г.Москва |
|
22 августа 2019 г. |
Дело N А40-74475/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Алексеевой Е.Б.,
судей Проценко А.И., Кораблевой М.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зиньковской Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.02.2019 по делу N А40-74475/18, принятое судьей Чекмаревой Н.А.
по иску ООО "Агрофирма "Мицелий"
к Департаменту городского имущества города Москвы
третьи лица: 1) ООО "Жолли", 2) ООО "Шампиньон", 3) Департамент природопользования и охраны окружающей среды,
об обязании внести изменения в договор аренды земельного участка,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Шараева Н.М. по доверенности от 06.02.2019;
от ответчика: Путенко М.В. по доверенности от 04.03.2019;
от третьих лиц:1- Федосенко Р.В. по доверенности от 21.09.2018, 2 - Рузанов Г.Н. генеральный директор на основании Решения N 29 от 21.12.2018; 3 - не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Мицелий" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы об обязании внести изменения в договор от 26.04.1995 N М-07-002150 о предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Мицелий" участка в пользование на условиях аренды (договор аренды земли) в части уменьшения арендуемой площади земельного участка с 34 555 кв.м до 17 528 кв.м. в соответствии с проектом границ раздела земельного участка.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 15.02.2019 по делу N А40-74475/18 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент городского имущества города Москвы обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Заявитель требования и доводы жалобы поддержал.
Представители истца и третьих лиц - ООО "Жолли" и ООО "Шампиньон" доводы апелляционной жалобы отклонили за необоснованностью. Считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным и просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со ст.ст.123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя третьего лица - Департамента природопользования и охраны окружающей среды, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 26.04.1995 Правительством Москвы в лице председателя Москомзема (в настоящее время - Департамент городского имущества города Москвы) и Товариществом с ограниченной ответственностью "Агрофирма Мицелий" (в настоящее время - ООО "Агрофирма Мицелий") заключен договор аренды земель в г.Москве N М-07-002150 в соответствии с которым ТОО Агрофирма "Мицелий" предоставлен в пользование на условиях аренды земельный участок площадью 34 555 кв.м. с адресными ориентирами: г.Москва, промзона N 37 "Очаково", проектируемый проезд N 3636 сроком на 25 лет для строительства и эксплуатации комплекса по производству шампиньонов.
Как указал истец, на арендуемом земельном участке находятся иные юридические лица, владеющие объектами недвижимости на правах собственности.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г.Москвы от 01.04.2014 по делу N А40-157596/13 было установлено, что на основании распоряжения Департамента земельных ресурсов г.Москвы от 20.03.2012 N 949 земельный участок с кадастровым номером 77:07:0012004:55 разделен на 2 участка с сохранением земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012004:55 в измененных границах. Вновь образованный земельный участок, на котором находится объект незавершенного строительства, приобретенный ЗАО "Жолли" у Агрофирмы "Мицелий" поставлен на кадастровый учет 20.07.12 с кадастровым номером 77:07:0012004:2960 и предоставлен ЗАО "Жолли" в аренду по договору от 16.01.2014 N М-07-508385.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г.Москвы от 30.09.2015 по делу N А40-84522/15 установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 77:07:0012004:55 также располагается ООО "Шампиньон", которое занимает земельный участок площадью 11 013 кв.м. под строением N 4, собственником которого является.
12.03.2015 N 33-5-6518/15 в службу "одного окна" Департамента поступило обращение от ООО "Агрофирма "Мицелий" по вопросу предоставления государственной услуги "Выдача распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории", предусматривающее выдел из границ земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012004:55 двух земельных участков (77:07:0012004:55:ЗУ1 и 77:07:0012004:55:ЗУ2).
В связи с тем, что в границах указанного земельного участка расположено здание общей площадью 446 кв. м по адресу: г.Москва, Рябиновая, д.38Б, стр.9 права на которое на зарегистрированы, - а также некапитальные объекты, инвентаризационные карточки о балансовой принадлежности по которым не представлены, 24.03.2015 Департаментом отказано в приеме документов в соответствии с п.2.8.6.1 постановления Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы".
Истец ссылается на то, что договор аренды земель в г.Москве от 26.04.1995 N М07-002150 в действующей редакции является недостоверным, что влечет убытки для истца, в связи с чем обратился с настоящим иском о внесении изменений в договор аренды земель в г.Москве от 26.04.1995 N М-07-002150 в части уменьшения арендуемой площади земельного участка с 34 555 кв.м до 17 528 кв.м. в соответствии с проектом границ раздела земельного участка.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции исходил из того, что решением Арбитражного суда г.Москвы от 30.09.2015 по делу N А40-84522/15 ответчик был обязан выдать распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории в отношении земельного участка с адресными ориентирами город Москва, улица Рябиновая, вл.38 кадастровый номер 77:07:0012004:55.
Кроме того, суд указал на то, что решением Арбитражного суда от 15.07.2015 по делу N А40-62327/15 с Департамента городского имущества г.Москвы в пользу ООО Агрофирма "Мицелий" была взыскана переплаченная истцом в пользу ответчика арендная плата, признанная неосновательным обогащением.
Таким образом, учитывая наличие судебных актов по вышеуказанным делам и требования ст.16 АПК РФ, недопустимости конфликтности судебных актов, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования истца обоснованны, документально подтверждены и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Как следует из материалов дела, истец просит внести изменения в договор аренды земельного участка в части уменьшения площади с 34 555 кв.м. до 17 528 кв.м. указывая на то, что ООО "Шампиньон" является собственником строения N 4 и занимает земельный участок площадью 11 013 кв.м.
Между тем, факт занятия ООО "Шампиньон" земли площадью 11 013 кв.м., расположенной в границах земельного участка 77:07:0012004:55 не оспаривается.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что если данная площадь земельного участка 77:07:0012004:55 занята ООО "Шампиньон", то существует самостоятельный объект недвижимости, выбывший из владения истца, а значит необходимо изменить договор в части уменьшения площади.
Между тем, в соответствии с п.2 ст.6 Земельного кодекса РФ объектом земельных отношений является, в том числе земельный участок.
Согласно п.3 ст.6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии с п.1 ст.130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество) относятся земельные участки.
Следовательно, указанный земельный участок площадью 11 013 кв.м. не сформирован, на государственный кадастровый учет не поставлен, а значит, не имеет уникальных характеристик, а потому не может быть определен на местности и выделены из границ земельного участка КД 77:07:0012004:55.
Указанный довод, так же подтверждается судебным актом, имеющим преюдициальное значение, вынесенным по делу N А40-42113/17-61-384.
На основании п.7 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" описание местоположения объекта недвижимости относится к числу обязательных сведений, подлежащих отражению в государственном кадастре недвижимости.
Частью 8 ст.22 указанного закона предусмотрено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Следовательно, спорный земельный участок площадью 11 013 кв.м. не является объектом правоотношений.
Так, собственником спорного земельного участка является субъект Российской Федерации - город Москва в лице Департамента городского имущества города Москвы.
В соответствии со ст.1, 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" реализация функций органами исполнительной власти осуществляется путем предоставления государственных услуг.
Предоставление государственной услуги осуществляется Департаментом в соответствии с административным регламентом, утвержденным постановлением правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы".
Формирование земельного участка происходит в рамках предоставления государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка", в порядке, утвержденном Приложением 21 к постановлению Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП.
Согласно п.15 ст.39.15 Земельного кодекса РФ лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования участка.
Пунктом 1 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что постановка на кадастровый учет земельного участка осуществляется на основании межевого плана, в связи с чем, после принятия Департаментом распоряжения о предварительном согласовании предоставления земельного участка по вопросу подготовки межевого плана рассматриваемого земельного участка необходимо обратиться к кадастровому инженеру.
После проведения кадастровых работ и внесения соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости, с целью оформления земельно-правовых отношений на земельный участок необходимо обратиться в Департамент с заявлением на предоставление государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, сооружений, расположенных на земельном участке" в порядке, утвержденном Приложением 15 к постановлению Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП.
Таким образом, формирование земельного участка, представляет собой строго определенную Правительством Москвы и федеральным законодателем процедуру, в результате соблюдения которой обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, постановка его на кадастровый учет и последующее его предоставление.
Указанный порядок так же был разъяснен истцу в ответе ДГИ-1-75044/16: "Таким образом, собственник объекта недвижимости, расположенного в границах земельного участка (ООО "Шампиньон") или арендатор земельного участка (ООО "Агрофирма "МИЦЕЛИЙ") вправе обратиться в Департамент через портал государственных и муниципальных услуг города Москвы www.pgu. mos. rи с заявлением на предоставление государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка" для выдела земельного участка 77:07:0012004;55:ЗУ1 из границ земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012004:55 в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП".
Между тем, ни ООО "Шампиньон", ни ООО "Агрофирма "Мицелии" указанный порядок не реализовывали, а лишь обращались в адрес Департамента в рамках 59-ФЗ.
Более того, как указано в решении суда по делу А40-157596/13, имеющим так же преюдициальное значение, поскольку ответчик в период после приобретения у истца объекта незавершенного строительства не уплачивал арендную плату за часть земельного участка, занятую объектом незавершенного строительства, суд соглашается с мнением истца о том, что ответчик неосновательно обогатился на сумму арендной платы, не уплаченной ответчиком, а уплаченной истцом.
Изложенное свидетельствует о том, что истец не лишен права взыскивать с ООО "Шампиньон" сумму арендных платежей пропорционально занимаемой площади.
Кроме того, решением Арбитражного суда г.Москвы по делу N А40-157596/13, установлено, что согласно кадастровому паспорту от 18.06.2013 площадь участка с кадастровым номером 77:07:0012004:2960 составляет 2 036 кв. м, то есть 5,89% от площади земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012004:55, согласно составленному ответчиком расчету размер арендной платы за часть земельного участка, занятого объектом незавершенного строительства, составляет 6 850 руб. 06 коп. за 2011 год, 7 710 руб. 32 коп. за 2012 год и 273 339 руб. 25 коп. за 2013 год.
В настоящий момент согласно данным государственного кадастра недвижимости, а так же справочной информации Росреестра, площадь земельного участка КД 77:07:0012004:2960 так же составляет 2 039 кв.м.
Если истец считает, что ООО "Жоли" занимает площадь земельного участка, предоставленного ООО "Агрофирма "Мицелий" по договору аренды от 26.04.95 N М-07-002150, он так же вправе взыскать сумму неосновательного обогащения пропорционально площади.
Следует отметить, что в резолютивной части решения по настоящему делу, суд обязал Департамент внести изменения в договор аренды в соответствии с проектом границ раздела земельного участка.
Между тем, в решении отсутствуют какие либо реквизиты данного проекта, более того, в материалах дела содержится лишь технический отчет от 2015 по определению площади и границ земельного участка по адресу: г.Москва, ул.Рябиновая, вл.38Б, площадью 34 170.
Данный отчет, согласно нижеизложенному не является документом, на основании которого осуществляется кадастровый учет изменений объекта недвижимости. Более того, данный отчет устанавливает границы всего земельного участка с КД 77:07:0012004:55.
Следовательно, в настоящем случае, были установлены границы земельного участка, предоставленного истцу по договору аренды, между тем, данное решение противоречит решению суда по делу N А40-42113/17-61-384, которым истцу было отказано в удовлетворении данного требования.
На основании п.1 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции и полномочия, являющиеся установленной сферой деятельности Департамента в том числе по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, жилыми помещениями, земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы.
Предоставление государственной услуги "Согласование межевого плана границ земельного участка" осуществляется департаментом в соответствии с административным регламентом, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы" (Приложение N 2).
Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы устанавливает состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий) и (или) принятия решений по предоставлению государственной услуги, осуществляемых по запросу (заявлению) физического или юридического лица либо их уполномоченного представителя.
Согласно п.2.5.1 Административного регламента предоставление государственной услуги осуществляется на основании перечисленных в подп.2.5.1.1 документов, которые должны быть предоставлены заявителем (сведений), в частности к ним относятся:
- запрос (заявление) на предоставление государственной услуги. Запрос оформляется согласно приложению 1 к настоящему Регламенту (в случае, если собственниками зданий, строений, сооружений являются несколько лиц, запрос подписывается и подается всеми собственниками совместно либо их уполномоченным представителем);
- документ, удостоверяющий личность заявителя;
-документ, подтверждающий полномочие представителя действовать от имени заявителя;
- нотариально удостоверенные копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права заявителя на земельный участок, а также на здания, сооружения, если права на земельный участок, здания, сооружения в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются возникшими независимо от их регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (представляются при наличии на земельном участке зданий, сооружений и при отсутствии сведений о правах на такие здания, сооружения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
И только после представления вышеперечисленных документов на Департаменте лежит обязанность представления государственной услуги результатом которой является выдача (направление) дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка, либо выдача (направление) решения об отказе в предоставлении государственной услуги, которые впоследствии заявитель может обжаловать по правилам, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Между тем, указанный проект границ раздела земельного участка, не является межевым планом, на основании которого возможно установление границ земельных участков в соответствии с положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Изложенное свидетельствует, что установлении границ земельного участка, принадлежащего Истцу на праве аренды, в соответствии с указанным проектом границ раздела земельного участка, повлечет нарушение установленного законодательством порядка, а так же может привести к нарушению прав и законных интересов третьих лиц. так как в данном проекте отсутствует акт согласования границ.
Так же следует отметить, что истец, в качестве оснований для внесения изменений в договор аренды, ссылается на положения ст.451 Гражданского кодекса РФ, а именно он полагает, что произошло существенное изменение обстоятельств.
Между тем, истцом не учтено следующее.
Так п.2 названной статьи требует одновременного соблюдения следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
В настоящем случае, суд апелляционной инстанции считает, что истцом не представлено доказательств соблюдения данных условий, более того, продавая объект незавершенного строительства ЗАО "Жоли" в 2006 году, истец мог предвидеть указанные изменения при должной осмотрительности, следовательно положения п.2 подп.2 ст.451 Гражданского кодекса РФ не соблюдены.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда вынесено с нарушением норм материального права, что в силу п.1 ч.2 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса РФ является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.110, 176, 266, 267, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 15.02.2019 по делу N А40-74475/18 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Б. Алексеева |
Судьи |
А.И. Проценко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-74475/2018
Истец: ООО "АГРОФИРМА "МИЦЕЛИЙ"
Ответчик: Департамент городского имущества г.Москвы, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ЗАО Жолли, ООО ШАМПИНЬОН