город Омск |
|
26 августа 2019 г. |
Дело N А46-8330/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15.08.2019-22.08.2019 апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8636/2019) акционерного общества "Омскэлектро" (далее - АО "Омскэлектро", Общество, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Омской области от 14.06.2019 по делу N А46-8330/2019 (судья Чернышев В.И.), принятое по заявлению Сибирского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (СМТУ Росстандарта) в лице Отдела (инспекции) госнадзора по Омской области (далее - Отдел, заявитель, административный орган) к акционерному обществу "Омскэлектро" (ИНН 5506225921, ОГРН 1135543015145) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании представителей:
от АО "Омскэлектро" - до и после перерыва Черкасова Ю.В. (по доверенности от 08.08.2019 N 06-10/93юр);
от Отдела - до перерыва Тарасов Г.А. (по доверенности от 09.01.2019 N 67); после перерыва Тарасов Г.А., Нуждин С.В. (по доверенности от 09.01.2019 N 70),
установил:
Сибирское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (СМТУ Росстандарта) в лице Отдела (инспекции) госнадзора по Омской области обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении акционерного общества "Омскэлектро" к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Омской области от 14.06.2019 заявленное Отделом требование удовлетворено, Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что факт наличия в бездействии заинтересованного лица состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ, подтверждается материалами дела, срок давности привлечения к административной ответственности соблюден, в связи с чем заинтересованное лицо подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 14.06.2019 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Податель апелляционной жалобы настаивает на том, что содержание предписания от 25.10.2018 N С-51 не позволяет установить, в отношении каких трансформаторных подстанций необходимо осуществить сертификацию передаваемой электрической энергии, и на том, что действующее законодательство не возлагает на сетевую организацию обязанность по проведению сертификации электрической энергии, в связи с чем отсутствуют основания для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
Отдел в представленном суду апелляционной инстанции письменном отзыве на апелляционную жалобу выразил несогласие с доводами жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
К письменному отзыву заявителя приложены дополнительные доказательства, которые приобщены судом апелляционной инстанции к материалам дела в порядке пункта 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" в целях объективного рассмотрения дела.
До объявления перерыва в судебном заседании и по его окончании представитель АО "Омскэлектро" поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
До объявления перерыва в судебном заседании и по его окончании представители Отдела выразили несогласие с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В соответствии с приказом от 26.03.2019 N 267 в отношении АО "Омскэлектро" проведена внеплановая выездная проверка исполнения ранее выданного предписания от 25.10.2018 N С-51.
В ходе проведения первичной проверки (акт от 25.11.2018 N 51/76) выявлены следующие нарушения:
1) на передаваемую АО "Омскэлектро" потребителям электроэнергию через ТП-3365 и ТП-3887 отсутствует сертификат соответствия, что является нарушением требований Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" (далее - Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 N 982);
2) положительное отклонение напряжения в точке передачи электрической энергии превышает 10 % номинального или согласованного значения напряжения в течение 100 % времени интервала:
- в точке общего присоединения цепей питания ТП-3365 на границе балансовой принадлежности, расположенной по адресу: город Омск, улицы Лобова, Молодова (протокол испытаний от 25.10.2018 N Э575);
- в точке общего присоединения цепей питания ТП-7002 на границе балансовой принадлежности, расположенной по адресу: город Омск, улица Лизы Чайкиной, дом 8 (протокол испытаний от 25.10.2018 N Э573) (нарушение пункта 4.2.2 ГОСТ 32144-2013).
АО "Омскэлектро" выдано предписание об устранении нарушения от 25.10.2018 N С-51 сроком исполнения до 25.03.2019.
В результате проведения проверки исполнения предписания от 25.10.2018 N С-51 установлено, что электрическая энергия, передаваемая АО "Омскэлектро" потребителям через ТП-3365, ТП-3887, не сертифицирована, следовательно, в части устранения нарушения требований Постановления Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 АО "Омскэлектро" предписание от 25.10.2018 N С-51 не выполнило.
По факту выявленного нарушения Отделом в отношении АО "Омскэлектро" составлен протокол от 29.04.2019 N 10-11 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
На основании указанного протокола Отдел обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
14.06.2019 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ установлено, что невыполнение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 25.10.2018 заинтересованному лицу выдано предписание N С-51, в котором содержится требование устранить в срок до 25.03.2019 нарушение требований пункта 4.2.2 ГОСТ 32144-2013, выразившееся в отклонении напряжения в точках передачи электрической энергии ТП-3365 и ТП-7002 от допустимого уровня, а также требований Постановления Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 в части осуществления сертификации электрической энергии, передаваемой АО "Омскэлектро" потребителям через ТП-3365, ТП-3887.
Вместе с тем на момент проведения проверки на предмет устранения заинтересованным лицом замечаний, содержащихся в предписании от 25.10.2018 N С-51, указанные в нем требования в части осуществления сертификации электрической энергии, передаваемой АО "Омскэлектро" потребителям через ТП-3365, ТП-3887, Обществом не исполнены, что подтверждается протоколом об административном правонарушении от 29.04.2019 N 10-11 (л.д.8-9).
При этом доводы подателя апелляционной жалобы о том, что содержание предписания от 25.10.2018 N С-51 не позволяет установить, в отношении каких трансформаторных подстанций необходимо осуществить сертификацию передаваемой электрической энергии, отклоняются судом апелляционной инстанции, как не соответствующие действительности, поскольку в обозначенном предписании указаны конкретные трансформаторные подстанции, через которые передается электрическая энергия, подлежащая сертификации.
Утверждение Общества о том, что действующее законодательство не возлагает на сетевую организацию обязанность по проведению сертификации электрической энергии, суд апелляционной инстанции находит ошибочным по следующим основаниям.
В соответствии с разделом 0110 Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982, и пунктом 8.1 Постановления Госстандарта России от 16.07.1999 N 36 "О правилах проведения сертификации электрооборудования" (далее - Постановление Госстандарта РФ от 16.07.1999 N 36) электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц, предназначенная для приобретения и использования гражданами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, подлежит обязательной сертификации.
Пунктами 8.1 и 8.2 Постановления Госстандарта РФ от 16.07.1999 N 36 определен объект сертификации - электрическая энергия.
При этом в качестве субъекта, на которого возлагается обязанность по проведению сертификации, выступает лицо, участвующее в электроснабжении потребителей (организации, осуществляющие производство, передачу и куплю-продажу электроэнергии).
Таким образом, вышеуказанными нормативными актами определено проведение сертификации электрической энергии, поставляемой потребителям, а получение сертификата не ставится в зависимость от принадлежности этих электрических сетей.
Согласно уставу АО "Омскэлектро" Общество осуществляет передачу электроэнергии.
Вместе с тем пунктом 3.3.1 договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 22.05.2015 (далее - Договор), заключенного между АО "Омскэлектро" (исполнитель) и открытым акционерным обществом "Петербургская сбытовая компания" (заказчик), предусмотрено, что исполнитель обязуется обеспечить передачу электроэнергии, принятой в свою сеть, от точек приема (приложение N 1) и до точек поставки (приложение N 2), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам, что должно подтверждаться сертификатом соответствия, выданным исполнителю уполномоченным органом (л.д.38).
Приложением N 2 к Договору закреплен перечень потребителей, подключенных, в том числе от ТП-3887, ТП-3365, к числу которых, помимо прочего, отнесено население, проживающее в индивидуальных жилых домах по улицам Походная, Казачья, Станичная, Молодова, Лобова, Есаульская в городе Омске (пункт 46 перечня).
Приложение N 3 к Договору, которым утверждено плановое количество отпускаемой потребителям заказчика электроэнергии и мощности, также предусматривает передачу электрической энергии населению и приравненным к нему категориям потребителей по одноставочному тарифу.
Кроме того, в соответствии с представленным заявителем распоряжением Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.06.2019 N 102-Р установлена плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств гражданки Андреевой Ольги Владимировны по объекту: "жилой дом по улице Перекоповская, 35" к электрическим сетям АО "Омскэлектро" по индивидуальному проекту.
Таким образом, учитывая, что материалами дела подтверждается факт отпуска Обществом электрической энергии населению для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии у АО "Омскэлектро" обязанности по осуществлению сертификации электрической энергии.
Обозначенная позиция подтверждается судебной практикой по спорному вопросу (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.01.2018 N 305-АД17-20505 по делу N А40-24706/2017).
При этом ссылка заинтересованного лица на судебную практику, а именно: на постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24.10.2017 и Определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.03.2018 по делу N А60-6642/2017, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в рамках дела N А60-6642/2017 установлено, что заявитель не осуществлял реализацию электрической энергии конечным потребителям, то есть гражданам, а только оказывал услуги по передаче электроэнергии, причем также не конечному потребителю электроэнергии.
Суд апелляционной инстанции также обращает внимание на противоречивость позиции заинтересованного лица, поскольку согласно письмам, представленным им в адрес административного округа о ходе исполнения вышеуказанного предписания, Обществом ведутся переговоры с электротехнической лабораторией ОЦСМ и местным органом по стандартизации и сертификации в части сертификации электроэнергии в целом по предприятию, а также готовится пакет документов для подачи заявки на сертификацию электрической энергии, что подтверждается программой мероприятий по устранению нарушений, выявленных Отделом в результате проверки 20.11.2018 (письма АО "Омскэлектро" от 03.04.2019 N 13-11/4253 и от 02.11.2018 N 13-10/16074).
Таким образом, учитывая, что предписание от 25.10.2018 N С-51 Обществом в полном объеме не исполнено, доказательств обратного заинтересованным лицом в материалы дела не представлено, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в бездействии АО "Омскэлектро" события административного правонарушения, предусмотренного частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вина АО "Омскэлектро" выразилась в том, что при наличии возможности для соблюдения требований действующих нормативных актов Общество не приняло всех зависящих от него мер по их соблюдению, а именно: не приняло меры для надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей по недопущению реализации электрической энергии без сертификата соответствия потребителям от ТП-3887 и ТП-3365.
При этом доказательств отсутствия у Общества объективной возможности обеспечить в рассматриваемом случае надлежащее исполнение соответствующей обязанности в материалах дела не имеется и заинтересованным лицом не представлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ, Отделом установлено и подтверждается материалами дела.
Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного заинтересованным лицом административного правонарушения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и квалификации допущенного Обществом правонарушения в качестве малозначительного, а также для снижения штрафа в соответствии с частями 3.2 и 3.3 ст.4.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что назначенное судом первой инстанции наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. является адекватным и соразмерным правонарушению, совершенному Обществом.
Соблюдение срока давности привлечения Общества к административной ответственности, а также наличие полномочий у Отдела на составление протокола об административном правонарушении установлено судом первой инстанции и заинтересованным лицом в апелляционной жалобе не оспаривается. Проверив соответствующие выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции находит их правильными и не усматривает оснований для их переоценки.
По мнению суда апелляционной инстанции, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем судебные расходы по уплате государственной пошлины Обществом не понесены, на заинтересованное лицо не относятся.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 14.06.2019 по делу N А46-8330/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий судья |
Е.П. Кливер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-8330/2019
Истец: Сибирское Межрегиональное Территориальное Управление Федерального агенства по техническому регулированию и метрологии
Ответчик: АО "ОМСКЭЛЕКТРО"
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6054/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6054/19
26.08.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8636/19
14.06.2019 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-8330/19