
Следовательно, Распоряжение Росимущества было издано во исполнение Решения Правительственной комиссией, принятого на основании всестороннего и полного анализа представленных документов с учетом особого статуса Объекта.
Доказательств, свидетельствующих о том, что спорный Объект культурного наследия будет уничтожен, заявителем в нарушение требований части 1 статьи 65 АПК РФ не представлено.
ФГБУК "АУПИК" в апелляционной жалобе указывает, что вид разрешенного использования Земельного участка не несет в себе нормативный характер и не соответствует целям, в которых должны использоваться земельные участки в соответствии с Федеральным законом N 161-ФЗ.
Вместе с тем суд первой инстанции правомерно указал, что цели деятельности АО "ДОМ.РФ" не сводятся только к жилищному строительству, следовательно, Объект и Земельный участок возможно использовать, а также осуществлять с ними юридические и иные действия, в том числе сделки, в соответствии с требованиями законодательства.
Исходя из положений статьи 3 Федерального закона N 161-ФЗ АО "ДОМ.РФ" может совершать действия в целях "иного развития территорий" в соответствии с видом разрешенного использования Земельного участка и нормами законодательства Российской Федерации.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.05.2019 по делу N А40-148759/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-148759/2018
Истец: ФГБУ КУЛЬТУРЫ "АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ"
Ответчик: Федеральное агенство по управлению государственным имуществом
Третье лицо: АО "ДОМ.РФ", Минкультуры России, Фонд единого института развития в жилищной сфере